Суббота, 23 марта, 2019

Бессрочный военный сбор и провальные военные облигации

Проведение военных операций — дело затратное и всегда требовало от государства поиска источников дополнительного финансирования. Режим экономии и перераспределения трат, девальвация национальной валюты, повышение налогов, а также внешние и внутренние займы — ко всем этим способам украинское правительство уже прибегало. К некоторым методам, таким, как например, введение военного сбора и выпуск военных облигаций, возникают большие вопросы. Ведь, если разобраться, кроме военной «тематики» в названии они имеют мало общего с непосредственным финансированием армии.

Бессрочный военный сбор: как это было

Военный сбор в Украине был введён в начале августа 2014 года для финансирования армии и обороны. На первых порах дополнительная налоговая нагрузка в размере 1,5% с доходов физических лиц должна была действовать до конца года, однако, в январе 2015-го, как будто в подтверждение пословицы о том, что нет ничего долговечнее временного, народные избранники перенесли срок окончания действия военного сбора до очень туманной даты официального завершения реформы Вооружённых сил Украины. Проще говоря, с этого момента временный сбор стал бессрочным.

Читайте также
Украина vs Pоссия: Порошенко грозит РФ применением военной силы

Видимо, решив не ограничиваться полумерами, депутаты ещё и расширили спектр доходов, с которых удерживаются деньги. Если изначально речь шла только о трудовых поступлениях, то с этого момента дополнительным налогом начали облагаться все доходы физлиц, включая сделки с недвижимостью, ценными бумагами и т.д. Правда, благодаря такой экономической «дальновидности» валютные операции, так же не избежавшие военного сбора, начали стремительно уходить в тень. Так что спустя полгода полуторапроцентный налог на покупку/продажу валюты пришлось отменять. Примерно тогда же были освобождены от уплаты сбора участники АТО и предприниматели-«единщики». Собственно, на этом внесение изменений в Налоговый кодекс закончились. Никак не повлияло на отмену сбора и переформатирование Антитеррористической операции в операцию Объединённых сил.

Тем временем, доходы госбюджета от военного сбора росли в геометрической прогрессии. Если за 2014 год было собрано 3 млрд. грн, то спустя всего пару лет в казну поступило 11 млрд., а по итогам прошлого года на нужды армии были собраны рекордные 18 млрд. грн, на что существенно повлиял рост минимальных зарплат и банковских депозитов.

По подсчётам аналитиков, за пять лет военный сбор принёс казне 2,3 млрд. долл. На эти деньги можно было бы заметно модернизировать армию. Для примера, в 2011 году Украина и Таиланд подписали договор о поставке 49 танков «Оплот» производства «Завода им. Малышева» на общую сумму 240 млн. долларов. Одна боевая машина обошлась «стране улыбок» примерно в 4,9 млн. долл. Учитывая, что в «Укроборонпроме» обычно заявляют, о завышении экспортной стоимости своей продукции, можно сказать, что на 2 с лишним миллиарда долларов, ВСУ можно было бы оснастить по меньшей мере 400 «Оплотами». Пример, конечно, грубый и ежегодные расходы Минобороны в разы больше, но для описания масштабов налоговых поступлений вполне подходящий. Тем более, что большинство экспертов уверены — военный сбор больше напоминает афёру с целью увеличения налоговой нагрузки, чем инструмент финансирования вооружённых сил.

Бессрочный военный сбор: что о нём говорят эксперты

Первое, на что обращают внимание эксперты, это тот факт, что военный сбор, несмотря на свое название, не является целевым. Удерживаемые из доходов физлиц средства поступают на общие счета казначейства и там »растворяются» среди других налогов. Поэтому контролировать их невозможно, а попытки нардепов повлиять на ситуацию и направить деньги в специальный фонд, откуда они должны были идти на финансирование армии, закончились ничем.

Читайте также
Налоги в Украине: на налоги уходит половина зарплат

Экономисты считают военный сбор неправомерным и уверены, что его необходимо отменить. Так, Илья Несходовский, участник гражданской инициативы «Реанимационный Пакет Реформ» отмечает что при введении сбора были допущены грубые нарушения законодательства, так как в нашей стране действует запрет на внесение в кодекс изменений за полгода до начала нового налогового периода. Также эксперт подчёркивает, что для развития экономики в Украине нужно стимулировать внутренний спрос за счёт снижения налога на заработную плату. На деле же она наоборот, постепенно растёт, в том числе и благодаря манипуляции с военным сбором. Если в 2014 году налог на доходы составлял 15%, то на сегодняшний день вместе с ним эта цифра выросла до 19,5%, что составляет пятую часть доходов украинцев.

К слову, по размеру подоходного налога среди стран ЕС Украина находится примерно посередине, чего не скажешь о состоянии экономики и уровне жизни. Самая высокая ставка — в Швеции, где подоходный налог составляет 56,9%, а самым низким показателем, который менее 13%, могут похвастать Болгария и Беларусь.

Почему правительство просто сразу не повысило налоговую ставку сказать трудно. Вполне возможно сыграла свою роль игра на патриотизме. До декабря 2014-го акция «Поддержи Украинскую армию» с отправкой СМС по 5 гривен получила широкую поддержку в массах и собрала 152 млн. грн. Так что введение полуторапроцентного сбора на отражение российской агрессии на тот момент выглядело органичнее, чем обычное повышение налогового бремени.

Военный сбор: провальные военные облигации

Пока отмена военного сбора не входит в предвыборную программу даже самых оппозиционных кандидатов в президенты. Так что платить 1,5% с большей части своих доходов украинцам придётся ещё долго. А вот начинание с выпуском военных облигаций, которое правительства Арсения Яценюка пыталось так же раскрутить на волне патриотизма закончилось, даже толком не начавшись.

Весной 2014 в НБУ начал продавать так называемые «военные облигации», средства от реализации которых по задумке Минфина должны были пойти на поддержку украинской армии. Бонды размещались целым рядом финучреждений. В том числе и украинскими «дочками» крупных российских банков ВТБ и Сбербанка.

Всего было выпущено двухлетних государственных ценных бумаг на общую сумму 1,1 млрд (1 млрд. облигаций для юридических лиц и ещё на 100 млн. казначейских обязательств «военные» для физлиц). По словам инициаторов проекта, основной расчёт был сделан на представителей крупного бизнеса, которые могли решить таким образом свои проблемы с возвращением НДС.

На покупке ценных бумаг хорошо попиарились политики. Так, представители «Народного фронта» Александр Турчинов, Арсен Аваков и Арсений Яценюк одними из первых приобрели военные сертификаты. Самым щедрым «фронтовиком» оказался тогдашний премьер-министр, который потратил на армию 100 тыс. грн. В присутствии камеры приобщились к действу и другие члены правительства — Степан Кубив, Дмитрий Булатов, Павел Петренко.

Читайте также
Броня крепка и танки наши быстры: как проходит реформа в Вооруженных Силах Украины

Доходность «военных» сертификатов можно назвать чисто символической. При рыночной ставке в 2014 году 15%-17% годовых государство предложило за бонды всего 7% годовых. Уже на следующий год учётная ставка Нацбанка составляла уже 30%, что, по сути, сделало их вдвойне невыгодными. Эксперты считают, что именно этот фактор и сказался на низком спросе на военные бонды, который в сочетании с невысоким уровнем доверия к государству привёл всю затею к провалу.

Последний аукцион по продаже военных облигаций был проведён в апреле 2015. С тех пор никаких попыток вновь использовать этот инструмент государством не предпринималось. Что не удивительно: за это время в госбюджет поступило всего 188 млн. грн. или 17% от запланированного объёма. Вклад представителей крупного бизнеса в 100 млн. грн. оказался не намного больше, чем доля простых граждан. Впрочем, покупка сертификатов физическими лицами проходила в двух режимах — «добровольном» и «добровольно-принудительном». На это одно время жаловались работники крупных предприятий, которых начальство «убеждало» приобретать сертификаты.

По подсчётам экономиста Виктора Скаршевского, выручка составила всего 0,2% от всех расходов на армию. Кроме того, как и в случае с военным сбором, средства от продажи облигаций поступали в «общий котёл» госбюджета, поэтому «военными» они были только на словах.

Поделиться в соц сетях
Оставить комментарий

Выбор редакции

Вторжение России в Украину: насколько реальна угроза со стороны РФ

Начальник Генштаба ВСУ Виктор Муженко и президент Петр Порошенко заявили об угрозе вторжения росс...

15/3/2019

В Украине вводят новые ограничения на расчеты наличными: зачем и кому это нужно

Теневая экономика, по мнению экспертов, является одной из основных причин бедности украинского го...

6/3/2019

Президентские оговорки по Фрейду: о чем могут рассказать ляпы Петра Порошенко

По количеству неоднозначных оговорок, сделанных за время президентской каденции, Петр Порошенко р...

4/3/2019

Глобальный спад производства является угрозой для мировой экономики: почему так происходит

Проблемы в мировой экономике начались намного раньше 2019 года. Рынки начали сваливаться в штопор...

1/3/2019