Понедельник, 20 мая, 2019

Иван Апаршин: «ВСУ быстро выполнят критерии НАТО, но с такой коррупцией Украину там не ждут»

Апаршин Зеленский оборона

Делая ставку на молодых и внесистемных экспертов в своей президентской команде, Владимир Зеленский доверился опыту в вопросе защиты страны. Иван Апаршин — самый возрастной советник будущего главы государства, который всю свою многолетнюю карьеру посвятил службе, работая на различных должностях в структуре Министерства обороны. Апаршина называют одним из претендентов на пост будущего главы оборонного ведомства, но сам он предпочитает никаких прогнозов относительно своего будущего не делать. В эксклюзивном интервью «МаркерУА» эксперт по безопасности и обороне поделился своим мнением о ситуации, сложившейся в украинской армии, рассказал, как Украине построить мощный оборонный сектор и вплотную приблизиться к НАТО, а также назвал шаги, которые должно сделать Минобороны по расследованию событий в Иловайске и Дебальцево.

Апаршин: «Новые командиры рот и батальонов — люди, готовые к победам»

Представляя свою команду, Владимир Зеленский заявил, что ему вас порекомендовал Анатолий Гриценко. А почему сам Гриценко не принял предложение Зеленского?

— Я не знаю. Они встречались и Гриценко предложил меня Зеленскому, как эксперта по вопросам безопасности и обороны.

Вы занимали различные должности в оборонном секторе буквально при всех президентах Украины, кроме периода Петра Порошенко. Почему так?

— У вас не совсем достоверная информация. До августа 2014-го я был начальником управления Секретариата Кабинета Министров, отвечал за вопросы безопасности и обороны. А после этого участвовал в парламентских выборах от партии «Гражданская позиция» Анатолия Гриценко. Поскольку наша партия не попала в парламент, я пришел к министру обороны Степану Полтораку и сказал ему, что имею опыт, знания и могу выполнять любые задачи. И был советником министра до февраля 2015 года.

Что произошло после этого?

— Потом я работал в нашей партии, отвечал за направление безопасности и обороны, в частности, вместе с участниками войны строил жилье для военнослужащих. Пробивал все эти бюрократические схемы Министерства обороны, местных органов самоуправления. В Одессе, на 6-й станции Большого Фонтана — это наш проект. Также занимались с ребятами территориальной обороной. Предлагали, как по-новому создать систему территориальной обороны, чтобы она работала на постоянной основе. Чтобы это была система, которая дополняет вооруженные силы, и которая как раз способна существенно увеличить численность армии в случае необходимости.

Что будет входить в ваши обязанности в команде новоизбранного Президента?

— Я в команде Зеленского эксперт по вопросам безопасности и обороны. Не более того.

В СМИ активно распространяют информацию, что вы — один из кандидатов на замещение должности Министра обороны. Вы можете ответить на эти слухи?

—На сегодняшний день никаких разговоров о возможной должности Министра обороне со мной никто не вел.

Одной из главных заслуг своей команды Петр Порошенко называл наведение порядка в армии. Все ли вам нравится из того, что происходило в оборонном секторе последние 5 лет?

— Давайте я буду откровенным. Если я скажу, что у Петра Порошенко, министра обороны, начальника Генштаба и вообще в целом в украинской армии все плохо — я просто буду не прав. Многое там изменилось. Но это произошло потому, что там на сегодняшний день мощное тактическое звено. Новые командиры рот, батальонов — это новое поколение военнослужащих совсем иного рода. Это люди, которые сегодня готовы к победам.

А как насчет недостатков?

— Стратегический уровень. Я не уверен, что многое там изменилось к лучшему. Генеральный штаб, должность Главнокомандующего ВСУ — закон предусматривает разделение этих функций, но до сих пор это не осуществлено. Значит, система управления остается такой, какой она и была. Я вижу также большие проблемы в системе логистики, она на сегодняшний день не работает эффективно. Я уже не говорю о существующей коррупции. Недостаточный уровень обеспечения жильем. За 5 лет всего 3567 квартиры. Это очень низкий показатель. Как минимум за этот период, имея такой финансовый ресурс, необходимо было 15-20 тысяч квартир построить или приобрести. Есть проблема с использованием земель Минобороны, полигонов, формирования бюджета.

Но в последние годы Украина тратит 5% ВВП на армию, в то время как в 2012 году этот показатель составлял 1,1%. Разве это не прогресс?

— У нас бюджет формируется от минимальной потребности — это абсолютно неправильно. Бюджет должен быть сформирован, исходя из нормативной потребности. Обратим внимание на распределение и структуру денежного обеспечения. Якобы военнослужащие получают больше, а если посмотреть на структуру этого обеспечения — оказывается, что оно покрывается за счет премий, разного рода надбавок. Это неправильно. В странах НАТО совсем другая структура денежного обеспечения. Необходимо, чтобы у нас военнослужащий гарантированно получал 80% основных видов денежного обеспечения, ну а 20%, можно выделить под премии. Далее. Распределение ресурсов, выделяемых Министерству обороны. Ресурс якобы огромен. Но при этом 80% ресурса тратится на содержание Вооруженных сил. То есть армия не развивается. 16 млрд гривен на развитие вооружения и военной техники. То есть чуть больше 500 млн долларов — это не сумма для украинской армии. С таким ресурсом развивать армию нельзя.

Апаршин: «Нужно максимально открыть закупки»

Вы можете назвать конкретные инструменты решения неотложных проблем нашей армии?

— Следует изменить порядок формирования государственного оборонного заказа. Это проблема для армии, так как через эту процедуру определенные должностные лица заводят туда свои фирмы. Нужно максимально открыть закупки, оставить закрытыми только те, которые связаны с научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими работами. Дальше — нужно всем предоставить равные условия, привлечь украинский бизнес на равных условиях с государственными предприятиями. Но для этого сначала Генштабу необходимо определиться, что ему нужно сегодня, на завтра, на год, три, пять, десять лет. Вот когда будет сформирована такая четкая позиция, наш бизнес найдет возможность себя реализовать.

Вы неоднократно говорили, что в распоряжении Минобороны находится много избыточного имущества. А что с ним нужно делать?

— Зачем Министерству обороны, Генеральному штабу избыточное имущество, все эти избыточные земли, объекты инфраструктуры, которые сегодня не используются по назначению, но при этом находятся под охраной военнослужащих? Позиция такова: избыточное имущество должно быть передано центральным органам исполнительной власти, которые наделены соответствующими функциями управления государственным имуществом. Кроме того, почему сегодня в сфере управления Минобороны находятся лесные госпредприятия? Там очень много нарушений, много коррупционных схем.

Читайте также
Команда Зеленского: с кем шоумен собрался в Администрацию Президента
«]Читайте также[/small_post]

От этого всего надо отказаться и заниматься исключительно проблемами, во-первых — армии, во-вторых — постоянно действующим резервом, в-третьих — современной системой территориальной обороны. Также необходимо как можно скорее переходить на прямые закупки, например, на американском рынке вооружений, они нам предоставили такую ​​возможность. Все эти вопросы решаются очень быстро, на них не нужно тратить годы.

То, что вы рассказали, тянет на полноценное реформирование украинской армии…

— Я вас хочу заверить, что это не реформирование украинской армии. Я всегда очень серьезно отношусь к моменту, когда меняются руководители Министерства обороны. Когда приходит новый министр обороны, выходит на трибуну и говорит: «с сегодняшнего дня мы начинаем реформирования украинской армии». И мы начинаем сокращать численность центрального аппарата. Больше у меня вопросов к этому министру нет. Я знаю, что он ничего не сделает.

Что вы имеете в виду?

— Дело в том, что все ограничены действующими законами и другими нормативными актами. Вот на сегодняшний день придет новый министр обороны и скажет: «я начинаю реформировать армию по-новому». Подожди, а почему ты так решил? Есть государственная программа развития ВСУ на период до 2020 года. Ты что, собираешься ее выполнять? Она введена в действие указом Президента Украины. Численность 250 тысяч украинского войска, из них 204 тысячи военнослужащих — это же закон, принятый Верховной Радой. Стратегия национальной безопасности, Военная доктрина — они также должны выполняться. Есть программа развития вооружения и военной техники — и ее необходимо выполнять.

А если у нового руководства Минобороны будет свое видение развития армии?

— Можно внести изменения, коррективы, но заявлять о том, что «мы начинаем новую реформу» не стоит. Давайте сначала обеспечим выполнение уже принятых законов. Например, завершим реформу системы управления Вооруженными силами. Первый уровень, который занимается планированием обороны государства и применением ВСУ. Второй уровень — занимается подготовкой войск и сил, и третий уровень — занимается применением указанных войск и сил. В наших документах это прописано. А почему тогда до сих пор это не реализовано? Вопрос к руководителям. Так давайте доведем это до логического завершения. Как это назвать — реформой или продолжением того, что было запланировано? Да, это продолжение.

Понимаете, никто в мире до сегодняшнего дня ничего не придумал такого нового, чтобы мы с вами этого не знали. Система безопасности и обороны работает по четко определенным канонам и стандартам. Их можно либо ускорить, либо затормозить. Можно сделать вид, что ты не видишь этих проблем, а можно, наоборот, начать их решать.

Читайте также
Даниил Гетманцев: «Мы должны создать условия для развития бизнеса и только тогда включить «кнут»

Вот, например, план сотрудничества Украины и НАТО под эгидой комиссии Украина-НАТО. Это же фактически мини-план ПДЧ, план вступления Украины в Альянс. Мы же его готовим, за нас никто не готовит. Мы в этом плане, например, включили пункт о достижении Вооруженными силами до конца 2020 года стандартов НАТО. Это совершенно нереальные сроки. Очевидно, что новая команда, внесет соответствующие изменения и уточнения. А радикально менять то, что наработано раньше, я бы не советовал никому.

Апаршин: «В НАТО вступают не вооруженные силы, туда вступает страна»

Насколько далеко сегодня Украина от НАТО, по вашему мнению?

— Для Вооруженных сил много времени не нужно, потому что там есть определенные критерии, которые мы можем выполнить очень быстро. Но в НАТО вступают не вооруженные силы, туда вступает страна. В военной сфере украинская армия, во-первых, должна быть готова к выполнению задач по защите своей территории. Во-вторых — Украина должна определиться с тем контингентом, которые она может сама предоставить для совместных действий в операциях НАТО. В-третьих — если мы выделяем этот контингент, все эти подразделения должны быть совместимыми с аналогичными подразделениями стран-членов НАТО. Совместимыми в плане понимания процедуры принятия и выполнения задач. Больше ничего. Не вижу проблем для ВСУ и других сил обороны быстро решить эти вопросы.

Все же, какие основные преграды сейчас существуют для вступления Украины в НАТО?

— Я не могу говорить за все. Могу только сказать, что с такой коррупцией, судебной системой, нарушением прав и свобод человека мы не сможем приблизиться к стандартам НАТО. Не может так быть, что временная следственная комиссия Верховной Рады образуется исключительно для того, чтобы снизить рейтинг одного из кандидатов в президенты. Если такое происходит, НАТО нас точно не ждет.

Много внимания уделялось нынешней властью разработке ракетных комплексов. Следующее руководство Минобороны должно продолжать движение в этом направлении?

— Это для меня не новая тема. Еще в 2005 году была начата программа создания ракетного комплекса «Сапсан». Далее она была недостаточным образом профинансирована, а потом вообще закрыта. Я за продолжение таких программ.

После того, как РФ вышла из ДРСМД, в Украине некоторые эксперты и политики заговорили о восстановлении Украиной статуса ядерной державы. Какова ваша позиция по этому поводу?

— Моя позиция очень простая: Украина на сегодняшний день выполняет все взятые на себя международные обязательства. Украина — гарант своих обязательств и это наш успех. Мы должны продолжать придерживаться такой линии и в будущем. А выходить нам из этого проекта или нет — это вопрос будущего обсуждения, принятия решений. Мы должны быть предсказуемой страной с четкой позицией.

Апаршин: «ООС на Донбассе проводится правильно»

Иловайск и Дебальцево. Ожидаете ли вы от нового руководства Минобороны ответов на вопрос, что же там произошло?

— Это принципиальный вопрос. Я хочу, чтобы мы с вами, наконец, узнали правду — почему принимались такие решения и почему они возымели такие последствия. Если эти решения принимались или вообще не принимались, я хочу знать людей, которые сделали такие ошибки со столь серьезными последствиями. Мои первые вопросы: когда вы планировали отвод войск, вы не рассматривали вариант, что российская сторона, с которой вы договаривались, может нарушить договоренности? Почему не нанесли авиационные удары по флангам во время вывода войск? Кто-то планировал их, или нет? Я хочу знать все закрытые моменты. Для этого мне нужно иметь доступ к документам.

Второй вопрос: Верховный главнокомандующий подписывал директиву на проведение указанной операции? Если нет, то почему? Это его конституционное обязательство, он должен выдавать директивы и приказы, как Верховный главнокомандующий. Командиры низшего ранга получили такие директивы, или нет? И что они сделали? Я хочу разобраться для того, чтобы в нашей истории не было таких закрытых тем.

Устраивает ли вас нынешний формат Операции объединенных сил на Донбассе? Вы видите какие-то изменения в этом формате?

— Я не могу комментировать эти вопросы, потому что я на сегодняшний день не имею допуска к соответствующим документам, которые регламентируют проведение ООС. В целом я оцениваю, что операция проводится правильно.

 Что вы можете сказать о военном производстве и реализации мощностей украинских оборонных предприятий для нужд нашей армии?

— Для начала следует понимать, какие задачи мы сегодня решаем, а дальше уже под эти задачи заказывать технику. Может, на этом этапе лучше ресурс перераспределить на другие компоненты, например, на развитие сил специальных операций. Я бы сегодня направил средства на территориальную оборону, на подготовку постоянно действующего резерва, на силы постоянной готовности.

Способна ли сегодня украинская армия защитить территориальную целостность Украины?

— Думаю, что да. Но вопрос в другом — способно ли сегодня государство обеспечить потребности армии, которая готова защищать территорию страны?

Первые шаги, которые должен сделать новоизбранный Президент Украины в оборонном секторе?

— Первое — подписать указ о том, что он принял на себя полномочия Верховного главнокомандующего. Второе — он должен поехать и ознакомиться с планами обороны государства в случае, если, не дай Бог, начнется широкомасштабная агрессия. Третье — кадровые назначения, от которых начинается все остальное.

Справка

Апаршин Иван Михайлович, 62 года. В команде Президента Владимира Зеленского — эксперт по безопасности и обороне. Военный эксперт, бывший директор Департамента военной политики Министерства обороны Украины и главный инспектор Минобороны. В прошлом — начальник Управления оборонной политики и политики безопасности Секретариата Кабинета министров. На парламентских выборах 2014 года баллотировался в Верховную Раду по спискам «Гражданской позиции». Сейчас беспартийный.

Поделиться в соц сетях
Оставить комментарий

Выбор редакции

Коммунальные тарифы: что будет с ценами с 1 мая

МаркерУА вместе с экспертами вспомнил, как Порошенко «требовал» снижения тарифов и разбирался, чт...

23/4/2019

Пенсии для оккупированного Донбасса: новое дыхание неудобной темы

Кандидат в президенты Владимир Зеленский заявил, что необходимо начать платить пенсии на оккупиро...

16/4/2019

«Мины замедленного действия»: что ждет Зеленского после ухода Порошенко

В случае победы 21 апреля несистемного Владимира Зеленского над действующим президентом Петром По...

9/4/2019

Зеленский против Порошенко: мнение экспертов о последних событиях

Борьба претендентов на президентское кресло в самом разгаре. При этом текущая избирательная кампа...

6/4/2019