Понедельник, 20 мая, 2019

Блокировка сайтов в Украине: уничтожат ли СБУ и нардепы свободу в Интернете

Блокировка сайтов в Украине

Вот уже второй год ломаются копья вокруг законопроекта №6688. В случае принятия закона, можно будет заблокировать любой сайт в Украине в течение 48 часов по решению следователя, который решит, что ресурс несет угрозу национальной безопасности. Многие журналисты, эксперты, активисты и политики увидели в этом опасность свободе слова и основания для этого имеются.

Блокировка сайтов в Украине: закон Винника, Тымчук, Черновол

Скандальный законопроект №6688 «О противодействии угрозам национальной безопасности в информационной сфере» имеет уже годовую историю: в Верховную Раду авторами, народными депутатами Иваном Винником – от БПП), Дмитрием Тымчуком и Татьяной Черновол от «Народного фронта», он был внесен еще 12 июля 2017 года.

Читайте также
Переход на цифровое телевидение: в Украине год бума платных каналов

Известность документ получил после поста нардепа Ольги Черваковой в Facebook, в котором было указано на пункты законопроекта,  фактически устанавливающие жесткую цензуру в Интернете.

Документом планировалось ввести в отечественное законодательство понятие «технологический терроризм» – совокупность действий, направленных на «осуществление влияния на принятие решений или совершения или несовершения действий органами государственной власти или органами местного самоуправления, должностными лицами этих органов, объединениями граждан, юридическими лицами».

Реагировать на такие действия предлагалась более чем жестко: СБУ без решения суда, руководствуясь своими представлениями об информационной безопасности государства, при помощи провайдера может осуществить блокировку любого информационного ресурса. Однако, помимо СБУ такое право будет иметь ГПУ – достаточно решения прокурора или следователя, согласованного с прокурором, или решения СНБО.

При этом четких границ технологического терроризма не было прописано, что позволяло трактовать его крайне широко: и как пикет активистов, и как расследование о коррупционной деятельности чиновников.

«Очевидно, что со вступлением в действие данного закона «технологическими террористами» станут Найем, Лещенко и все, кто завтра выйдет требовать отмены депутатского иммунитета под Верховную Раду. Ведь они будут осуществлять влияние на орган государственной власти. Активисты, которые пикетируют сессии местных советов с требованием не раздавать в частные руки рекреационные леса, тоже станут террористами, потому что влияют на органы местного самоуправления. А все информационные ресурсы, которые будут освещать эти события, станут кандидатами на закрытие. Инициаторы этой экзотической инициативы будут говорить о благородной цели противодействия информационной агрессии. И именно этими целями они уже больше двух лет оправдывают попытки ввести цензуру с разных сторон», – писала год назад на своей странице в Facebook Ольга Червакова.

Пост имел широкий резонанс и в результате голосования 13 июля 2017 года нардепы даже не включили документ в порядок дневной сессии, поддержав его 158 голосами при 226 необходимых. Впрочем, спикер парламента Андрей Парубий заявил, что к рассмотрению документа вернутся в сентябре.

Блокировка сайтов в Украине: дубль 2 и 3

Несмотря на прогнозы спикера к вопросу блокировки сайтов после некоторых изменений в законопроекте вернулись спустя почти год – в июне 2018 года. После неудачной попытки включить документ в порядок дневной 19 июня, лишь с третьего раза 21 июня нардепы таки дали свое согласие рассмотреть данный вопрос.

Читайте также
Хакеры в Украине одни из лучших в мире

И снова нардеп Ольга Червакова обратила внимание на это, заявив, что «Народный фронт» совсем «слетел с катушек», уже год протаскивая закон который возвращает страну даже не к Януковичу, а сразу к Сталину, ведь даже в «диктаторских» законах 16 января блокировка сайта предполагала предварительное решение суда.

Нардеп подчеркнула, что Службе безопасности Украины предоставляется право без решения суда при помощи провайдера блокировать доступ к любому информационному ресурсу. Основанием для этого может быть уже не только решение суда, но и решения прокурора, следователя, согласованного с прокурором, или решение СНБО. Также предлагается штрафовать провайдеров – 1% годового дохода для первого раза, и 5% – в случае повторного нарушения.

Впрочем, несмотря на очередной резонанс, 4 июля парламентский комитет по вопросам национальной безопасности и обороны рекомендовал народным депутатам принять в первом чтении законопроект №6688, который позволяет временно блокировать информационные ресурсы.

По словам одного из авторов проекта нардепа Ивана Винника, ВР предлагается поддержать документ за основу с рядом оговорок.

В частности, ко второму чтению необходимо изучить выводы решений Европейского суда по правам человека, учесть требования Конвенции об основополагающих правах и свободах человека, продумать процедуру возможности обжалования соответствующего решения и определить перечень статей Уголовного кодекса, по которым блокировка сайтов может быть разрешена.

Отмечается, что законопроектом предлагается предоставить право СБУ по решению суда или в иных установленных законом случаях блокировать доступ к определенному информационному ресурсу с использованием технических средств, которые устанавливаются операторами или провайдерами телекоммуникаций.

Кроме того, планируют обязать провайдеров телекоммуникаций за собственные средства закупать и устанавливать технические средства, которые определит администрация Государственной службы специальной связи и защиты информации по согласованию с СБУ.

Также сообщается, что предлагается дополнить Уголовный кодекс Украины новой статьей, согласно которой, основанием для блокировки информационного ресурса и удаления из него информации по решению суда будет распространение через этот ресурс информации «с использованием которой совершаются тяжкие и особо тяжкие преступления».

После положительного решения комитета было принято решение голосовать за законопроект 5 июля.

Однако, как и 19 июня 2017 года «за» включение в повестку дня и голосование за законопроект проголосовали 158 нардепов из 226 необходимых и в основном голоса дали БПП – 74 голоса и «Народный фронт» – 58, еще 19 дала Радикальная партия.

Блокировка сайтов в Украине: СБУ говорит «надо»

В острые споры журналистов, активистов и политиков вмешалась СБУ, пояснив, что законопроект №6688 важен для национальной безопасности.

Читайте также
IT-рынок в Украине: перспективы и тенденции развития

Начальник Департамента контрразведывательной защиты интересов государства в сфере информационной безопасности СБУ Александр Климчук пояснил важность законопроекта №6688. Он назвал манипуляцией заявления отдельных журналистов и политиков о том, что этот закон направлен против свободы слова в онлайн-медиа и слова в Украине.

«Законопроект направлен исключительно на противодействие использования преступниками и иностранными спецслужбами ресурсов и сервисов для осуществления кибератак и киберпреступлений. Об информационном наполнении указанных ресурсов речь не идет. Никакой следователь и прокурор не сможет использовать нормы этого закона для политического давления. Именно четкое определение кибертерроризма и установление рамок деятельности правоохранительных органов в сфере информационной безопасности, предусмотренных законопроектом, позволит исключить давление на свободу слова в интернете», – уверяет Александр Климчук.

По мнению автора, во время кибератак отсчет времени для реагирования идет на минуты, поэтому ставя на чашу весов с одной стороны – блокировка веб-ресурса на 48 часов, а с другой, например – безопасное функционирование атомной станции или системы управления «Укрзализныци», мы как СБУ выбираем безопасность граждан.

Также Климчук выразил благодарность гражданскому обществу, которое активно включилось в обсуждение этого законопроекта, что поможет создать сбалансированный и эффективный нормативно-правовой акт.

Блокировка сайтов в Украине: не сейчас

Можно уже констатировать, что очередная попытка принять законопроект №6688 провалилась, но, как и год назад никто не скрывает, что будет делать новую попытку, поскольку такой закон нужен, что подчеркнули и в СБУ.

Так, по мнению известного журналиста Юрия Бутусова закон №6688 в его нынешнем виде неприемлем и требует доработки. Он считает, что идея заложена правильная – у государства должны быть инструменты быстрой блокировки тех или иных ресурсов, а также определен доступ к информации к данным пользователей, ведь война идет и в интернете. Однако такой закон перед выборами не принимают, так как он требует доверия к власти.

Читайте также
Приход 4G в Украину: что принесут новые технологии

Также, по его словам, блокировать можно и сейчас по решению СНБО, есть уже порядок. Во-вторых, свободный интернет – это гарантия сохранения свободы слова и во время революции и впредь, тем более – когда мы видим попытки повлиять на СМИ и на интернет со стороны власти перед выборами, наезды на телеканалы и т. д. В законе надо прописать механизм защиты интернета от произвольных действий государства так, чтобы это не было использовано во время выборов для блокировки оппозиционной информации.

«На мой взгляд, необходимо предусмотреть ответственность за неправомерную блокировку и возмещение ущерба владельцу сайта в результате блокировки. Закон надо вводить в действие после выборов в 2020 году. Сейчас уже вмешиваться в интернет не стоит – выборы. Основания для блокировки в досудебном порядке должны быть абсолютно точными и не допускающими двойного толкования – это должно быть мотивировано только интересами национальной безопасности, только во время боевых действий, АТО, ООС, войны. Причем следовало бы ввести разные уровни блокировки. Если существует внесудебная блокировка, то должна быть и внесудебная разблокировка. То есть, обязательство немедленно разблокировать сайт, если основания для блокировки не предоставлены. Надо дать точное определение, что такое «технологический терроризм», записанный в законе. Это не политика, не критика власти, то есть надо определить, что какие виды терроризма имеются в виду. Описать их детально», – считает Бутусов.

Один из авторов, нардеп от «Народного Фронта» Дмитрий Тымчук сообщил, что скандальный законопроект будет доработан Верховной Радой Украины при участии европейских экспертов, общественности и интернет-провайдеров. Уже на следующей неделе в профильном комитете по вопросам нацбезопасности начнет работу отдельная экспертная группа. Финальная цель группы – выйти с новой редакцией законопроекта, который будет снова поставлен на голосование уже осенью.

«Несмотря на то, что парламент уйдет на каникулы, в рамках комитета работа будет продолжаться. Как раз с осени мы и ожидаем старт активной предвыборной гонки, она и сейчас идет, но я считаю это всего лишь «пробой пера». Именно поэтому будет уместно принять этот законопроект осенью с учетом одного алгоритма. Мы пригласили экспертов ЕС, ОБСЕ, НАТО, которые работают в Украине и принимали участие в написании закона по нацбезопасности. Мы хотим учесть европейский опыт. Ведь некоторые вещи, вызывающие дикую критику у нас в Украине, являются нормой во Франции, к примеру», – настаивает Тымчук.

Поделиться в соц сетях
Оставить комментарий

Выбор редакции

Коммунальные тарифы: что будет с ценами с 1 мая

МаркерУА вместе с экспертами вспомнил, как Порошенко «требовал» снижения тарифов и разбирался, чт...

23/4/2019

Пенсии для оккупированного Донбасса: новое дыхание неудобной темы

Кандидат в президенты Владимир Зеленский заявил, что необходимо начать платить пенсии на оккупиро...

16/4/2019

«Мины замедленного действия»: что ждет Зеленского после ухода Порошенко

В случае победы 21 апреля несистемного Владимира Зеленского над действующим президентом Петром По...

9/4/2019

Зеленский против Порошенко: мнение экспертов о последних событиях

Борьба претендентов на президентское кресло в самом разгаре. При этом текущая избирательная кампа...

6/4/2019