Среда, 25 апреля, 2018
КУРС НБУ
USD
26.17
EUR
31.97
RUB
0.424

Новый Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах»

закон о ЖКХ

Традиционно сфера жилищно-коммунальных услуг является одной из наиболее болезненных тем как на местном, так и на национальном уровне: дороговизна услуг, их качество постоянно вызывают недовольство украинцев, да и отдельных политиков.

Хотя бы частично решить данный вопрос должен был новый Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах», разработанный еще в 2015 году. За время его рассмотрения вопросы и замечания к законопроекту возникали у юристов и народных депутатов, его несколько раз возвращали на доработку, обсуждали, принимали в первом чтении и переносили рассмотрение во втором чтении.

Наконец, 9 ноября 2017 года законопроект №1581-д (доработанный) «О жилищно-коммунальных услугах» был принят 262 голосами «за» после голосования за несколько сотен поправок к документу.

Интересы ОСМД в законе о ЖКХ

Необходимость введения нового закона диктовалась прежде всего принятыми ранее изменениями в законодательстве, согласно которым совладельцы многоквартирных домов еще до 1 июля 2016 года обязаны были создать общества совладельцев многоквартирных домов – ОСМД.

Впрочем, данная норма так и не заработала, тем не менее изменения в законодательстве обязаны были быть внесены.

Согласно нормам закона, жильцы-совладельцы многоквартирного дома могут принять решение о передаче функций по управлению домом так называемому «управителю», в роли которого может выступать физическое лицо-предприниматель, юридическое лицо — субъект предпринимательской деятельности, а в отдельных случаях — органы местного самоуправления.

Читайте также
Кредитование в Украине: пациент скорее мертв, чем жив

На управителя ложатся задачи по управлению жилым многоквартирным домом с обязанностью заключить договора с совладельцами многоквартирного дома, обеспечивать качественность, беспрерывность и своевременность оказания жилищно-коммунальных услуг, предоставлять требуемую жильцами информацию, готовить дом к осенне-зимнему периоду, следить за состоянием качества услуг и возмещать их неоказание или неполный объем и другое.

В случае нарушения своих функций совладельцы многоквартирного дома или объединение совладельцев многоквартирного дома может требовать досрочного разрыва договора об оказании услуг по управлению многоквартирным домом, заключенного со своим управителем.

В свою очередь управитель имеет право требовать от потребителя своевременной оплаты оказываемых услуг, в случае же отсутствия таковой — прекратить их оказание, иметь право доступа в жилые и иные помещения для устранения последствий аварий, требовать от потребителя выполнения правил эксплуатации жилых помещений.

Также управитель имеет право на оплату своих услуг по управлению многоквартирным домом, стоимость которых определяется по соглашению сторон и указывается в договоре с управляющим.

Цена на услугу по управлению многоквартирным домом, в случае определения управляющего органом местного самоуправления на конкурсной основе в соответствии с Законом Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме», определяется на уровне цены, предложенной в конкурсном предложении победителем конкурса.

Цена услуги по управлению многоквартирным домом из расчета на один квадратный метр общей площади жилого или нежилого помещения, если иное не определено договором на оказание услуг по управлению многоквартирным домом, и включает в себя расходы на содержание многоквартирного дома и придомовой территории и вознаграждение управляющему.

Смета расходов на содержание многоквартирного дома и придомовой территории является неотъемлемой частью договора о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом и составляется на основе перечня услуг, обеспечивающих надлежащее санитарно-гигиеническое, противопожарное и техническое состояние дома и придомовой территории в соответствии с требованиями стандартов в соответствующей сфере.

Закон о ЖКХ узаконил плату за клиентское обслуживание

Главным нововведением нового Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» является введение так называемой платы за клиентское обслуживание, которую отныне должен будет платить каждый потребитель, заключающий индивидуальный договор с поставщиком коммунальной услуги, и которое включает в себя расходы поставщика, которые он несет по администрированию клиентской базы.

Подобная плата должна выплачиваться в пользу каждого поставщика услуг кроме поставщиков электрической энергии и природного газа. Впрочем, радоваться по поводу последнего послабления особо не стоит, так как с весны в Украине идет борьба за введение абонентской платы за поставку природного газа.

Как гласит статья 11 нового Закона, в многоквартирном доме, управление которым осуществляется его совладельцами непосредственно, в качестве дополнительной платы за коммунальную услугу (кроме поставок электрической энергии и природного газа) уплачивается плата за клиентское обслуживание.

Однако новый Закон оставляет возможности сэкономить на заключении коллективных договоров о поставке коммунальных услуг на дом. Прежде всего этим могут воспользоваться дома, управляемые обществом совладельцев многоквартирных домов — ОСМД.

Так, согласно статье 12 по решению органов управления объединения совладельцев многоквартирного дома, принятым в соответствии с законом, договор о предоставлении коммунальной услуги (кроме договоров о поставке электрической энергии и природного газа) заключается между ее исполнителем, определенным статьей 4 настоящего Закона, и таким объединением как коллективным потребителем.

В таком случае плата за клиентское обслуживание потребителями не оплачивается.

Еще одно послабление в статье 13 дается жильцам домов, которые заключили договор об управлении домом с управителем: по решению совладельцев многоквартирного дома, принятым в соответствии с законом, или по решению исполнительного комитета соответствующего местного совета — в случае назначения управляющего на конкурсной основе соответствующим исполнительным органом местного совета и с согласия управляющего, договор о предоставлении коммунальной услуги (кроме договоров о поставке электрической энергии и природного газа) заключается между ее исполнителем и таким управляющим от собственного имени и за счет совладельцев.

В данном случае плата за клиентское обслуживание также не взимается, поскольку речь идет о коллективном договоре. Правда, согласно положениям Гражданского кодекса, управитель имеет право на получение комиссионных, при этом их размер можно по договоренности с жильцами сделать ниже платы за клиентское обслуживание либо обойтись и вовсе без нее по согласию с управителем.

Таким образом законодатели предусмотрели механизм поощрения для жильцов создавать ОСМД и заключать договора с управителями. Так, на 1 июля 2017 года в Украине было создано немногим больше 27 тысяч ОСМД, что для страны является мизерным показателем.

За просрочку оплаты услуг ЖКХ вводится пеня

Помимо введения клиентской платы украиснких потребителей с 1 января 2019 года ожидает еще ряд не слишком приятных новостей.

Читайте также
Медреформа. Шаг первый: украинские больницы получили самостоятельность и новый статус

Основная из них — возвращение пени за несвоевременную уплату жилищно-коммунальных услуг в размере, установленном в договоре, но не выше 0,1% от суммы задолженности за каждый день просрочки платежа, при этом общий размер уплаченной пени не может превышать 100 процентов общей суммы долга.

Довольно неожиданный шаг со стороны украинских законодателей, если учесть, что по итогам 2016 года общая задолженность за коммунальные услуги в Украине выросла более чем вдвое: с 10,8 млрд. грн. до 23,4 млрд. грн., в том числе за централизованное отопление и горячее водоснабжение составила 9,4 млрд, за газоснабжение — 6,4 млрд, за содержание домов и придомовых территорий — 2,4 млрд, за централизованное водоснабжение — 1,5 млрд, за вывоз бытовых отходов — 0,4 млрд, за электроэнергию — 3,3 млрд грн.

Также, как и прежде, украинцы не смогут отказаться от оплаты коммунальных услуг, если не заключат соответствующий договор с исполнителем коммунальной услуги, поставлявшей тепло, газ, электроэнергию, воду, занимавшуюся водоотведением или уборкой отходов — в таком случае потребитель обязан оплатить услугу на основе так называемой «бездоговорной» поставки согласно показаниям прибора учета (счетчиков) или принятых законодательством норм потребления.

В сущности, единственной серьезной новацией нового Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» стало введение платы за клиентское обслуживание, избежать которой можно при образовании ОСМД или заключении договора с управителем. Таким образом этой абонплате похоже отвели роль материального стимула для введения других инноваций.

Поделиться в соц сетях
Оставить комментарий

Выбор редакции

Без талонов и медкарт: какие нововведения ждут украинцев на приеме у врача

13 марта вступил в силу приказ Министерства здравоохранения Украины №157, подписанный 26.01.2018....

19/3/2018

Вылов рыбы в Украине: отрасль медленно исчезает

Объем ловли водных биоресурсов украинскими рыбаками с 1989 года сократился в 11 раз: с 1,1 млн то...

6/3/2018

Футбольные фанаты и политика: точки соприкосновения

Фанаты киевского «Динамо» ездили в Афины на недавний матч Лиги Европы с местным клубом АЕК и оказ...

6/3/2018

Кого обманывает Кабмин: минимальная зарплата в Украине выросла вместе с задолженностью по ее выплате

Второй год в Украине происходит заметный рост минимальной заработной платы на законодательном уро...

27/2/2018