Воскресенье, 9 декабря, 2018

Французские вертолёты Арсена Авакова: в чем подвох

Вертолёты Авакова

Покупка у Франции 55 вертолётов идёт вразрез с национальными интересами развития украинской авиации, но, похоже, что это мало кого волнует. Чем хороши импортные геликоптеры и стоит ли их сравнивать с продукцией украинского авиапрома – разбирался Marker.ua

Вертолёты Авакова: сделка на полмиллиарда евро

20 ноября министр МВД Украины Арсен Аваков на официальной странице в Twitter анонсировал прибытие из Франции первой партии вертолётов Airbus Н225 Super puma. По словам главного «силовика», до Нового года Госслужба по чрезвычайным ситуациям и Нацгвардия получат 4 машины, а остальные геликоптеры будут доставлены в Украину в течение 3,5 лет.

Читайте также
Военное положение в Украине: что приняла ВР и что будет дальше

Предшествующее этому подписание контракта с компанией Airbus Helicopters в середине июля 2018 года проходило с большой помпой. Кроме зарубежных представителей фирмы и госпредприятия «УАТП Хорив-Авиа», представлявшего украинскую сторону, на церемонии присутствовали премьер-министр Владимир Гройсман, глава МВД Арсен Аваков и посол Франции Изабель Дюмон. Дата проведения мероприятия совпала с французским национальным праздником – днём взятия Бастилии, в чём некоторые критики увидели скрытую попытку премьера «умаслить» западных партнёров.

Согласно договору, Украина планирует закупить у Airbus Helicopters 55 винтокрылых машин на сумму свыше полумиллиарда евро. Причём сделать это в долг. 551 млн. евро будет выдано Государственным казначейством Франции и консорциумом французских банков в виде кредита под 4,25% годовых. Глава МВД обещает, что на эти деньги помимо нескольких десятков вертолётов для ГСЧС, армии, полиции и пограничников, Украина получит собственный центр для техобслуживания и курсы для обучения пилотов.

Что из себя представляют вертолёты Авакова

Франко-немецкая компания Airbus Helicopters – один из крупнейших производителей вертолётов. Фирма является дочерним предприятием международного концерна Airbus Group. Штаб-квартира компании расположена во французском городе Мариньян недалеко от Марселя, а производственные мощности разбросаны по всему миру, включая Китай, США, Австралию, а также соседнюю Румынию, где пару лет назад был заложен филиал объединения.

Заказ МВД из 55 летательных аппаратов представлен тремя моделями. Это 24 лёгких одномоторных вертолёта Н125, которые скорее всего будут использоваться для патрулирования границы; 10 многоцелевых Н145, хорошо подходящих для оперативно-поисковой работы и 21 тяжёлая 11-тонная винтокрылая машина Н225 Super Puma.

Несмотря на уверения Министерства внутренних дел в сверхсовременности закупленных геликоптеров, назвать их последним словом техники сложно. Все они являются глубокой модернизацией моделей, спроектированных 30-40 лет назад.

Вертолёт Н125 (переименованная пару лет назад модель AS350 B3e) уже давно зарекомендовал себя как надёжная «рабочая лошадка». В 2005 году на такой машине был установлен мировой рекорд. Пилот AS350 B3e совершил посадку и взлёт на вершине горы Эверест. Популярность модели вертолета пришлась на стык тысячелетий, а первый полёт базовая модификация AS350 совершила в 1974 году. Немного «моложе» модель более вместительного геликоптера H145, прообраз которого – MBB BK 117 впервые поднялся в воздух в 1982 году. Современная версия вертолёта, выполненная из композитных материалов, используется французскими и российскими спасателями на протяжении последних 20 лет.

Отдельное внимание стоит уделить вертолету H225 Super Puma. Его «предок» – AS350, впервые оторвался от земли ещё в 1978 году. Хотя выпуск «Суперпумы» планируется продолжать до 2030 года, на протяжении последних 3 лет в Airbus Helicopters ведутся разработки концептуально нового тяжёлого вертолёта Х6 с новым эргономичным дизайном, высоким уровнем шумоизоляции, меньшим расходом топлива и эксплуатационными затратами.

Вертолётный секонд-хэнд Авакова для Украины

Репутацию H225 серьёзно подмочил ряд аварийных ситуаций и катастрофа над Северным морем, когда во время полёта несущий винт отделился от корпуса вертолёта, что привело к падению «Суперпумы» и гибели 13 человек.

Читайте также
Конфликт НАБУ и Еврейской общины Киева: что подслушивало НАБУ в синагоге

Почти сразу же от контракта на 50 вертолетов H225M боевой модификации Caracal отказалось правительство Польши, ранее собиравшееся заменить устаревшие Ми-8, Ми-14 и Ми-17. В Сейме заявили, что машины «не укладываются в концепцию модернизации польских ВВС» и предпочли французскому импорту продукцию собственного производства. Госзаказ получил завод PZL Swidnik. Он специализируется на выпуске модернизированных советских вертолётов Ми-2 W-3WA Sokół и W-3PL Głuszec.

В связи с инцидентом полёты тяжёлых вертолётов из линейки «Суперпум» оказались под запретом, действовавшим более года. За это время производители успели заменить главный редуктор на своих машинах, который, по их мнению, привёл к трагедии, но доверие основных клиентов, нефтегазовых компаний, было подорвано. Вакантное место быстро заняли прямые конкуренты продукции «Эйрбуса» вертолёты Sikorsky S-92 и AgustaWestland AW189.

Кроме прямых репутационных потерь к Airbus Helicopters возникли претензии у международных вертолётных операторов. Глава американской компании Era Group Крис Брэдшоу заявил, что основная причина крушения осталась до конца невыясненной, поэтому его фирма вынуждена распродать свой парк из 9 геликоптеров H225 всего за 4 млн долл. каждый, что составляет лишь пятую часть от их закупочной стоимости.

По информации французского издания LaTribune, сервисная компания CNC Helicopters, которая на правах лизинга эксплуатировала злополучный борт, после катастрофы попала под защиту 11-й главы закона США о банкротстве. Согласно требованиям американского законодательства, фирма прекратила использование всех вертолётов, находящихся в лизинге. В их числе оказалось немало H225, по документам принадлежащих компании Parilease дочернего предприятия французского финансового конгломерата BNP Paribas. Не трудно догадаться, что именно эта организация выдаст Украине большую часть кредита на покупку своих же неликвидных вертолётов.

То, что продаваемые МВД вертолёты H225 были в употреблении свидетельствует и документация на сайте Prozorro. Согласно ей, за 21 бывший в употреблении геликоптер этой модели Украина заплатит почти 275 млн евро. При этом в среднем каждый вертолёт обойдётся в 13 млн евро. То есть более, чем в 3 раза дороже стоимости этих машин после катастрофы и связанного с ней международного скандала.

До ратификации Верховной Радой договора о закупке французских вертолётов экспертное заключение об их техническом состоянии отсутствовало, а когда эта информация всплыла, было уже слишком поздно. В профильном комитете ВРУ по евроинтеграции отметили, что переплачивать украинской стороне придётся как минимум 200 млн долл., а глава парламентского комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктор Галасюк запоздало назвал сделку ударом по имиджу Украины как производителю и экспортёру собственных вертолётов.

Вертолёты Авакова против украинских геликоптеров

Читайте также
Коррупция в Украине: назван главный тормоз экономики в стране

Пока члены правительства заключают договоры о покупке французских вертолетов с сомнительной репутацией, большая часть украинских вертолётостроителей предоставлены сами себе. Такие предприятия, как полтавское КБ «Аэрокоптер», Softex-Aero в Броварах, КБ «Горизонт-12» и киевское КБ «Вертикаль», в виду отсутствия интереса со стороны государства занимаются производством лёгких пассажирских моделей или переоборудованием уже существующих.

Небольшим исключением из правил можно назвать запорожский завод «Мотор Сич», который проводит глубокую модернизацию вертолётов семейства «Ми» польского производства. Спад, связанный с разрывом производственных связей с Россией (некоторые сплавы и материалы всё равно поставляются из РФ), предприятие уже прошло – в 2017 году его прибыль составила 589 млн долл. или на 52% больше, чем в 2016. Вопреки расхожему мнению об отсталости отечественного производителя от зарубежных компаний, запорожское предприятие вместе с ЗМКБ «Ивченко-Прогресс» входит в двадцатку лучших производителей авиационных двигателей. Кроме того, модифицированный Ми-8 несколько лет назад установил мировой рекорд высоты горизонтального полёта.

«Мотор Сич» неплохо преуспела в сотрудничестве с Минобороны. На данный момент в ВСУ поставлено 33 вертолёта моделей Ми-8МСБ и Ми-2МСБ, а в апреле этого года состоялись успешные испытания гражданского вертолёта «Надежда», способного выполнять патрульные и санитарно-медицинские функции. Хотя особого интереса со стороны властей эта модель не вызвала.

Как отмечает советник президента АО «Мотор Сич» Иван Божков, сравнивать украинские и французские вертолёты сложно, так как у каждой модели есть свои преимущества и недостатки. Однако есть один веский аргументы в корне отличающий наши машины от зарубежных аналогов. Это их дешевизна и простота обслуживания. К примеру, западные аналоги Ми-2МСБ – Н-125 и Н-145 обойдутся в 9,8 млн евро, при стоимости украинского вертолёта 1,5 млн евро. И это не говоря о стоимости лётного часа, который в 5,5 раз ниже, чем у французских сородичей.

Поделиться в соц сетях
Оставить комментарий

Выбор редакции

Новые градостроительные нормы: изменится ли что-то в Украине

Осень 2018 года стала весьма насыщенной для украинцев в плане нововведений. Среди последних стоит...

12/10/2018

Продажа «Кузницы на Рыбальском»: афёра или сделка года

Президент анонсировал продажу своего столичного актива – завода «Кузница на Рыбальском». Новым со...

12/10/2018

Судебная реформа в Украине: зарплаты, кадры, решения

Состояние судебной системы в Украине вот уже долгие годы вызывает постоянные нарекания украинцев ...

11/10/2018

Выборы-2019: Андрей Садовый решил податься президенты

В полку кандидатов в президенты Украины прибыло: вслед за мэром Глухова Мишелем Терещенко о своих...

10/10/2018