Суббота, 25 мая, 2019

Разделение ГФС: чего ждать бизнесу

Налоговые проверки по-прежнему остаются ключевым инструментом для давления на предпринимателей. Добавляют масла в огонь госбюджет на 2019-й и законопроекты, благодаря которым в Украине могут подорожать сигареты, топливо и лекарства. Как же контролирующий орган будет проверять бизнес, чтобы выполнить поставленные задачи, разбирался МаркерУА.

ГФС: Кабмин утвердил разделение на две структуры

6 марта Кабинет министров Украины на очередном заседании утвердил новое положение, которым предполагается разделение Государственной фискальной службы на две самостоятельные структуры – Налоговую и Таможенную службу. Решение об этом правительство приняло в декабре 2018 года. Предполагается, что Государственная налоговая служба будет реализовывать налоговую политику. Государственная таможенная служба, в свою очередь, будет отвечать за соблюдение таможенного законодательства.

Читайте также
ГФС по-новому: как будут собирать налоги в 2019 году

Как подчеркнули в Кабмине, главной целью принятия положения является урегулирование деятельности обоих органов, определение правового статуса, основных прав и обязанностей сотрудников.
Также в пояснительной записке указано, что документ поможет сотрудникам службы полноценно выполнять свои обязанности, правда, делать это им предстоит без руководства, так как в течение ближайших 3 месяцев только планируется провести конкурс на должность руководителей обеих служб. Собственно, решение Кабмина стало продолжением работы, начатой еще в ноябре, когда министр финансов Оксана Маркарова заявила о разрабатываемой ведомством концепции реформирования фискального органа. Реформа, по словам министра, состояла из двух этапов: разделении ГФС на Налоговую и Таможенную службу на первом и внесении изменений в законодательством – на втором этапе.

Реформа ГФС: по заданию МВФ, но в интересах бизнеса

Собственно, именно в Верховной Раде будет окончательно решен вопрос: как быть ГФС . И для того, чтобы убедить нардепов, инициаторам реформы придется объяснить, для чего проводить такое структурное изменение и поможет ли оно стране. «Разделение ГФС на две службы является важным шагом на пути к построению качественной системы администрирования налогов и сборов. Реформа ГФС создаст основу для демилитаризации налоговых органов, улучшит качество сервисов, предоставляемых налогоплательщикам, повысит прозрачность и подотчетность работы налоговых и таможенных органов», — сказал заместитель министра финансов Сергей Верланов.

К особенным преимуществам будущего раздела чиновники относят развитие онлайн-сервисов для налогоплательщика, различных автоматизированных систем, планируется изменить критерии налоговых проверок и внедрить электронные налоговые проверки, которые, скорее всего, начнут с крупных предприятий. Проверки – наиболее проблемный вопрос для бизнеса, так как число только плановых визитов различных контролирующих служб с 2018 по 2019 года увеличился в 5 раз: с 27 169 проверок до 143 400.

На таможне обещают введение института уполномоченного экономического оператора для облегчения прохождения процедур, обновление системы контроля определения таможенной стоимости. Также Таможенная служба будет должна осуществлять контроль за цепочкой поставка-реализация товара на территории Украины.

Читайте также
Незаконное обогащение признали законным: что и почему отменил КСУ

Собственно, реорганизация ГФС путем разделения на Налоговую и Таможенную службы было одним из условий получения транша от Международного валютного фонда. Как заявила тогда министр финансов Украины Оксана Маркарова в рамках Меморандума, Украина обязывалась реформировать фискальные органы разделив ГФС, довести к 2020 году цены на природный газ для населения до рыночного уровня и провести реформу наблюдательных советов в государственных банках страны. И это не считая мониторинга над выполнением бюджета, размеру внешнего долга и прочим маркерам.

В отношение ГФС МВФ также рекомендует:

— упразднить «лишние» службы с сохранением налоговой милиции и ее преобразованием в Службу финансовых расследований, подчиненную Министерству финансов;

— усилить контроль Минфина над налоговой и таможенной путем передачи большего числа функций по надзору, в том числе, провести аудит информационных систем новых служб;

— рядовым налогоплательщикам обеспечить переход от проверок к целевым аудитам для оценки рисков нарушения налогового законодательства, улучшить электронный документооборот и отчетность, облегчить процедуру прохождения таможни.

Пока реформирование ГФС происходит на начальном этапе и отсутствует даже план действий того, как достичь цели – улучшения работы уже разделенного ведомства. Собственно, в этом нет ничего удивительного, поскольку конкретный план изменений налоговой и таможенной Минфин ждет от новых руководителей ведомств, которые обязаны предоставить его в течение месяца после собственного назначения. Однако сам конкурс на  данный момент не объявлен, что было невозможно без утверждения положения о работе новых ведомств, что и произошло 6 марта.  Еще в декабре народный депутат Украины, председатель комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина отметила что ведомство нуждается в коренной перестройке, а не «косметических» изменениях вроде смены названия или руководителей. Реформу нардеп видела в разделении ГФС по функциям, при котором контроль и сервис налогоплательщиков оставалась ГФС, а расследование преступлений в экономике возлагалось на выделенное из состава службы подразделение вроде Национального бюро финансовой безопасности.

Экономический эксперт Александр Охрименко, в комментарии МаркерУА, назвал разделение ГФС абсолютной бессмыслицей.

Читайте также
Налоги по-новому: какой бизнес пострадает от изменений в Налоговом кодексе в 2019 году

В СМИ высказывались версии что за разделом ГФС стоят желание разделить финансовые потоки, проходящие через ведомство. А также снизить ущерб, нанесенный ведомству, скандалами с первыми руководителями — сначала Романом Насировым, а летом-осенью 2018 и его преемником Мирославом Проданом, подозреваемом в незаконном обогащении на 90 миллионов гривен. Собственно, сомнительность подобной структурной перестройки подтверждает и тот факт, что с 2012 года это уже четвертое подобное изменение. Еще в 2012 году налоговую и таможенную начали объединять в одном ведомстве, что завершили в 2013 году в составе Министерства доходов и сборов. Заслужившее во время руководства ведомством Александром Клименко, министерство было расформировано в марте 2014 года и налоговая с таможенной службой выделены в отдельные государственные структуры. Однако, уже в мае их снова объединили в рамках единой Государственной фискальной службы. Однако легче жить от этого бизнесу не стало.

ГФС: Реформа на полгода?

Учитывая изменения в структуре налоговой и таможенной служб последних 7 лет, есть сомнения не только в эффективности подобной «реформы», но и в том, что она вообще пройдет. Для начала полноценной работы новым «старым органам Налоговой и Таможенной служб понадобится от 3 до 6 месяцев, необходимых для изменений в структуре, сайтов, адресов, банковских и почтовых реквизитов. Учитывая то, что в 2019 году состоятся сначала президентские, а затем и парламентские выборы, нет никаких гарантий, что новый глава государства не решит изменить правила игры, а нардепы – поддержат изменения в законодательстве предлагаемые Кабмином. Тем более, что и само правительство может изменить не только состав, но и мнение на раздел ГФС. Правда, все это будет чревато неполучением очередного кредита от МВФ, на что украинская власть все же вряд ли пойдет.

Поделиться в соц сетях
Оставить комментарий

Выбор редакции

Не более 100% долга: как будет применяться пеня за неплатежи за услуги ЖКХ

Май 2019 года начался с плохой новости для неплательщиков за жилищно-коммунальные услуги. Со всту...

6/5/2019

Западная пресса об итогах выборов в Украине

Обозреватели европейских и американских СМИ пристально следили за украинскими выборами и написали...

3/5/2019

Нефтяной голод: как России урезали нефтяной экспорт в Европу

С прошлой недели тянется скандал вокруг загрязнения российской нефти, экспортируемой в Европу по ...

1/5/2019

Верховная Рада пытается урезать полномочия президента Украины: «окно возможностей» или торг

Народные депутаты Украины все чаще заявляют о том, что нужно урезать полномочия президента нашей ...

30/4/2019