Воскресенье, 21 апреля, 2019

Эксперты рассказали, сохранится ли транзит российского газа через Украину в 2020 году

Транзит газа через Украину

Провалившиеся в Брюсселе переговоры между «Нафтогазом» и «Газпромом» по заключению нового контракта по транзиту российского газа через украинскую ГТС получили разные оценки в Киеве.

Транзит газа через Украину: мнения разделились

Читайте также
Будущее украинской ГТС: Европа хочет примирить Украину и РФ

Народный депутат Украины от ВО «Батькивщина» Вадим Ивченко заявил, что строительство российского газопровода «Северный поток 2» – это большой провал украинской дипломатии.

«Россияне запустят «СП-2», они запустят и «Южный поток», они перекроют транзит газа и лишат Украину четырёх миллиардов долларов транзитных денег, а это большие средства», – сказал он в эфире NewsOne, и добавил, что  украинская ГТС в результате не будет заполнена и придёт в упадок. Ивченко также напомнил, что большую часть товарооборота с Россией составляют именно энергоресурсы: уголь, топливо для АЭС, газ, мазут, солярка и бензин, и поэтому РФ пользуется этим, чтобы оказывать давление на Киев.

Заместитель министра энергетики и угольной промышленности Украины по вопросам европейской интеграции Наталья Бойко считает, что Москва будет вынуждена подписать с Киевом новый контракт на транзит газа в Европу. По ее словам, Россия пойдёт на это, т.к. ей необходимо продолжать транзит газа через Украину из-за задержки строительства «СП-2».

«До 1 января 2020 года россияне не успевают построить свой знаменитый и очень дорогой трубопровод. Им всё равно придётся каким-то образом транспортировать свой газ в Европу. Это понимают европейцы, это понимают россияне, это понимаем мы. И чем дольше Россия затягивает заключение контракта, тем сложнее будут финальные переговоры», – отмечает Наталья Бойко.

Транзит газа через Украину:  туманные перспективы

«Так как именно «Нафтогаз» ещё в июле 2018 года предложил «Газпрому» такие условия по стоимости транзита, которые обеспечат снижение цены за прокачку газа в 2,3 раза по сравнению с действующим до конца 2019 года контрактом. И предложил именно потому, что «Северный поток-2» точно будет введён в эксплуатацию в плановые сроки. После чего украинская ГТС станет исполнять функции резервного канала транзита с суммарной мощностью в 30-50 млрд кубометров газа в год», – считает эксперт Центра анализа экономической политики Юрий Гаврилечко.

Читайте также
Борьба «Нафтогаза» с «Северным потоком-2» и план «Б»: какое будущее у украинской ГТС

Экономист Алексей Кущ отмечает, что вопрос касательно транзита российского газа в Европу через украинскую ГТС – этот тот случай, когда молчать лучше, чем говорить.

«Любые заявления, что «Москва будет вынуждена», на самом деле, наносят вред именно нашей стране, так как дают россиянам лишний повод покинуть переговорный процесс или начать договариваться с европейцами напрямую, без нас. На самом деле Москва сейчас на 100% реализует свою собственную стратегию и делает это без лишних пафосных заявлений. Пафос – признак незрелости, и это качество становится доминирующим у наших чиновников. Россия и не планирует ничего разрывать: их цель запустить обходные газопроводы. «Южный поток» уже на стадии завершения, «Северный поток-2» на этапе реализации. В дальнейшем Москва оставит Украине примерно 40-50 млрд кубов транзита для покрытия потребностей Словакии, Чехии, Австрии, Италии. Но этот объём снизит в два раза нашу выручку от транзита: с 3 млрд долл. до 1,5 млрд долл., и этой суммы будет хватать лишь на обслуживание системы. Скорее всего, РФ подпишет с Украиной временный пакет на 2020 год и потом полностью откажется от транзита, отдав наше направление европейским операторам. В будущем, в случае падения потребления газа в ЕС и запуска каспийского маршрута, наша ГТС и вовсе превратится в кусок ржавой трубы», – прогнозирует эксперт.

Экономист Александр Гаврутенко, в свою очередь, считает, что когда тяжело перейти от способа вести переговоры с позиции силы, шантажа и запугиваний к взаимовыгодным равноправным партнёрским отношениям.

«Ещё труднее вести переговоры с реально заинтересованными в своём успехе оппонентами, а не со своими «подсадными утками», которые с лёгкостью сдают государственные интересы и выдают это за гениальные дипломатические достижения. Россия впервые за 27 лет не имеет на нашей стороне ни своего переговорщика, ни рычагов давления и шантажа, ведь Украина последние несколько лет не покупает газ напрямую у «Газпрома». Более того, контракты, по которым «Газпром» взаимодействовал с Украиной, дают нам право взыскать 2,6 млрд долл. компенсации по решениям европейских судов. К тому же, Украина как транзитёр и Евросоюз как потребитель российского газа, впервые имеют общую позицию, которая заключается в необходимости подписания долгосрочного контракта по транзиту с гарантией объёмов прокачки на уровне 80-90 млрд кубометров. Но, как мы видим, даже эти сильные переговорные позиции и справедливость наших требований   не позволяют российской стороне отойти от своей привычной практики наших с ней двусторонних отношений. И перспектива подписания выгодного для всех трёх сторон контракта, а не только  для одной, откладывается до окончания президентских выборов, а возможно и до парламентских. И Россия, несомненно, приложит максимальные  усилия, чтобы восстановить здесь своё политическое влияние, и не опускаться до необходимости учитывать наши экономические интересы», – говорит Гаврутенко.

Транзит газа через Украину: необходима перезагрузка власти

Директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский отмечает, что, по сути, вопрос в следующем: готовы ли будут европейские компании использовать украинский маршрут.

Читайте также
Битва за украинскую ГТС: безальтернативность или бессмысленность

«Европейские чиновники хотят получить долгосрочные гарантии – это в плюс Украине. Бизнес не очень в восторге, потому что ситуация на рынке весьма изменчива и они хотят иметь поле для манёвра в вопросе выбора маршрута транзита российского газа. Те же мотивы и у «Газпрома». То есть продолжается политизация процесса теперь уже и с европейской стороны, что обусловлено выборами в Европарламент и сменой состава Еврокомисси. Так что я пока не вижу конструктивного решения этой проблемы, как минимум до конца президентской кампании в Украине», – говорит Землянский.

Экономист-международник, главный эксперт НБУ Андрей Блинов  заявляет, что конкретно еще ничего не известно: вне зависимости от того, будет ли запущен «СП-2» в срок или нет, Украине и РФ необходимо заключать контракт на транзит с 2020 года, т.к. действующий истекает 31 декабря.

«Учитывая напряжённость отношений между Киевом и Москвой, а также хронические пикировки между «Газпромом» и «Нафтогазом», переговоры, по сути, будут постоянно откладываться, вероятно, в ожидании завершения избирательного цикла в Украине, а именно выборов в парламент в конце октября, после чего будет переформировано правительство. В интересах Украины, безусловно, заключение долгосрочного договора о транзите газа с указанием минимального объёма прокачки в год (не менее 40 млрд кубометров в год), чтобы сохранить рентабельность ГТС», – прогнозирует Блинов.

Директор департамента экономической политики ФРУ Сергей Саливон говорит, что серьёзных переговоров до окончания у нас выборной кампании явно не будет.

«Позиции сторон в целом понятны. Думаю, подписание контракта на прокачку существенного количества газа (например, 30 или 40 млрд кубов) будет обусловлено подписанием мирового соглашения по спору о транзите. При нынешнем руководстве государства это невозможно. А что будет летом – увидим», – считает Саливон.

Транзит газа через Украину: трёхсторонний консорциум

Исполнительный директор Центра прикладных политических исследований «Пента» Александр Леонов отмечает, что неготовность «Северного потока-2» делает невозможным желание РФ полностью отказаться от транзита газа через украинскую территорию.

«Тем более, что переговоры ведутся в трёхстороннем формате: Украина, Россия, ЕС. Поэтому неподписание Москвой договора будет означать конфликт не только с Киевом, но и с Брюсселем. Однако можно спрогнозировать, что «Газпром» будет тянуть до последнего с подписанием договора (впрочем, так происходило всегда – действующий договор подписывался едва ли не в новогоднюю ночь). Очевидно, что Россия будет требовать низкую ставку за транзит, гарантий закупки определённого количества российского газа украинской стороной. Возможно, будет также требовать и отказа от ряда претензий по решению стокгольмского арбитража», – прогнозирует Леонов.

Читайте также
ГТС Украины: что ждет украинскую трубу после запуска «Северного потока – 2»

О том, что у Украины имеется только один реальный выход из складывающейся ситуации, давно говорит глава политсовета «Оппозиционной платформы – За жизнь» Виктор Медведчук. Политик считает необходимым создание трёхстороннего консорциума, в котором стороны смогут и должны взаимовыгодно сотрудничать. Россия будет поставлять своё голубое топливо, Украина как посредник и перевозчик доставит его покупателям в Европу. Таким образом, согласно поговорке о сытых волках и целых овцах, все три стороны будут удовлетворены, потому что каждый из участников сможет реализовать свои интересы. И нельзя медлить с принятием такого решения, чтобы успеть согласовать пока что непримиримые позиции сторон и успеть до конца года (пока действует контракт между «Нафтогазом» и «Газпромом») прийти к консенсусу. Если мы не сохраним транзитный поток через украинскую ГТС хотя бы на минимальном уровне, то её действительно придётся сдать в утиль. Поэтому Медведчук выражает свою уверенность, что инициативу в этом вопросе должна проявлять именно Украина, как самая заинтересованная сторона. И необходимо при этом отказаться от политических заявлений, а оперировать исключительно экономическими интересами страны.

Эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Даниил Богатырёв считает, что судя по тому, что «Северный поток-2» рано или поздно, но будет введён в эксплуатацию, какая бы цена ни была прописана в новом контракте, если он будет долгосрочным, в нём предусмотрят постепенное снижение транзита через украинскую ГТС.

«Конечно, власть Украины будет сопротивляться подобным формулировкам. Но реальных рычагов влияния на «Газпром» у нее нет. В целом, вместо того, чтобы фонтанировать антигерманской риторикой (любые высказывания о необходимости остановки проекта «СП-2» Германия воспринимает как попытки навредить её интересам), украинским властям следовало бы, наконец, всерьёз задуматься о создании трёхстороннего консорциума для управления ГТС, чтобы в перспективе сохранить хоть какой-то объём транзита», – отмечает Богатырёв.

Поделиться в соц сетях
Оставить комментарий

Выбор редакции

Зеленский против Порошенко: мнение экспертов о последних событиях

Борьба претендентов на президентское кресло в самом разгаре. При этом текущая избирательная кампа...

6/4/2019

Первый тур президентских выборов в Украине: самые важные выводы

В Украине продолжают кипеть срасти касательно исхода первого тура президентских выборов, который ...

2/4/2019

Закон о государственном языке заставит говорить на украинском не только чиновников

Верховная Рада планирует принять закон о государственном языке до завершения первого тура президе...

20/3/2019

Отставка Нурсултана Назарбаева: причины смены власти в Казахстане

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев неожиданно объявил об уходе в отставку 19 марта. Согласн...

20/3/2019