Воскресенье, 21 апреля, 2019

Коллекторы для газовых должников: «Нафтогазу» опять хотят разрешить продавать долги

Северный поток-2, Нафтогаз

«Новое – это хорошо забытое старое», — такой поговорки придерживаются отечественные законодатели в сфере финансовой стабилизации газовой отрасли Украины, спустя четыре года возвращаясь к предложению продавать долги за природный газ третьей стороне.

Долги за газ, или как можно продать долги со скидкой

22 января народный депутат Украины от «Народного фронта» Татьяна Черновол зарегистрировала в Верховной Раде законопроект №9500. Документ предлагает внести изменение в часть 7 статьи 11 Закона Украины «О рынке природного газа» №329-VIII от 9 апреля 2015 года.

Нардеп предлагает разрешить НАК «Нафтогазу» и другим предприятия газового рынка, уступать права требования задолженности потребителей и субъектов рынка природного газа, на которых наложены специальные обязательства, в пользу третьих лиц, то есть продавать долги.

Продавать задолженность «Нафтогаз» может за сумму, меньшую чем долг, но исключительно через проведение электронного аукциона с использованием электронной торговой системы ProZorro. Впрочем, торговать предлагается не всеми долгами. Под запретом на продажу останутся долги теплоснабжающих и теплогенерирующих предприятий. От принятия законопроекта нардеп ожидает  финансового оздоровления «Нафтогаза» и предприятий, входящих в его структуру, а для госбюджета поступление дополнительных 3 млрд грн в виде уплаченных налогов и дивидендов.

Читайте также
Премии в «Нафтогазе»: как «эффективные менеджеры» безнаказанно называют Украину «фейл-кейсом» и переводят за границу миллионы

Долги за газ: цена вопроса – 89 миллиардов

Долги за газ на отечественном газовом рынке приняли впечатляющий размер – около 90 млрд грн, из которых порядка 75% — долги потребителей перед НАК «Нафтогазом». Согласно последним данным НАК «Нафтогаз», предприятию должны 63,8 млрд грн за поставленный по специальным обязательствам природный газ. Из той суммы 36,2 млрд грн приходятся на долги теплогенерирующих предприятий и 27,7 млрд грн. – региональные газоснабжающие предприятия. Еще 2,9 млрд грн приходятся на долги промышленности.

Как утверждают на предприятии, задолженность постепенно снижается, но общий объем продолжает оставаться огромным. Еще в 22,1 млрд грн оценивали долги населения за газоснабжение в конце 2018 года. Общая задолженность населения за коммунальные услуги тогда составляла 43,37 млрд грн.

Финансовые перспективы «Нафтогаза» давно вызывают опасения из-за ситуации вокруг транзита российского природного газа. Как показал отчет НАК за 9 месяцев 2018 года из 171,668 млрд грн полученного дохода 53,186 млрд грн приходились на поступления от транзита российского природного газа. Утрата этих доходов вследствие прекращения транзита или анбандлинга негативно скажется на «Нафтогазе», превратив его в совершенно убыточную компанию.  Для компенсации подобных негативных перспектив в компании ищут новые пути, например, используя положительный судебный опыт 2018 года, вновь судятся с «Газпромом» в Стокгольмском арбитраже. На этот раз сумма претензий украинского газового монополиста превышает 12 млрд долл. по требованию пересмотра тарифов на транзит российского газа. Одним из возможных путей компенсации убытков для «Нафтогаза» может стать продажа собственной дебиторской задолженности.

Читайте также
Тимошенко пообещала ликвидировать «Нафтогаз»: пустые обещания или корыстные интересы

Долги за газ. Для чего нужен закон

Эксперты в энергетической отрасли в целом негативно отнеслись к законодательной инициативе народного депутата Черновол, увидев за этим руку самого «Нафтогаза».

«В пояснительной записке, используются характерные фразы, которые используются в отчетах «Нафтогаза», там и нужно искать источник», – прокомментировал UBR.ua директор специальных проектов в Научно-техническом центре «Психея» Геннадий Рябцев.

С этим согласны большинство экспертов, только выгоду для газового монополиста видят по-разному.

Эксперт в сфере энергетики Валентин Землянский видит выгоду «Нафтогаза» в желании руководства предприятия продать долги с большой скидкой неким нужным компаниям. По его словам, подобное НАК пытался сделать в 2014 году, тогда скидка на продажу долгов предполагалась до 70%. Сооснователь Фонда энергетических стратегий Юрий Корольчук считает, что таким образом «Нафтогаз» сможет легализовать дутые долги, которые сделали предприятие прибыльным. По его словам, благодаря активному использованию пеней и просрочек за долги, которые предприятие учитывает в своем балансе, НАК увеличивает свои финансовые показатели и активы. Последнее свидетельствует об успешной работе руководства и позволяет ему выписывать себе немалые премии.

Читайте также
Решение Стокгольмского арбитража в деле «Нафтогаз против Газпрома»

В реальности же облгазы признают лишь около трети из заявленных долгов – 7 млрд грн из 20 млрд грн и в этом их часто поддерживают суды. Продажа же этих долгов по мнению Корольчука, поможет в некотором роде «легализовать» эти деньги, при этом в качестве скидки для покупателя будут предложены те самые сомнительные пени, которые должниками и судами часто просто не признаются.

Конечной стадией нововведений на газовом рынке после принятия законопроекта №9500, эксперты считают уже взыскание долгов с простых украинцев за то же теплоснабжение. В конце года долг за отопление по стране превышал 13 млрд грн.

Долги за газ: что ждет украинцев в 2019 году

По мнению экспертов, даже в случае принятия законопроекта Татьяны Черновол, взыскивать долги с украинцев в 2019 году вряд ли станут – предвыборный год не лучшее время для подобного наступления на избирателя. К тому же многое зависит от позиции будущего президента, среди кандидатов на пост которого, не редкость услышать заявления даже о снижении цен на газ.  НАК «Нафтогаз» четыре года назад уже разрешали торговать собственными долгами, но воспользоваться этим предприятие так и не успело.

23 февраля 2015 года в Верховную Раду поступил законопроект №2214 «О внесении изменений в некоторые законы Украины для стабилизации финансового состояния Национальной акционерной компании «Нефтегаз Украины».

Инициатором документа выступил Кабинет министров Украины, предлагая внести ряд изменений в отечественное законодательство. Одним из этих изменений предлагались дополнить статью 18 Закона Украины «Об основах функционирования рынка природного газа» частью 12. В последней части предлагалось разрешить «Нафтогазу» передавать в пользу третьих лиц права по требованию долгов перед компанией, также через аукцион и по цене ниже первоначальной. В отличие от предложений в законопроекте Черновол, цену со скидкой можно было назначить лишь при условии проведения независимого аудита финансовой отчетности «Нафтогаза» по международным стандартам за 2014 год. При этом из суммы долга также предполагалось исключать задолженность бюджетов всех уровней как компенсацию между несоответствием тарифов, установленных местными органами власти и фактической стоимостью теплоэнергии. Таким образом, предложения Черновол фактически являются кальками с предложения Кабмина.

Читайте также
Газовая битва: «Газпром» против «Нафтогаз»

Любопытно, что законопроект №2214 был после двух чтений принят 14 мая 2015 года, а в июне подписан президентом. Но вслед за этим документ был направлен на анализ применения.

Между первым и вторым чтением, 9 апреля, по инициативе того же Кабмина был принят новый закон «О рынке природного газа», который с октября вступал в действие и делал Закон Украины «Об основах функционирования рынка природного газа» утратившим силу.  Одновременно с законом теряли действие и все изменения о возможности «Нафтогазом» продавать свои долги, что делало саму операцию совершенно бессмысленной и рынок продажи дебиторской задолженности НАК так и не возник.

Поделиться в соц сетях
Оставить комментарий

Выбор редакции

Зеленский против Порошенко: мнение экспертов о последних событиях

Борьба претендентов на президентское кресло в самом разгаре. При этом текущая избирательная кампа...

6/4/2019

Первый тур президентских выборов в Украине: самые важные выводы

В Украине продолжают кипеть срасти касательно исхода первого тура президентских выборов, который ...

2/4/2019

Закон о государственном языке заставит говорить на украинском не только чиновников

Верховная Рада планирует принять закон о государственном языке до завершения первого тура президе...

20/3/2019

Отставка Нурсултана Назарбаева: причины смены власти в Казахстане

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев неожиданно объявил об уходе в отставку 19 марта. Согласн...

20/3/2019