Воскресенье, 21 апреля, 2019

Парламентская или президентская: какая форма правления лучше для Украины

Президентская кампания снова актуализировала вопрос, какая форма правления более приемлема для Украины – нынешняя парламентско-президентская или другая. Альтернативы три: президентско-парламентская, парламентская и президентская.

Первая была в Украине в 1991-2004 и в 2010-2014 годах. После второго Майдана президентские полномочия снова урезались. В то же время мы видим, как действующий глава государства фактически контролирует правительство, а также пользуется поддержкой ситуативного большинства в Верховной Раде. По сути, имеем ту же президентско-парламентскую республику.

Читайте также
Украинская политика и криминал в Европе: кто из властьимущих попадался на преступлении заграницей

Может, пришло время отказаться от смешанной формы правления, чтобы не было формального или реального перекоса в пользу президента или парламента?

Вариант для Украины: парламентская республика

За парламентскую республику активно выступает кандидат в президенты Юлия Тимошенко. В своем «Новом курсе» она выделяет четыре недостатка президентской формы правления:

1.Периодически глава государства не поддерживается большинством парламента, и тогда он не может воплощать свои решения в жизнь. Это провоцирует масштабную коррупцию: чтобы реализовать свои цели, президент подкупает целые фракции или отдельных депутатов.

2.Первое лицо, имеющее широкие полномочия, легко скатывается в авторитаризм, руководствуясь личными амбициями и жадностью, а не национальными интересами.

3.Зависимость главы государства от внешних сил, которые стоят за кулисами публичной политики. Через одну персону, за спиной парламента и нации, гораздо проще провести какие-либо коррупционные схемы.

4.Интеллектуальная ограниченность, когда решения разрабатывает один человек, даже если он является президентом. В информационную эру общественного сотрудничества это крайне неэффективно.

Так Тимошенко подводит к теме парламентской республики. Указывая, какие недостатки имеет эта форма, лидер «Батьківщини» отмечает, как их можно преодолеть:

1.Украинцы привыкли выбирать президента всенародным голосованием, и подавляющее большинство граждан хотят, чтобы так было и дальше. Поэтому во главе партийного списка нужно поставить кандидата на пост канцлера. Люди будут одновременно голосовать и за него, и за претендентов на депутатский мандат. Побеждает партия – выигрывает канцлер.

2.Сложность создания коалиции. Амбиции политических сил зачастую мешают найти консенсус, а нередко коалиционный вопрос становится благодатной почвой для коррупции и шантажа: не подкупишь – объединения не будет, не пролоббируешь решение – союзников не получишь.

Читайте также
Арсений Яценюк решил напомнить о себе: зачем ему встречи с иностранными политиками

Вариант решения проблемы – использовать опыт Франции и Италии, где парламент выбирают в два тура, и установить минимальный барьер в первом туре 2%. Те, кто его преодолеет, попадают в Раду, а во второй тур выйдут только две партии, набравшие больше всего голосов. Победитель дуэли получит своего канцлера и 226 мандатов, а остальные партии, преодолевшие минимальный барьер, включая проигравшую во втором туре, разделят между собой 224 кресла пропорционально результатам в первом туре.

Выступая за парламентскую республику, Тимошенко подчеркивает: 30 стран с самым высоким уровнем ВВП на душу населения имеют именно такую форму. Исключения – США и Южная Корея, где президентская форма правления. При этом в Соединенных Штатах, акцентирует лидер «Батьківщини», Конгресс и Сенат не менее влиятельны, чем президент. В случае победы на грядущих президентских выборах Тимошенко обещает закрепить парламентскую форму правления в новой Конституции, проект которой будет вынесен на всеукраинский референдум. Наряду с вероятными преимуществами парламентского правления, перечисленных Тимошенко, мы видим, как такая форма может облегчить ей в перспективе единоличную власть с подконтрольным большинством в Раде.

Парламентско-президентская республика: примеры других государств

А как обстоят дела в странах, где так же, как и в Украине, парламентско-президентская форма правления? Среди них, например, Литва, Хорватия, Киргизия и Египет.

Ключевую роль в Литве играет парламент. В литовском Сейме заседает 141 депутат: 71 избираются по мажоритарке, 70 – пропорционально по партийным спискам. Проходной барьер – 5%, каденция парламента – 4 года. Президент, имеющий значительные полномочия, избирается литовцами на пятилетний срок. С согласия Сейма он назначает и снимает с должности премьер-министра, утверждает состав исполнительной власти и ведет вместе с ней внешнюю политику.

ВВП на душу населения в Литве – 18 856 долл. (44 место в мире).

В Хорватии после выхода из Югославии и до 2001 года функционировал двухпалатный парламент, но впоследствии палату округов упразднили. Президента хорваты избирают на пять лет. Он руководит армией, занимается внешнеполитическими вопросами и с одобрения парламента, Сабора, назначает главу правительства. Исполнительная власть, в свою очередь, предлагает законы, контролирует их выполнение, работает над бюджетом и стратегией внутренней политики. Срок полномочий хорватского парламента – четыре года. Там заседают 160 депутатов. Помимо законодательной функции, Сабор также контролирует исполнительную власть.

ВВП на душу населения в Хорватии – 14 637 долл. (59 место в мире).

В Киргизии официально заявляется о парламентском правлении, но фактически там парламентско-президентская республика. Последние законодательные изменения усилили роль главы правительства. Президента в Киргизии выбирают на шесть лет без права на второй срок. Он командует вооруженными силами, руководит советом безопасности и представляет государство за его пределами. Он ведет переговоры и подписывает международные договора, утвержденные главой правительства.

ВВП на душу населения в Киргизии – 1254 долл. (160 место в мире).

В Египте первенствует однопалатное Национальное собрание. Оно состоит из Нижней палаты и Народной ассамблеи. В законодательном органе 518 мест: все они избираются по мажоритарке, кроме десятерых, которые являются ставленниками президента. В Народной ассамблее есть квоты для двух социальных категорий – рабочих и крестьян, а также для женщин. Президент в Египте – верховный главнокомандующий и первое лицо страны на внешней арене.

ВВП на душу населения в Египте – 2 572 дол. (134 место в мире).

Нынче парламентско-президентская Украина экономически уступает Литве и Хорватии, но обгоняет Киргизию и Египет. У нас ВВП на душу населения составляет 2 964 дол. Это – 131 место среди 191 государства.

Вариант для Украины: президентская республика

Тем временем кандидат в президенты Анатолий Гриценко выступает за президентскую республику. По его мнению, страна нуждается в «просвещенном авторитаризме». Гриценко призывает не бояться авторитарного режима, поскольку это, мол, не диктатура, а управление, которое строится на персональной ответственности. Подобно тому, как командир самолета авторитарно руководит экипажем, поскольку по-другому нельзя, проводит сравнение Гриценко. Он убежден, что главной фигурой в Украине должен быть всенародно избираемый президент, а не премьер-министр или канцлер.

Читайте также
Украинских антикоррупционеров может спасти только политика

В свою очередь, действующий президент Петр Порошенко заявляет, что режим единоличной власти ни к чему хорошему не приведет, как ни камуфлируй его под «просвещенный авторитаризм» или канцлерство.

В то же время Порошенко нынче имеет гораздо больше влияния на Кабмин и Раду, чем Виктор Ющенко в 2005-2009 годах. Последний о таком политическом весе, наверное, и не мечтал.

Поделиться в соц сетях
Оставить комментарий

Выбор редакции

Зеленский против Порошенко: мнение экспертов о последних событиях

Борьба претендентов на президентское кресло в самом разгаре. При этом текущая избирательная кампа...

6/4/2019

Первый тур президентских выборов в Украине: самые важные выводы

В Украине продолжают кипеть срасти касательно исхода первого тура президентских выборов, который ...

2/4/2019

Закон о государственном языке заставит говорить на украинском не только чиновников

Верховная Рада планирует принять закон о государственном языке до завершения первого тура президе...

20/3/2019

Отставка Нурсултана Назарбаева: причины смены власти в Казахстане

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев неожиданно объявил об уходе в отставку 19 марта. Согласн...

20/3/2019