Пятница, 26 апреля, 2019

Закон о государственном языке заставит говорить на украинском не только чиновников

Верховная Рада планирует принять закон о государственном языке до завершения первого тура президентских выборов. Что это за документ и будет ли означать он тотальную принудительную украинизацию, разбирался МаркерУА.

Закон о языке: предыстория

Верховная Рада 4 октября 2018 года в первом чтении приняла за основу законопроект №5670-д «О функционировании украинского языка как государственного». Глава парламента Андрей Парубий семь раз заставлял депутатов голосовать за него, что является грубым нарушением регламента Рады: в течение одной сессии законопроект запрещено переголосовывать. При доработке к документу было подано более 2 тыс. поправок. Доработанный для второго чтения законопроект о функционировании украинского языка как государственного опубликовали 27 февраля текущего года. Документ предусматривает украинизацию всех публичных сфер в государстве, и его принятие фактически приведёт к тому, что число чиновников, говорящих на суржике, станет ещё больше.

Венецианская комиссия Евросоюза обратила внимание на противоречия данного законопроекта требованиям европейского законодательства. Венгрия, Румыния, Польша, Россия возмутились подобным ущемлением прав граждан, читающих и говорящих не на государственном языке. Осенью 2017 года вступил в силу закон, который предусматривает с 2020 года переход всего образовательного процесса на украинский язык. Это решение вызвало резкую реакцию в Евросоюзе, в частности, в Венгрии. Тогда венгерские власти заявили, что «правительство Украины, которое приняло полуфашистский образовательный закон, попирает права меньшинств». Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан сказал, что «с нынешним украинским руководством невозможно достичь соглашения».

Читайте также
Закон о языковых квотах на ТВ: возврат в дикое средневековье

Во время избирательной кампании в 2014 году Петр Порошенко обещал свободное развитие всех языков, в том числе и русского: «Буду руководствоваться статьей 10 Конституции, которая определяет украинский язык как государственный, но особенно подчёркивает права русского языка и гарантирует свободное развитие всех языков. Считаю целесообразным в целях обеспечения единства украинской политической нации сохранить существующий статус-кво в языковом вопросе». Однако не без одобрения президента был отменён т.н. закон Колесниченко-Кивалова 2012 года, гарантировавший использование региональных языков – т.е. тех, которые считают родными более 10% населения области, города или деревни. В пределах этого региона можно было использовать свой язык наравне с государственным.

Закон о языке: что меняет этот закон

Согласно документу, украинский язык должен стать обязательным во всех учебных заведениях: дошкольных, школьных, внешкольных и высших. Небольшое послабление лишь для детсадов и учеников начальных классов: им разрешат параллельно учиться на родных языках. В вузах несколько предметов можно будет преподавать на одном из 24 официальных языков Евросоюза. Русский язык в этот список не попадает. Украинский будет обязательным для всех СМИ, если, например, программа будет выходить не на  государственном языке, необходимо будет использовать синхроннный перевод. Издавать книги, показывать спектакли и снимать кино разрешено только на государственном языке. Опять же, если случайно представление будет иноязычным, то его необходимо снабдить субтитрами на украинском. Как это сделать технически, например, в национальном театре русской драмы им. Леси Украинки, депутаты не указали.

В медицинских учреждениях, предприятиях общепита и торговли, сферы бытового обслуживания все сотрудники обязаны говорить исключительно только на государственном языке. Все государственные служащие, а также работники сферы юриспруденции, сотрудники образовательных и медицинских учреждений должны говорить на службе исключительно на украинском языке, но перед этим они обязаны будут подтвердить своё знание украинского языка на достаточном уровне: это определит национальная комиссия. За выполнением закона будут строго следить т.н языковые инспекторы.

Читайте также
Верховная Рада поддержала новый языковой закон: что это значит для Украины

В законопроекте предусмотрена административная, и даже уголовная ответственность за несоблюдение его положений. Например, за использование иного языка в госучреждениях чиновникам грозит штраф 3400-6800 грн; в гуманитарной сфере 3400–5100 грн; в сфере обслуживания сначала предупреждение, при «рецидиве» штраф 5100-6800 гривен, третье нарушение потянет на 8500–11900 грн. И уж совсем суровое наказание для руководителей регионов. Кроме того, такой произвол будет квалифицироваться как попытка свержения конституционного строя, за что по статье 109 Уголовного кодекса предполагается тюремное заключение до 10 лет.

Закон о языке: почему этот документ нужно принять

В случае принятия закона о языке в таком виде, он никак особенно на жизни людей не отразится, ведь в нём просто закрепляются те нормы, которые и так уже введены, – прогнозирует политтехнолог Василий Стоякин. «Тем более, что ничего радикального там нет. В частности, закон не запрещает преподавание и даже обучение на родном (не государственном) языке. В общем, он сравнительно мягкий. У европейских стран он вызовет некоторое недовольство, но воздействовать на Украину им нечем», – считает эксперт.

Любые международные отношения должны строиться на основе взаимного уважения и невмешательства во внутренние дела друг друга, – рассказывает аксиому аналитик Александр Гаврутенко. «Всё остальное, любое давление со стороны, какими бы праведными мотивами кто не руководствовался (защита своей культуры и представителей своей нации на территории другой страны) – это всё лежит за рамками добрососедских отношений. Наши соседи часто путают, а вернее сознательно прикрываются защитой прав и свобод своих национальных меньшинств в стремлении решать здесь свои весьма далёкие от гуманных целей задачи. Принятие довольно жёсткого закона о государственном языке – это, по сути, проверка нашей состоятельности защищать свои культурные и национальные интересы на своей же территории и способности противостоять влиянию извне. А стратегически это развитие государственного языка, залог существования украинской государственности как таковой. Опыт последних лет показал, насколько это тезис соответствует действительности, поэтому, без сомнения, такой закон необходим, он будет принят, и с ним придётся смириться всем тем, кто до сих пор противится становлению украинской государственности как внутри страны, так и за её пределами», – категоричен Гаврутенко.

Закон о языке: за что критикуют законопроект

Закон о языке, который планируют принять, является выражением абсолютного, кристаллизованного украинского шовинизма, – высказывает жёсткое мнение эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Даниил Богатырёв. «Он стирает грань между государственными и частными учреждениями, лишая владельцев и персонал последних прав самим определять язык общения с клиентами. Все сферы общественной жизни, согласно этому закону, подлежат 90–100% языковой украинизации. Это явно не соответствует языковой структуре украинского общества, около половины которого использует в повседневном общении русский или другие языки. Таким образом, в случае принятия закона, половина страны будет чувствовать себя «не в своей тарелке» в родных городах, всё общественное пространство которых, внезапно, под угрозой штрафов, перестанет говорить с ними на родном языке. Это неизбежно выльется сначала в «тихую ненависть» к власти, а затем и в ненависть к государству Украина как таковому. В результате не исключена новая волна распространения сепаратистских настроений, причём на сей раз не только на востоке, но и на западе (Закарпатье, Буковина) страны. На отношения с соседними государствами принятие языкового закона также окажет самое пагубное влияние. И если об отношениях с РФ у нас особо не заботятся, то ужесточение дипломатической риторики и продолжение саботажа всех мероприятий по линии Украина – НАТО со стороны Венгрии может стать весьма неприятным последствием. По аналогичному (правда, слегка более мягкому) сценарию могут развиваться и отношения Украины с Румынией», – предрекает Богатырёв.

Пока закон не принят окончательно, его должны были рассматривать в Раде во втором чтении, – напоминает политолог-международник Владимир Воля. «И во время последней пленарной недели парламента спикер Андрей Парубий говорил, что за закон взялись, но итога не последовало. Не вдаваясь в причины, можно уверенно утверждать, что принятие данного закона за месяц до президентских выборов могло быть иметь негативное влияние для Петра Порошенко. Хотя проблема уже и так существует более полутора лет, но в предвыборный месяц принятие данного закона существенно бы повлияло на позицию венгров, румын, болгар, поляков, русских, представителей других народов, которые являются гражданами Украины. С высокой вероятностью голосование за закон состоится уже после президентских выборов, но нельзя исключать, что оно снова будет откладываться в силу политических соображений, поскольку уже сейчас президентская избирательная кампания превращается в парламентскую. Если закон будет принят с нормами, предусматривающими штрафы и ограничения, то последует уже заранее объявленная крайне негативная реакция со стороны правительства Венгрии. Однозначно будет негативная реакция со стороны России в Совете Европы, ОБСЕ, ООН. Руководство Румынии пока высказывало лишь озабоченность и проявляло сдержанность, но далее может прибегнуть к более жёсткой реакции. Для украинской власти данный закон создаёт дилемму. С одной стороны, с его помощью можно получить поддержку своих реальных и потенциальных избирателей, а с другой стороны, потерять немалую часть поддержки в регионах, где массово проживают представители национальных меньшинств, а также ещё больше испортить отношения с западными соседями и западом в целом», – подчёркивает Воля.

Читайте также
Реформа образования: что даст украинцам новый закон?

У нас статус украинского языка, как государственного, уже давно урегулирован, – констатировал директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. «А вот законопроект 5670-д  является антиконституционным и дискриминационным, ибо устанавливает запрет на использование русского и других языков. За этим законопроектом стоят интересы «Народного фронта» и спикера ВР Андрея Парубия. Дикости этих языковых норм удивились даже в НАТО, т.к. большинство европейских стран многоязычные. В целом это абсолютный политический симулякр, им можно манипулировать общественным мнением, отвлекать внимание населения от коррупции. С моей точки зрения, это никчёмный закон, он не может выполняться, поскольку он в первую очередь противоречит Конституции Украины. Каждый гражданин имеет право игнорировать выполнение этого закона», – резюмировал Бортник.

Поделиться в соц сетях
Оставить комментарий

Выбор редакции

Коммунальные тарифы: что будет с ценами с 1 мая

МаркерУА вместе с экспертами вспомнил, как Порошенко «требовал» снижения тарифов и разбирался, чт...

23/4/2019

Пенсии для оккупированного Донбасса: новое дыхание неудобной темы

Кандидат в президенты Владимир Зеленский заявил, что необходимо начать платить пенсии на оккупиро...

16/4/2019

«Мины замедленного действия»: что ждет Зеленского после ухода Порошенко

В случае победы 21 апреля несистемного Владимира Зеленского над действующим президентом Петром По...

9/4/2019

Зеленский против Порошенко: мнение экспертов о последних событиях

Борьба претендентов на президентское кресло в самом разгаре. При этом текущая избирательная кампа...

6/4/2019