Пятница, 22 февраля, 2019

Парадоксы новейшего украинского кино или куда уходят многомиллионные государственные дотации

Новейшее украинское кино

В последнее время украинское кино переживает настоящее возрождение. Благодаря мощной государственной поддержке в прокат выходят десятки новых отечественных фильмов. Второй год подряд на развитие украинского киноискусства выделяется по миллиарду гривен, что в пересчёте на доллары составляет примерно 36 млн. Сумма внушительная. Тем более, если учесть, что в 2010 и 2015 годах дотации на кино из госбюджета составляли не более 3,7 млн долл. По сравнению с напичканными спецэффектами голливудскими блокбастерами, где стоимость одной минуты хронометража исчисляется сотнями тысяч долларов, этих денег едва ли хватило бы на съёмку и сведение получасового видео, однако, в случае с украинскими фильмами речь идёт об обыкновенном игровом кино.

Впрочем, здесь не всё так просто, как кажется на первый взгляд.

Новейшее украинское кино: какие проекты стали по-настоящему успешными

Читайте также
Чтение в жизни украинцев: падает ли в стране спрос на книги 

Об успехе фильма можно судить по двум критериям: это или победы на различных фестивалях, или кассовые сборы. Причём первое не всегда подразумевает второе и картина, взявшая первый приз, может запросто провалиться в прокате. Вкусы определённой группы людей в жюри не всегда совпадают с мнением большинства зрителей, в то время, как именно от их мнения зависит окупятся съёмки или нет.

Если говорить о сугубо украинских кинопроектах, сделавших хорошую кассу в отечественном прокате, то в основном это фильмы для семейной аудитории. Абсолютный рекордсмен среди них – романтическая комедия «Безумная свадьба» Влада Дикого с Дмитрием Монатиком, Алексеем Потапенко и Олегом Винником, снявшихся в эпизодах. Картину посмотрело в кинотеатрах свыше 600 тыс. зрителей, а сборы составили более 50 млн грн. Если учесть, что в Украине работает всего 177 кинотеатров, то, в общем-то, неплохо. Производство картины обошлось в 10,8 млн грн., из которых 1,1 млн грн. было получено в качестве госпомощи.

С существенным отрывом следует анимационный фильм «Украденная принцесса» Олега Маломужа, на которую было потрачено 95 млн грн. при 19,5 млн грн. государственных дотаций. «Принцесса» собрала в Украине почти 30 млн грн. Производство не окупилось даже несмотря на средства, полученные от проката за рубежом.

Почётное третье место занимает продукт Студии «Квартал-95». Политическая комедия «Слуга народа 2» с Владимиром Зеленским в главной роли стала самой кассовой украинской кинокартиной 2017 года. Впрочем, из потраченных 30 млн грн. удалось отбить лишь 23,7 млн грн.

Зато с лихвой окупилась в прокате комедия «DZIDZIO Контрабас» с участием всё того же Зеленского и украинского музыканта DZIDZIO. При бюджете в 5 млн грн. картина собрала 22 млн грн. Чуть обошла комедию военная драма «Киборги», набравшая по итогам проката 22,7 млн грн. Бюджет картины о героической обороне Донецкого аэропорта составил 47 млн грн., половину из этой суммы дало государство.

Новейшее украинское кино: почему патриотические фильмы проваливаются в прокате

Читайте также
Государственные праздники 2019 года: какие даты нам предлагает отмечать Верховная Рада

Успех «Киборгов» – это скорее исключение из правил. Как показывает практика, зритель не особо жалует украинские фильмы на патриотическую и историческую тему. Большинство из них едва ли в состоянии собрать кассу в 2 млн грн. при зашкаливающих затратах на съёмки. Так, например, «Донбасс» Сергея Лозницы при бюджете в 71,3 млн грн. (господдержка – 16,7 млн) закончил прокат с 1,5 млн грн., а историко-биографический фильм «Тайный дневник Симона Петлюры», на который было потрачено 47,2 млн грн. (половина из них госдотации), собрал чуть более 2 млн грн. Спасти картину от провала не удалось ни специалисту по съёмкам «байопиков» об украинских исторических деятелях режиссёру Олесю Янчуку, ни министру культуры Евгению Нищуку, сыгравшему роль зампредседателя УЦР Владимира Винниченко.

Схожая судьба сложилась у ещё одной украинской военной драмы «Позывной Бандерас». Фильм даже собирались снять с проката из-за плохих сборов после первой же недели. С бюджетом почти в 40 млн грн. и мощной господдержкой он отбил в прокате только 1,9 млн грн. По мнению создателей картины, в провале их детища оказались виновны саботажники-«рашисты», отсутствие рекламы и параллельный показ в украинских кинотеатрах «Безумной свадьбы».

Политолог Олег Якубин так же согласен с тем, что главной причиной неудач таких фильмов является их тематика. Эксперт считает, что абсолютному большинству украинцев хватает пропаганды и негатива по телевизору и в интернете. Как правило, в кино идут на нейтральные и расслабляющие картины. Ещё одной веской причиной Якубин называет экономический фактор: сегодня кино – дорогое удовольствие, поэтому люди относятся к выбору картины достаточно серьёзно и предпочитают хорошо разрекламированные зрелищные премьеры психологическим драмам, которые можно посмотреть и дома.

Тем не менее, в Министерстве культуры уверены, что всё делают правильно и в нынешнем году обещают увеличить количество патриотических полнометражек. По мнению главы Госкино Филиппа Ильенко, кинопроизводство в нашей стране априори убыточно из-за небольшого рынка, а потери госказны полностью оправдывают себя так как снимаемые фильмы положительно влияют на формирование украинской национальной идентичности.

Есть надежда, что в наступившем году ситуация на украинском кинорынке немного изменится в лучшую сторону. Среди премьер 2019 уже анонсированы приключенческая историческая драма «Довбуш» Олеся Санина с колоссальной госдотацией в размере 65 млн грн. (при общем бюджете 86,7 млн), а также совместный украино-американский экшн «Захар Беркут» со звездой культового «Терминатора-2» Робертом Патриком в главной роли. Достаточно бодро стартовала романтическая комедия от «Квартала 95» «Я, ты, он, она», собравшая за новогодние праздники свыше 23 млн грн.

Читайте также
Русский язык на постсоветском пространстве: почему началась активная борьба

Кроме того, в Минкульте пообещали начать съёмку двух десятков собственных телесериалов, производство которых сможет приносить реальную прибыль за счёт трансляций на ТВ и наконец-то потеснить лидера топ-запросов Google в Украине – российский сериал «Мажор».

Новейшее украинское кино и парадокс отечественного кинопроизводства

Одна из главных претензий, которую эксперты предъявляют к госструктурам, ответственным за кинопроизводство – это смутные принципы финансирования. Окончательное решение о том, стоит ли выделять на проект государственные деньги или нет, зависит от мнения 13 членов экспертного совета. Как отмечает экс-глава Госкино Анна Чмиль, кандидатуры некоторых из них достаточно спорные. Так, в 2018 году кроме таких именитых деятелей киноискусства как режиссёры Вячеслав Криштофович, Олег Бийма и Роман Балаян, места в совете занимали представители компаний, непосредственно участвовавших в конкурсном отборе. При этом в Минкульте никакого конфликта интересов в этом не увидели и заявили о полной прозрачности происходящего.

Одновременная подача на конкурс сразу нескольких работ, или участие нескольких фирм с одним учредителем – обычная практика. Ещё один способ махинаций в отечественной киноиндустрии – сознательное завышение сметной стоимости. По словам режиссёра Владимира Онищенко, в отличие от зарубежных продюсеров, вкладывающих в съёмки собственные деньги и средства инвесторов, некоторые украинские деятели киноискусства завышают съёмочный прайс, получают госфинансирование и с чистой совестью присваивают себе 10% от этих денег, что законом совершенно не запрещено.

О недобросовестности украинских киношников свидетельствует аудит Счётной палаты за 2017 год. Согласно этому документу, производители зачастую арендуют оборудование, реквизит и декорации по совершенно необоснованным договорным ценам, превышающим рыночные в несколько раз. К примеру, компания «Фреш Продакшн Ю Ей» во время съёмок кинокомедии «IZI» арендовала пару салфетниц и маскировочных сетей за 47 тыс. грн., а на съёмках фильма «Вулкан» аренда обыкновенного топора обошлась ООО «Татофильм» в 2,9 тыс. грн.

Тем не менее, таким компаниям как «Директория кино», «Фреш Продакшн Ю Ей» и «Фест Земля плюс», попавшим в отчёт о непродуктивном использовании госсредств, результаты аудита совершенно не помешали летом 2018 года пройти заключительный этап конкурса на государственное финансирование.

Возможно, именно в этом и заключается главный парадокс украинского кинопроизводства: чем больше государственная дотация на фильм, тем выше его шансы на провал в прокате. Частный инвестор стремится вернуть свои вложения, тогда как киношники, заручившиеся господдержкой, редко заинтересованы в экономии бюджетных средств.

Поделиться в соц сетях
Оставить комментарий

Выбор редакции

Самые странные законы в мире: незнание не избавляет от ответственности

Прежде, чем отправиться в вояж в новую для вас страну, желательно поинтересоваться про существующ...

15/1/2019

Выборы-2019: на кого делает ставки Коломойский

Украинский бизнесмен, олигарх Игорь Коломойский официально не поддерживает никого из кандидатов в...

27/12/2018

Налоги по-новому: какой бизнес пострадает от изменений в Налоговом кодексе в 2019 году

22-23 ноября Верховная Рада Украина приняла во втором чтении государственный бюджета Украины на 2...

20/12/2018

Провокация России в Венесуэле и её последствия

На прошлой неделе два стратегических бомбардировщика Ту-160, тяжелый военно-транспортный самолет ...

17/12/2018