Понедельник, 20 мая, 2019

Дороги Украины: на транспортных задворках Европы и Азии

Дороги Украины

Несмотря на сверхвыгодное географическое положение и 4 панъевропейских транспортных коридора, проходящих через территорию нашей страны, Украина прочно обосновалась на обочине международных торговых маршрутов. Кто виноват и что делать, разбирался МаркерУА.

Дороги Украины: ВТО и США на стороне России

В начале апреля Всемирная торговая организация (ВТО) приняла сторону России в споре об ограничении Кремлём транзита украинских товаров в Казахстан и Кыргызстан через территорию РФ.

Читайте також
Будущее для «Укрзализныци»: почему госпредприятие не получает достаточно финансирования

Ограничение начало действовать с 2016 года в ответ на запуск зоны свободной торговли между Украиной и ЕС. В соответствии с указом президента РФ Владимира Путина, транзитные автомобильные и железнодорожные грузоперевозки из Украины должны были осуществляться только через определённые пункты пропуска на границе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Также был введён полный запрет транзита товаров, подпадающих под действие санкций, а также товаров, ввозная таможенная пошлина которых выше нуля процентов. Впрочем, спустя некоторое время были сделаны послабления и для ряда казахских предприятий (включая крупнейшую металлургическую компанию «Arcelor Mittal Темиртау») транзит всё-таки разрешили. Не оказалось парализованным и сотрудничество с Кыргызстаном, однако, несмотря на положительное сальдо в пользу Украины, международный торговый оборот оставляет желать лучшего. Если до начала действия ограничений он составлял не менее 97 млн долл., то в прошлом году общий объём торговли упал до 36,1 млн долл.

Украинская сторона неоднократно требовала отменить ограничения, а в феврале 2017 года обратилась в ВТО с просьбой создать группу арбитров. Спустя 2 года эксперты признали, что Россия объективно реагировала на чрезвычайную ситуацию в международных отношениях. Москва объяснила свои действия тем, что часть проходных грузов из Украины «оседает в тени» на территории РФ, а также сослалась на норму ст. XXI. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) о введении защитных мер в случае угрозы национальной безопасности. До сих пор эта статья никогда не использовалась в урегулировании споров в ВТО и сомнение в её правомерности могло бы создать спорный прецедент в мировом торговом праве, что, собственно, и предопределило точку зрения представителей Всемирной торговой организации. Кроме того, на сторону России в споре встал один из ключевых игроков мирового рынка – Вашингтон, который в последнее время так же «грешит» протекционизмом, мотивируя это защитой национальных интересов.

В Министерстве экономического развития Украины пока оптимизма не теряют и разрабатывают дальнейшую стратегию по защите интересов нашей страны в ВТО. По словам представительницы ведомства Роксоланы Подласой, вопрос ещё будет рассматриваться Апелляционным органом международной организации и это даёт определённые шансы на успех.

Дороги Украины: провал украинского «Шёлкового пути»

В качестве альтернативы российскому транзиту 14 января 2016 года между Украиной, Азербайджаном, Казахстаном и Грузией был подписан протокол о введении льготных тарифов на грузоперевозки по Транскаспийскому транспортному маршруту. Маршрут через территории этих стран, включающий паромные переправы на Чёрном (Ильичевск – Батуми) и Каспийском морях (Алят – Актау-Порт), был назван «Новым шёлковым путём» и «Кошмаром Путина». В «Укрзализныце» заявили, что потенциал таких грузоперевозок составляет не менее 1 тыс. тонн грузов еженедельно в обоих направлениях.

Читайте также
Лидеры украинского авиарынка: кто они

Первый экспериментальный состав из 20 вагонов отправился в путешествие 15 января того же года и должен был вернуться двумя месяцами позднее. Однако из-за отсутствия спроса абсолютно пустой поезд оказался в Украине только в середине апреля. Громко распиаренный проект на деле оказался провальным, в пользу чего сыграла его большая (по сравнению с маршрутом через РФ) протяжённость, необходимость нескольких перегрузок в виду прохождения 2 морей и общая коммерческая нецелесообразность. Хотя это и не помешало министру инфраструктуры Владимиру Омеляну заявить, что несмотря на технические недочёты с политической стороны проект был более, чем удачен.

Дороги Украины: на обочине евроазиатского торгового маршрута

Не лучше обстоят дела с участием Украины в другом международном проекте «Один пояс, один путь», продвигаемом правительством Китая с начала 2010-х. Новый торговый маршрут должен соединить Европу, Азию и Африку в единое экономическое пространство, а инвестиции КНР в проект составят не менее 124 млрд долл. По подсчётам экспертов, 7 млрд из них могли бы достаться нашей стране. Если бы не одно «но».

В середине января текущего года в Париже между Ассоциацией грузоперевозчиков FERRMED и Международным союзом железных дорог был подписан меморандум о развитии инфраструктуры между Китаем и Европой и оговорена приблизительная схема маршрутов, на которой, несмотря на крайне выгодное географическое положение нашей страны, Украине отведена роль запасной ветки на участке между Россией и Словакией, Венгрией и Румынией. Роль основного транспортного «хаба» достаётся Беларуси, хотя, изначально, по словам аналитика Алексея Куща, инвесторы Поднебесной считали этот вариант «бутылочным горлышком» из-за сужения пропускной способности на границе с Евросоюзом. Эксперт также отмечает, что на сегодня Минск отбирает у нас до 70% грузопотока из Китая, а вместе с ним и 10-15% ВВП.

Винить в коварстве белорусов глупо, ведь в отличие от их железнодорожного оператора, «Укрзализныця» на протяжении последних пяти лет совершенно не вкладывалась в развитие транзитных перевозок. Едва ли устаревшие дизельные поезда на неэлектрифицированном участке Ковель-Изов (граница с Польшей) могут соперничать со своими высокоскоростными коллегами из Беларуси, выдающими 120 км/час, а отечественные таможенные пункты досмотра со сканирующим ж/д тоннелем на станции «Брест-Литовский» и системой электронного документооборота. Глава секретариата Совета предпринимателей при Кабинете министров Андрей Забловский также отмечает острый дефицит подвижного состава в УЖД, благодаря которому украинские железнодорожники не могут справиться даже с внутренними перевозками и экспортом, уже не говоря о транзитных грузах.

В «Укрзализныце» тем временем отчитываются о рекордных инвестициях, реконструкции в 2018 году 300 км путей и обеспечении транзита из Китая в Европу в размере 7 тыс. контейнеров, подчёркивая при этом, что вопрос с  грузоперевозками зависит от Кремля и находится в политической, а не коммерческой плоскости. Впрочем, как считают эксперты, всё дело не столько в северных соседях (ведь с их точки зрения, чем больше транзита из Китая, тем лучше), сколько в нестабильной политической и экономической обстановке в Украине, которая отпугивает потенциального китайского инвестора.

Читайте также
Украинский авиапром и пустота: что не так с отечественным самолётостроением

Аналогичная ситуация сложилась в нашей стране с автомобильным транзитом. На сегодня Беларусь располагает сетью автобанов международного уровня и уже отбирает у Украины около трети грузового международного трафика. Кроме того, в этом году соседи начали реконструкцию четырёхполосной скоростной трассы М10 протяжённостью 520 км, которая пересекает страну с востока на запад и проходит вдоль северной границы Украины. Ожидается, что именно она станет главной автомобильной артерией между Европой и Азией. Ведь особой конкуренции с нашей стороны пока не предвидится – по данным «Укравтодора» нормам не соответствуют 95% дорог в стране, а полное их восстановление обойдётся в 250 млрд грн.

В Министерстве инфраструктуры заявляют о развитии целого ряда внутренних направлений сообщением Львов – Киев – Харьков – Донецк, Киев – Керчь, Полтава – Днепр, а также анонсируют открытие первой очереди автобана «Go Highway» (Гданьск – Одесса) в 2020 году и запуск транснациональной автотрассы Via Carpathia к 2025. В нынешнем году в Дорожный фонд было выделено по 50 млрд грн. Однако не факт, что такая тенденция сохранится в ближайшем будущем после окончания президентских и парламентских выборов.

Есть мнение, что исправить положение на дорогах можно было бы за счёт передачи дорожной инфраструктуры в управление международному консорциуму частных инвесторов и государств, которые участвуют в транзите. Такие шаги помогли бы отстранить от финансовых потоков коррумпированные госструктуры, год от года «пилящие» бюджет на латочный ремонт. Тем более, что, по мнению Алексея Куща, активное участие в международном транзите могло бы «разогнать» ВВП Украины до 30 млрд долл. в год.

 

Поделиться в соц сетях
Оставить комментарий

Выбор редакции

Коммунальные тарифы: что будет с ценами с 1 мая

МаркерУА вместе с экспертами вспомнил, как Порошенко «требовал» снижения тарифов и разбирался, чт...

23/4/2019

Пенсии для оккупированного Донбасса: новое дыхание неудобной темы

Кандидат в президенты Владимир Зеленский заявил, что необходимо начать платить пенсии на оккупиро...

16/4/2019

«Мины замедленного действия»: что ждет Зеленского после ухода Порошенко

В случае победы 21 апреля несистемного Владимира Зеленского над действующим президентом Петром По...

9/4/2019

Зеленский против Порошенко: мнение экспертов о последних событиях

Борьба претендентов на президентское кресло в самом разгаре. При этом текущая избирательная кампа...

6/4/2019