Пятница, 22 февраля, 2019

ВВС Украины: устаревшая техника и недостаточное финансирование ставят под удар безопасность страны

ВВС Украины

После аннексии Крыма и начала военных действий на Донбассе, Вооруженные силы Украины (ВСУ) стали важной составляющей для нашей страны. Это спровоцировало рост расходов на нужды национальной обороны и безопасности за последние 5 лет вчетверо.

Вместе с тем, состояние отдельных родов войск вызывает серьезные опасения, подтверждением чему стал ноябрьский инцидент в Азовском море с захватом ВМС РФ катеров украинских Военно-морских сил (ВМС). Также есть серьезные недоработки и у Военно-воздушных сил (ВВС).

ВВС Украины на шестом месте с конца

Читайте также
Увольнение Полторака из армии: зачем Порошенко играет с кадрами

31 декабря американское издание We Are The Mighty, специализирующееся на обсуждении вооруженных сил разных стран и истории конфликтов, обнародовало рейтинг худших ВВС в мире. Украинская авиация в этом рейтинге оказалась на 6 месте. Причинами столь нелестной оценки были названы устаревшая техника, плохое оборудование и слабая подготовка летчиков.

Как пояснили сами составители рейтинга, в нем учитывались многие факторы, среди которых природные, промышленные и человеческие ресурсы, география, логистика, общее состояние вооруженных сил и многое другое.

В целом, рейтинг вызывает некоторое удивление. Например, в десятку худших вошли ВВС Китая – страны, которой эксперты традиционно отдают место в тройке самых сильных армий мира.

ВВС Украины оказались под пристальным, но негативным вниманием осенью прошлого года. В ходе учений «Чистое небо-2018» потерпел крушение истребитель Су-27. Тогда погибли два человека: военный летчик 1 класса, заместитель главы Воздушного военного командования «Восток», полковник Иван Петренко и пилот ВВС Национальной гвардии США Сет Неринг. У обоих летчиков было более 20 лет опыта службы в ВВС, а самолет, по данным Минобороны, был полностью исправным.

Пристальное внимание к украинской авиации осенью проявилось не только в негативном свете. Так, французский специализированный журнал Airpower опубликовал материал о ВВС Украины на 8 разворотах. Публикация была подготовлена совместно с Министерством обороны Украины.

«Встречайте свежий номер французского журнала Airpower про военную авиацию. Тема номера: возрождение военно-воздушных сил Украины. Восемь разворотов посвящено нам. Это первая столь подробная публикация такого рода во французской профессиональной прессе», – прокомментировал на своей странице в Facebook материал постоянный представитель Украины при Совете Европы Дмитрий Кулеба.

Чем богаты украинские ВВС

Точные число и тип летательных аппаратов, находящихся на вооружении ВВС Украины, неизвестны и оцениваются по-разному, что вполне оправданно в условиях боевых действий.

Издание Depo.ua оценивало численный и персональный состав ВВС Украины на декабрь 2018 года в 72 самолета Миг-29, 48 истребителей Су-27, 24 штурмовика Су-25, 36 бомбардировщиков и разведчиков Су-24 и Су-24 МР.

Читайте также
Взрывы в Ичне: кто виноват в очередном происшествии на складе боеприпасов

По данным ежегодного издания Международного института стратегических исследований The Military Balance, в 2018 году ВВС Украины владели 125 боеготовыми самолетами. В целом состав украинской авиации изданием оценивался в:

— 71 истребитель: 37 Миг-29 и 34 Су-27;
— 14 фронтовых бомбардировщиков, представленных Су-24М;
— 31 штурмовик Су-25;
— 12 самолетов разведки и воздушного наблюдения: 3 Ан-30 и 9 Су-24 МР;
— 30 самолетов военно-транспортной авиации, из них 5 тяжелых, представленных Ил-76, один средний Ан-70 и 24 – легких;
— 39 учебных самолетов Л-39 «Альбатрос».

Также на вооружении ВВС, по данным The Military Balance, состоят 46 вертолетов, 250 пусковых установок зенитно-ракетного комплекса С-300 большой дальности (до 200 километров) и 72 пусковых установки ЗРК «Бук М1» средней дальности (до 35 километров).

Еще 60 вертолетов состоят на вооружении сухопутных войск.

ВВС Украины: техника не новая, но надежная

Одной из причин, по которой ВВС Украины удостоились невысокой оценки – устаревшая техника. И тут надо сказать, что отечественной авиации явно не повезло. В отличие от бронетанковых частей, имеющих собственное производство бронетехники на Харьковском заводе им. Малышева, производство боевых самолетов в Украине отсутствует.

Так повелось еще со времен СССР, что на территории тогда еще Украинской ССР отсутствовали авиационные заводы, которые производили боевые самолеты. Исключение составил киевский завод «Антонов», производивший самолеты, например, Ан-140, имевший как гражданский, так и военный-транспортный варианты.

В результате, отечественные ВВС оказались перед выбором:

Читайте также
Продажа «Кузницы на Рыбальском»: афёра или сделка года

— эксплуатации и поддержании в боеготовом состоянии существующего парка авиатехники времен СССР;
— закупки новых образцов за рубежом;
— открытие собственного производства боевых самолетов «с нуля».

Украина пошла по первому пути, что объясняется его дешевизной и большей доступностью для отечественных ВВС.

Авиационная техника традиционно занимает 2 место после кораблей для ВМФ по стоимости военной техники. Например, самый массовый (свыше 4 тыс. произведенных экземпляров) истребитель так называемого «четвертого поколения» F-16 (США), стоит порядка 35 млн долл., единственный в мире истребитель следующего, «пятого поколения», F-22 – 150 млн долл.

Обходится «в копеечку» и разработка новых самолетов, например, с учетом стоимости программы разработки, тот же F-22 обходился около 400 млн долл. за единицу. Приблизительно в 150 млн долл. оценивают специалисты «Антонова» разработку транспортного Ан-178, работы над которым ведутся с 2010 года.

Стоимость развертывания собственной отрасли по производству боевых самолетов «с нуля», по самым скромным подсчетам, обойдется в миллиарды, а возможно и десятки миллиардов долларов.

Вместе с тем, Украине повезло с наличием на территории страны большого числа авиаремонтных предприятий, способных поддерживать в боеспособном состоянии существующие образцы, а также пополнять ряды ВВС за счет капитально отремонтированных самолетов.

Среди отечественных авиаремонтных предприятий: Винницкий, Николаевский и Одесский авиаремонтные заводы, Львовский государственный авиационно-ремонтный завод, Запорожский государственный авиационный ремонтный завод «МиГремонт», Конотопский авиаремонтный завод «Авиакон», завод №410 гражданской авиации и другие.

1 декабря 2018 года в ВВС Украины поступила очередная партия модернизированных боевых летательных аппаратов, в том числе несколько истребителей Миг-29 и Су-27, учебные самолеты Л-39, боевые и транспортные вертолеты. Также поступили и новые образцы беспилотных авиационных комплексов «Spectator М».

В октябре Николаевский авиаремонтный завод передал украинским ВВС после ремонта два самолета: военно-транспортный Ил-76 и разведчик Су-24 МР.

В целом, по данным концерна «Укроборонпром», в 2018 году ВСУ получили около 50 самолетов и вертолетов, которые прошли модернизацию и ремонт на 16 предприятиях концерна.

На что Украина не жалеет средств, так это на беспилотные летательные аппараты, доказавшие свою эффективность на Донбассе.

12 января президент Украины Петр Порошенко заявил о покупке в Турции 6 БПЛА Bayraktar TB2 на сумму 69 млн долл. В стоимость контракта также вошли 2 станции управления и 200 управляемых ракет.

Впрочем, известный волонтер Юрий Касьянов, стоявший у истоков отечественной беспилотной авиации, выступил с критикой турецкой покупки. Он заявляет, что «огромные тихоходные» турецкие БПЛА неэффективны в условиях Донбасса, напичканного российскими системами ПВО. В качестве куда лучшего варианта Касьянов назвал израильские дроны-камикадзе SkyStriker, используемые для выполнения как для ударных, так и для разведывательных задач.

ВВС Украины: налет летчиков

Другим важным количественным показателем для качества любого ВВС остается практический налет пилотов, то есть количество часов, которое в год летчик проводит за штурвалом самолета в небе.

Читайте также
Чертова дюжина миномета «Молот»: 9 взрывов, 13 погибших

Единого показателя для практического налета в мире не существует, но летчики таких стран как США, Великобритания, Израиль и Канада, проводят времени в небе больше всех в мире, имеют средний налет не менее 200 часов в год.

Министерство обороны РФ отчиталось о среднем налете пилотов, по итогам 2016 года, в 120 часов.

В то же время, согласно «Белой книге 2017» Министерства обороны средний налет на 1 экипаж ВВС составлял 50 часов в год, 51 час 49 минут для экипажей армейской авиации и 40 часов 31 минута – на 1 экипаж морской авиации.

По итогам 2018 года, согласно данным заместителя начальника Главного управления подготовки ВСУ полковника Игоря Подоляна, средний налет на один экипаж авиации составил 47 часов.

Для справки: наиболее массовый в отечественных ВВС истребитель Миг-29 за час полета расходует не менее 2,5 тонн авиационного керосина, стоимостью от 25 тыс. грн. за тонну.

ВВС Украины: сохранить то, что есть и надеяться на помощь Запада

В целом состояние отечественных ВВС диктуется прежде всего наличием финансовых и производственных ресурсов. Так не имея собственного авиационного производства, для получения новой техники Украина будет вынуждена покупать ее заграницей. Осуществлять покупки новой авиатехники на Западе не позволит отсутствие достаточных средств, в РФ – напряженные международные отношения и соображения престижа.

В то же время, Украина старается не отставать от современных тенденций и развивать перспективное направление беспилотной авиации, как за счет закупок новой техники за границей, так и собственного производства.

Но как всегда все упирается в финансирование, без чего любое развитие невозможно. К сожалению, разработать внятную стратегию для отечественной авиации государство пока так и не смогло. Пока в «Укроборонпроме» надеются на сотрудничество с НАТО в плане производства военной техники, что позволит удовлетворить потребность отечественных ВВС в новой технике.

Поделиться в соц сетях
Оставить комментарий

Выбор редакции

Самые странные законы в мире: незнание не избавляет от ответственности

Прежде, чем отправиться в вояж в новую для вас страну, желательно поинтересоваться про существующ...

15/1/2019

Выборы-2019: на кого делает ставки Коломойский

Украинский бизнесмен, олигарх Игорь Коломойский официально не поддерживает никого из кандидатов в...

27/12/2018

Налоги по-новому: какой бизнес пострадает от изменений в Налоговом кодексе в 2019 году

22-23 ноября Верховная Рада Украина приняла во втором чтении государственный бюджета Украины на 2...

20/12/2018

Провокация России в Венесуэле и её последствия

На прошлой неделе два стратегических бомбардировщика Ту-160, тяжелый военно-транспортный самолет ...

17/12/2018