Пятница, 26 апреля, 2019

Антимонопольный комитет Украины против МАУ: чья возьмет

В Антимонопольном комитете объявили о расследовании изменений в крупнейшей украинской авиакомпании «Международные авиалинии Украины», а также Ryanair и Wizz Air правил перевоза багажа. Что на самом деле происходит между АМКУ и МАУ, разбирался МаркерУА.

АМКУ против МАУ: непонятные правила

О том, что Киевское областное территориальное отделение АМКУ принялось за расследование изменений норм провоза багажа украинским перевозчиком и лоукостами Ryanair (Ирландия) и Wizz Air (Венгрия) широкой общественности стало известно из авторской колонки главы отделения Алексея Хмельницкого. «Все, кто часто путешествуют самолетом, обратили внимание на изменение норм провоза ручной клади крупнейшей украинской авиакомпанией – «Международные авиалинии Украины» (МАУ), – пишет Хмельницкий. – Новые правила стали действующими с 15 января 2019 года. К сожалению, они не стали понятными пассажирам. Не поняли их и мы, поэтому Киевское областное территориальное отделение Антимонопольного комитета Украины начало свое расследование относительно новых правил».

Читайте также
Граница (не) на замке: перестанет ли граница Украины быть проходным двором

Новые правила МАУ заключаются в том, что теперь в стоимость билетов не входит перевозка багажа, а параметры ручной клади сильно ограничены. Пассажир, купивший такой билет, сможет взять с собой на борт самолета лишь одну ручную кладь весом до 7 кг и размерами не более 55х40х20 см, а также верхнюю одежду и зонт. Особенно неприятно, что в это же одно место должно поместиться абсолютно все – от газеты и ноутбука до товаров, купленных в Duty Free. А все, что не влезло в сумку установленного размера, теперь считается отдельным местом, и будет взято на борт только после оплаты. Алексей Хмельницкий напоминает, что новшеством эти правила назвать трудно. Аналогичный «финт» в ноябре прошлого года сделали лоукосты Wizz Air и Ryanair, сделав платным перевозку всех сумок на колесах, обосновав это решение тем, что им необходимо обеспечить низкие цены на билеты. Правда, между этими перевозчиками есть одна существенная разница: ранее крупнейший авиаперевозчик страны МАУ не позиционировал себя как лоукост.

АМКУ против МАУ: введение в заблуждение?

Все, кто покупал авиабилеты на сайте, знают: во время поиска мы видим самый низкий тариф, и только уже на этапе оформления билета раскрывается истинная информация о стоимости. То есть, продолжает Хмельницкий, пассажир приобретает проездной документ не по той цене, которую он впервые увидел при поиске, а по значительно более высокой, которая позволяет ему взять хотя бы немного вещей даже для небольшого путешествия.

«В соответствии со статьей 151 закона «О защите от недобросовестной конкуренции» распространением информации, которая вводит в заблуждение, является сообщение субъектом хозяйствования, непосредственно либо через другое лицо, одному или неопределенному числу лиц, в том числе в рекламе, неполных, неточных, неправдивых данных, в частности, вследствие выбранного способа их изложения, замалчивания отдельных фактов или нечеткости формулировок, которые повлияли или могут повлиять на намерения этих лиц относительно приобретения (заказа) или реализации (продажи, поставки, исполнения, предоставления) товаров, работ, услуг этого субъекта хозяйствования», – отметил Хмельницкий, допустив, что у потребителя при подборе подходящего перелета может сложиться неверное впечатление о реальной стоимости билета.

АМКУ против МАУ: итальянский опыт

Хмельницкий отметил, что расследование коснется не только МАУ, но и других перевозчиков, в том числе, Ryanair и Wizz Air. К тому же, для последних это не станет большой новостью, ведь они уже были оштрафованы Итальянским антимонопольным ведомством именно за изменение правил перевозки ручной клади. Итальянцы решили, что исключение небольшого чемодана на колесах из базовой стоимости билета вводит пассажиров в заблуждение. По всей видимости, именно результаты расследования итальянских коллег и вдохновили АМКУ заняться расследованием. Тем более, что не нужно придумывать новые аргументы – итальянцы уже все подробно объяснили.

Расследование показало, что практически все пассажиры используют при перелете ручную кладь, которая не входит в новые «бесплатные рамки». А требуя доплату за ручную кладь, авиакомпании фактически непрозрачно увеличивают стоимость билета. Отсюда – введение пассажиров в заблуждение: ведь цена, которую они платят в конце процесса бронирования практически всегда значительно выше той, которую они видели в начале бронирования. К тому же, такая тарифная политика не дает пассажирам сравнить предложения от разных перевозчиков, ведь одни включают в стоимость билета багаж, а другие – нет. В результате всего вышесказанного компании Ryanair и Wizz Air были оштрафованы на 3 млн евро и 1 млн евро соответственно, что, по мнению Хмельницкого, является победой не только в сфере защиты прав потребителей, но и в борьбе за добросовестную конкуренцию. В заключение в АМКУ предложили всем, кто либо пострадал от введенных изменений, либо имеет собственное видение выхода из сложившейся ситуации, обращаться в Киевское территориальное отделение со своими жалобами или предложениями.

АМКУ против МАУ: мнения разделились

Интересно, что мнения самих пассажиров относительно изменения правил перевозки багажа разделились. И в то время как одни считают, что цены МАУ вполне сопоставимы с лоукостами, другие считают, что перевозчик в своем сдирании денег с пассажиров несколько увлекся. Чтобы не быть голословными, приведем два комментария – «за» и «против».

«Я перелет из Киева в Берлин с МАУ в обе стороны за 60 евро покупал, а в одну сторону — даже за 21 евро находил при покупке билета за 9 месяцев – чем не лоукост? При этом, МАУ мне лететь комфортнее, чем, например, Ryanair, но хуже чем Wizzair». «Поддерживаю АМКУ, ибо осталось получить информацию от МАУ о вводе платных туалетах в полетах, предоставлении одеял и подушек за деньги, выдачи бесплатно 50 мл воды на полет на человека, платном пользовании верхних полок для багажа, оплате доставки на борт автобусом и введении платы за кондиционирование воздуха при взлете\полете\посадке».

АМКУ против МАУ: «решение придется выполнять»

Эксперты также не пришли к единому мнению относительно сложившейся ситуации. «МАУ позиционирует себя как лоукост, а для Европы такая тарифная политика лоукостов в порядке вещей, – поясняет транспортный эксперт Александр Кава. – Идет накопление платных услуг: хотите дополнительную ручную кладь – платите, хотите багаж – платите, хотите питание – платите. Именно этот подход и позволил создать направление лоукост-перевозок, чтобы пассажир не платил за то, что ему не нужно». По мнению эксперта, этот вопрос не стоит выеденного яйца. Рынок авиаперевозок в Украине абсолютно конкурентен. И единственная причина выступления АМКУ против МАУ – это желание пропиариться на чувствительной теме.

Читайте также
Развитие туризма в Украине: проблемы и перспективы

В то же время, юрист Андрей Вигиринский считает, что у АМКУ были основания заняться расследованием, даже несмотря на то, что МАУ не является монополистом. «Наличие в названии органа слова «антимонопольный» приводит к неверному пониманию, что деятельность данного органа направлена лишь на тех, кто имеет монопольное положение в определенной сфере, – отметил в комментарии МаркерУА юрист Андрей Вигиринский. – Между тем, суть монополии состоит в препятствии конкуренции на рынке. В рыночных условиях субъекты хозяйствования в борьбе за потребителя могут использовать нечестные методы, которые создают у потребителя ложное представление о стоимости, качестве, условиях и т.д. АМКУ является в Украине тем органов, который обеспечивает защиту конкуренции на государственном уровне. В колонке именно об этом и сказано: перевозчик МАУ, изменяя условия перевозок, мог ввести пассажиров в заблуждение и привести к лишним финансовым расходам – ведь пассажир, мог бы сделать выбор в пользу, скажем, другого перевозчика или пакетного предложения». Что касается перспектив этого дела, то, говорит Вигиринский, все будет зависеть от того, насколько качественным будет проведенное расследование.  Сможет ли АМКУ аргументировать наличие в действиях МАУ нарушение, определенные в ряде статей Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции». В частности, статьи 15 «Достижение неправомерных преимуществ в конкуренции», статьи 15-1 Распространение информации, которая вводит в заблуждение».

«На первый взгляд, учитывая практику ЕС в делах против лоукостов, о которой говорилось выше, создается впечатление, что миссия АМКУ несколько упрощена, поскольку, допускаю, что в рамках обмена информацией они могут ссылаться на те же мотивы и основания, которые использовали компетентные органы ЕС, вынося решение о взыскании, — подытожил Вигиринский. – Естественно, с учетом особенностей отечественного законодательства, однако базово директивы ЕС, имплементированные Украиной, тоже будут учитываться. Что касается исполнения решения, то МАУ по закону должны будут выполнить рекомендации, данные по результатам расследования, приводя правила в соответствие к требованиям законодательства и устраняя нарушения, выявленные АМКУ».

Поделиться в соц сетях
Оставить комментарий

Выбор редакции

Коммунальные тарифы: что будет с ценами с 1 мая

МаркерУА вместе с экспертами вспомнил, как Порошенко «требовал» снижения тарифов и разбирался, чт...

23/4/2019

Пенсии для оккупированного Донбасса: новое дыхание неудобной темы

Кандидат в президенты Владимир Зеленский заявил, что необходимо начать платить пенсии на оккупиро...

16/4/2019

«Мины замедленного действия»: что ждет Зеленского после ухода Порошенко

В случае победы 21 апреля несистемного Владимира Зеленского над действующим президентом Петром По...

9/4/2019

Зеленский против Порошенко: мнение экспертов о последних событиях

Борьба претендентов на президентское кресло в самом разгаре. При этом текущая избирательная кампа...

6/4/2019