Понедельник, 20 мая, 2019

Санкции РФ против Украины: как новые ограничительные меры повлияют на цены на бензин

Цены на бензин в Украине

Весна ознаменовалась очередным «санкционным обострением» украино-российских отношений. Так, с 20 марта Украина ввела в действие санкции против 294 юридических и 848 физических лиц, причастных к строительству Крымского моста, проведению выборов в самопровозглашённых «республиках» Донбасса, незаконному захвату украинских военных катеров и моряков. 10 апреля Кабмин расширил санкции, установив запрет на ввоз в Украину пустой стеклотары, формалина, карбамидно-формальдегидного концентрата, смолы и некоторых запчастей для железнодорожного транспорта.

Спустя неделю в РФ утвердили ответное решение, которое может стоить Украине намного больше, чем потеряют российские экспортеры стеклотары и смол.

Бензину и нефти из РФ нажали на стоп-кран

18 апреля Правительство РФ приняло постановление № 460-25, в котором ввело перечень товаров, которые подпадают под ограничение или полный запрет на вывоз в Украину. Бесспорно, самыми важными товарами для Украины в этом списке оказались энергоносители: уголь, сырая нефть и нефтепродукты.

Читайте также
Состояние атомной энергетики Украины и её перспективы

Самым болезненным бесспорно стали ограничения на экспорт сырой нефти и нефтепродуктов. Хотя по итогам 2018 года импорт угля из РФ составлял до 60% внешних покупок Украины, а по импорту нефтепродуктов только 37,3%, к последней цифре стоит добавить импорт из Беларуси в 38,1%, чьи НПЗ работают на российской нефти. То есть возможное эмбарго на поставки нефти и нефтепродуктов из РФ, соединенные с ограничением поставок экспорта на белорусские заводы фактически било Украину «под дых», затрагивая 75% совокупного импорта топлива в страну.

Впрочем, первое время даже российские эксперты заявляли, что этот запрет труднореализуем на практике и не имеет смысла.

Так, руководитель Центра развития региональной политики РФ Илья Гращенков заявил, что нефть из РФ идет в Беларусь как на продажу, так и на переработку, поскольку своих производственных мощностей России не хватает. Из Беларуси нефтепродукты спокойно могут быть реализованы в Украине, как это происходит с целыми группами товаров с 2014 года.

Другой российский эксперт Александр Пасечник назвал подобное решение воего рода «нефтяной дубинкой» для нового президента Украины Владимира Зеленского, на которого можно будет таким образом влиять.

Украинские эксперты также довольно сдержанно отнеслись к этой новости, так, президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко подчеркнул, что сырую нефть Украина в РФ и так не покупает. Возникший же дефицит нефтепродуктов можно будет покрыть за счет увеличения поставок из Беларуси. Но поставки нефтепродуктов, по его словам, выгодны и России, так что их поставки будут продолжаться, тем более в Украине работают сети АЗС российских компаний.

Директор консалтинговой компании А-95 Сергей Куюн спрогнозировал возникновение проблем на топливном рынке по дизельному топливу и сжиженному газу, которые продолжатся около месяца – столько потребуется на наращивание импорта из других стран и повлечет рост цен на 1,5-2 грн. за 1 литр.

Менее оптимистичным оказался экономист Алексей Кущ, который заявляет, что в случае, если РФ заблокирует поставки нефти в Беларусь, рост цен на украинских АЗС неминуем, и он будет более чем заметен.

Как показали последующие события, Алексей Кущ оказался прав. Уже 23 апреля Беларусь сообщила о приостановке экспорта светлых нефтепродуктов в Украину, Польшу и Балтию из-за «поступления некачественной российской нефти».

Рынок ответил ростом цен на бензин

Заявление Беларуси о приостановке экспорта бензина и дизтоплива тут же спровоцировало рост цен на рынке. Уже 23-24 апреля сократилось оптовое предложение на рынке дизельного топлива, а его оптовая цена выросла с 27 тыс. грн. за тонну до 28,5 тыс. грн.

Читайте также
Газовый контракт «Нафтогаза» и «Газпрома»: продлить нельзя прекратить

Вслед за оптовыми ценами вверх потянулись и розничные – в крупных сетях АЗС 24-25 апреля рост цен на бензин и дизтопливо составил 20-50 коп. на литре.

По данным «Консалтинговой группы А-95» средняя цена бензина марки А-92 по Украине на 25 апреля составила 28,59 грн., (рост составил – 13 копеек), А-95 – 29,65 грн. (рост – 12 копеек), А-95+ стоил 30,82 грн. (рост – 17 копеек) и ДТ – 29,19 грн. (рост – 16 копеек).

Цены на бензин в Украине и мировые цены на нефть

Впрочем, как отмечают эксперты, рост цен на АЗС оказался вызван не только, а возможно, и не столько действиями РФ и Беларуси, а тенденцией роста мировой цены на нефть. Так, стоимость нефти Brent к 25 апреля превысила 75 долл. за баррель. Последний раз эта цена была зафиксирована еще в октябре 2018 года.

Подорожание эксперты связывают с отказом США смягчать санкции против Ирана и возможностью ввода новых санкций против Венесуэллы.

В зависимости от дальнейших тенденций на мировую цену нефти, курса гривны и развития ситуации вокруг приостановки экспорта нефтепродуктов из Беларуси, по прогнозам экспертов цена на бензин может еще вырасти на 1-2 грн. – до 32-33 грн. за литр.

Президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук прогнозирует, что нестабильность и рост цен на рынке может продержаться до середины мая. Разумеется, рост топливной составляющей традиционно отразится на ценах на прочие товары и услуги на отечественном рынке.

Цены на бензин в Украине: продержаться до лета

Впрочем, серьезного роста цен на топливо в Украине вполне можно избежать, если удастся нивелировать негативное влияние одного из факторов, влияющих на рынок – позицию РФ, проблемы Беларуси, и рост мировых цен на нефть. Спрогнозировать дальнейшее поведение мировых цен на нефть тяжело, зато с импортом из Беларуси и РФ все гораздо благоприятнее.

Читайте также
Цены на газ в Украине: кто виноват в подорожании

Как сообщает издание enkorr, некоторые участники топливного рынка Украины подозревают в заявлении «Белорусской нефтяной компании» (БНК) некую игру, цель которой поднять ажиотаж и заработать на этом.

«Это не в первый раз. Прошлой осенью они два месяца рассылали письма об урезании поставок, держали всех в напряжении, а в итоге и в октябре, и в ноябре выгрузили по 160–180 тыс. т. Скорее всего ситуация с «отравленной нефтью» не настолько серьезная, как нам хотят ее представить», — привело издание слова одного из клиентов «БНК».

В то же время СМИ РФ со ссылкой на главного инженера ОАО «Гомельтранснефть Дружба» Андрея Вериго сообщили, что поставки качественной нефти в Беларусь могут возобновиться не ранее начала мая. К этому также стоит добавить время на ее переработку и поставку украинским и прочим получателям.

Но в целом даже у российских экспертов не вызывает сомнения, что поставки российской нефти в Беларусь возобновятся и последняя продолжит экспорт нефтепродуктов в Украину, что позволит покрыть возникающий на рынке дефицит после решения РФ.

Впрочем, хотя решение российского правительства 18 апреля и вызвало сильный ажиотаж в Украине и России, речь вовсе не идет о полном запрете вывоза российского дизтоплива или бензина.

Как гласит текст постановления Правительства РФ № 460-25 от 18 апреля, бензины, дизельное топливо и сжиженный газ из РФ в Украину можно будет вывозить по-прежнему, правда, с 1 июня это можно будет делать по специальному разрешению Министерства экономического развития РФ. Именно к тому времени будет готов порядок выдачи подобных спецразрешений для желающих им воспользоваться.

Читайте также
Цены на газ в Украине: кто виноват в подорожании

В том, что желающие найдутся, сомневаться не приходится, ведь за 2018 год в Украину было ввезено российских нефтепродуктов на сумму в 2,07 млрд долл., которые в противном случае «уйдут» к белорусским поставщикам, работающим на российской нефти и заработавшим на импорте в Украину в 2018 году 2,113 млрд дол.

Впрочем, в России не исключают, что правительство будет регулировать выдачу спецразрешений не с экономической, а с политической целью – оказания дипломатического влияния на Украину и ее нового президента Владимира Зеленского. В таком случае РФ может попытаться своими действиями создавать искусственный дефицит на рынке Украине. Топливный коллапс это вряд ли вызовет, однако потребует переключения на новых поставщиков, времени и выльется в рост цен на топливо для украинских потребителей.

Поделиться в соц сетях
Оставить комментарий

Выбор редакции

Коммунальные тарифы: что будет с ценами с 1 мая

МаркерУА вместе с экспертами вспомнил, как Порошенко «требовал» снижения тарифов и разбирался, чт...

23/4/2019

Пенсии для оккупированного Донбасса: новое дыхание неудобной темы

Кандидат в президенты Владимир Зеленский заявил, что необходимо начать платить пенсии на оккупиро...

16/4/2019

«Мины замедленного действия»: что ждет Зеленского после ухода Порошенко

В случае победы 21 апреля несистемного Владимира Зеленского над действующим президентом Петром По...

9/4/2019

Зеленский против Порошенко: мнение экспертов о последних событиях

Борьба претендентов на президентское кресло в самом разгаре. При этом текущая избирательная кампа...

6/4/2019