Пятница, 17 августа, 2018

Третья годовщина создания Национальной полиции в Украине: Счетная палата громит детище Авакова

Национальная полиция

4 августа 2018 года исполнилось 3 года со дня подписания президентом Петром Порошенко закона «О Национальной полиции». Этот закон дал старт официальной истории нового органа правопорядка в Украине.

Национальная полиция: неправильное название, непрофильная деятельность

Главным правовым основанием деятельности Национальной полиции Украины является Закон № 580-VIII «О Национальной полиции», который во многом не только не дает ответов на то, как должен функционировать правоохранительный орган, но напрямую их создает.

Читайте также
Расстрелянная полиция Украины: в стране все чаще гибнут полицейские

Согласно отчету Счетной палаты Украины как следует из Закона № 580, его нормы в части названия центрального органа исполнительной власти «Национальная полиция Украины» не согласуются с Законом Украины от 17.03.2011 № 3166 «О центральных органах исполнительной власти».

В частности, согласно части первой статьи 16 Закона № 3166, центральные органы исполнительной власти образуются для выполнения отдельных функций по реализации государственной политики как службы, агентства, инспекции. То есть название «Национальная полиция Украины» должно было включать в себя какое-то из трех вышеуказанных слов.

Впрочем, это самое безобидная из претензий Счетной палаты к украинским полицейским.

В отчете утверждается о нерациональном использовании государственных средств, выделяемых на осуществление правоохранительной деятельности Нацполицией за счет выполнения ею несвойственной ей функции или же дублирования последних.

Так, на балансе Национальной полиции находятся целостные имущественные комплексы дошкольных учебных и детских оздоровительных учреждений в виде 16 детских садов и яслей-садов и 6 детских заведений оздоровления и отдыха, переданных из Министерства внутренних дел в сентябре 2016 года. Их содержание в 2017 году обошлось новому правоохранительному органу почти в 73 млн грн., что, по мнению специалистов Счетной палаты, недопустимо, так как не является профильной деятельностью для правоохранителей и их следует передать на баланс местным органам власти.

Параллельно с этим Нацполиция и МВД продолжают выполнять дублирующие функции, а некоторые объекты фактически попеременно подчиняются этим структурам.

Так, для профессиональной подготовки сотрудников полиции на базе бывших училищ профессиональной подготовки работников милиции были созданы 9 учебных центров подготовки в Национальную полицию. В ноябре 2016 года все они были подчинены высшим учебным заведениям МВД, а уже в феврале 2017 года один из них вернулся в структуру Национальной полиции.

Читайте также
ДТП на дорогах Украины: почему бездействует власть

Два учебных центра специально созданных под Национальную полицию – Академия патрульной полиции и учебный центр Взрывотехнической службы также не могут особо похвастаться успехами: в первую в январе 2018 года поступили учиться 96 курсантов при общем наполнении в 1000 человек, во второй же набор и вовсе пока не начинался.

«Таким образом, начальная (первичная профессиональная) подготовка полицейских осуществляется как в учебных заведениях МВД, так и в учреждениях Национальной полиции, что приводит к распылению усилий и бюджетных средств», – приходят к выводу в Счетной палате.

Национальная полиция: на дорогах – провал

Как считают в своем отчете в Счетной палате полицейские провалили задачу по наведению порядка на украинских автодорогах. Так, в 2017 году по сравнению с 2016 годом количество совершенных ДТП увеличилось с 139 до 147 тыс., ДТП с пострадавшими – на 5 %, а также наблюдается рост количества лиц, погибших в ДТП (с 3 до 3,1 тыс., или на 5%).

Впрочем, основную причину этому провалу в отчете видят в нехватке финансирования Нацполиции, особенно в части создания системы фиксации административных правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в автоматическом режиме, которая бы обеспечила осуществление контроля за соблюдением Правил дорожного движения его участниками.

Национальной полицией был разработан и отправлен в Госспецсвязи проект технических требований к системе фиксации административных правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в автоматическом режиме. Кроме того, приказом МВД от 31.08.2017 № 663 создана рабочая группа по вопросам разработки концепции внедрения автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения, в состав которой вошли и сотрудники Национальной полиции. Но для практической реализации системы фиксации административных правонарушений необходимо более 1,1 млрд грн., которых нет.

Национальная полиция: автотранспорт разбит на 20%

Впрочем, свою лепту в опасность дорожного движения вносят и сами полицейские, с самого начала своей работы «прославившиеся» попаданиями в различные ДТП, иногда по нескольку за один день.

Читайте также
Атаки на активистов в Украине: полицейский удар или удар по полиции

Согласно отчету Счетной палаты за 2016-2017 гг. из строя в результате ДТП были выведены 313 патрульных авто из 1876 или 16,6%. Еще 79 вышли из строя по техническим причинам. Всего же за 2 года Нацполиция потеряла по техническим причинам 20% своего автопарка.

Это средняя цифра по стране, но в отдельных регионах ситуация куда хуже. Например, в столице из 300 авто выведены из строя 105, в том числе 95 по причине ДТП. «Рекордсменом» же стало управление патрульной полиции во Львовской области из 92 автомобилей в нерабочем состоянии и не эксплуатируется 47, в том числе 43 патрульных автомобиля.

Национальная полиция: бестендерные закупки

Досталось новому правоохранительному органу и за «бич» украинской бюрократии – сомнительные закупки за государственные средства. Департамент патрульной полиции с целью избегания процедур закупок товаров и услуг путем разделения предмета закупки на части приобрел в 2016-2017 гг. компьютерную технику, запчасти к авто и услуги по их техническому обслуживанию. Чтобы избежать выполнения требований законодательства при покупке, договор разбивался на лоты в размере поставок товара до 200 тыс. грн., что позволяло обходиться без тендеров.

Всего по Департаменту патрульной полиции в Счетной палате насчитали 50 договоров с нарушениями действующего законодательства по закупкам товаров и услуг за государственный счет на общую сумму 3,6 млн грн.

«Отличились» в сомнительных сделках и другие структурные подразделения Нацполиции, закупив товаров, работ и услуг с несоблюдением действующего законодательства на общую сумму 4,677 млн грн.

Неэффективное использование госсредств Нацполицией в Счетной палате нашли и при заключении договоров на поставку товаров и услуг, при которых правоохранители получали заказанное ненадлежащего качества, в меньшем количестве или не совсем то, что ожидалось.

Всего же, по мнению Счетной палаты Украины, в 2016-2017 гг. с несоблюдением действующего законодательства израсходовано 71,091 млн грн. и неэффективно – 9,193 млн грн. из общего объема финансирования Нацполиции за этот период в 43,17 млрд грн.

Кроме того, в некоторых моментах национальная полиция Украины обошлась госбюджету куда дороже, чем могла бы.

Так, в 2016 году многие областные управления Нацполиции при составлении своих потребностей не предоставляли утвержденных лимитов потребления энергоресурсов и коммунальных услуг, что в итоге приводило к их значительному перерасходу.

Читайте также
Дело Сафы Булар: откуда в Британии берутся джихадисты

Кировоградское областное управление Нацполиции почти втрое превысило лимит потребления тепла, Одесское – в 3,5 раза больше лимита потребило электроэнергии, в 2,8 раза превысили лимит по свету в Главном управлении Национальной полиции в городе Киеве.

В 9,6 млн грн. обошлись госбюджету решения по топливу: безосновательное списание в течение 2016 года и в январе-августе 2017 года 208,1 тыс л горючего общей стоимостью 4,2 млн грн. и промедление с принятием решений относительно израсходованных сверх установленных норм 299,4 тыс. л. горючего на сумму 5,4 млн грн. – к отражению их в учете как остаток в баках автомобилей.

Национальная полиция: сколько нужно стране полицейских

Одной из основных причин создания Национальной полиции Украины было желание заменить старые скомпрометированные кадры. Однако кадровая проблема в новой структуре согласно выводам счетной палаты обстоит не менее остро. Так, до сих пор не установлена штатная предельная численность работников Национальной полиции, так как это зависит от утверждения общего структуры и численности МВД, чью общую численность без учета Национальной полиции Минфин в 2016 году предлагал утвердить на уровне 22 тыс. человек.

Дальнейшая задержка с разработкой законопроекта о новой численности МВД и утверждении предельной численности работников Национальной полиции, как говорится в отчете Счетной палаты, отрицательно скажется на условиях ее деятельности. Но даже уже принятые на службу полицейские часто увольняются, причем нередко уже на первом же году службы. Так, со времени создания патрульной полиции и принятия на службу более 13 тыс. полицейских, в течение 2016-2017 годов по разным причинам уволилось 1944 полицейских, или каждый седьмой, из них 643 человека на первом году службы. Это, а также нехватка авто ведет к уменьшению количества патрулей и росту нагрузки на патрульных, что приводит к текучести кадров.

Да и техническая обеспеченность Нацполиции хромает: на момент проведения аудита был отмечен низкий уровень обеспеченности подразделений Национальной полиции средствами индивидуальной защиты, то есть бронежилетами, а в подразделениях патрульной полиции ими фактически обеспечен и вовсе лишь каждый десятый полицейский.

Не хватает и видеорегистраторов (нагрудных и автомобильных камер), которыми подразделения патрульной полиции обеспечены менее чем наполовину, причем в отдельных подразделениях показатели обеспеченности еще ниже.

В управлении патрульной полиции в Одесской области из 590 персональных видеорегистраторов 290 требуют ремонта. Полученные управлением патрульной полиции в Харьковской области 80 автомобильных камер не укомплектованы картами памяти, что не задействованы в работе. И такие примеры не редкость.

Национальная полиция: реформировать МВД

Читайте также
Проект «Стена»: кто ответит за хищения на «Европейском вале»

По результатам своего аудита Счетная палата рекомендует в отношении Национальной полиции следующее:

— разработать и внести изменения в Закон Украины № 580-VIII «О Национальной полиции» изменения в части нового названия;
— МВД внести предложения по законопроекту об установлении предельной численности МВД Украины;
— разграничить дублирующие друг друга функции МВД и Нацполиции по профессиональной подготовке сотрудников Национальной полиции;
— провести инвентаризацию материальных ценностей в Национальной полиции и усилить внутренний контроль за их использованием, особенно топлива и закупок товаров и услуг за счет госбюджета.

Также в счетной палате предложили ужесточить требования к навыкам патрульных в управлении автотранспортом и внедрить действенный механизм ответственности за их повреждение.

Поделиться в соц сетях
Оставить комментарий

Выбор редакции

Большой аптечный передел: что будет с аптеками в Украине

После трёхлетнего моратория на проверку деятельности аптек, правительство решило всерьёз заняться...

8/8/2018

Работающие пенсионеры могут остаться без пенсий: что пообещал Андрей Рева

Министр социальной политики Андрей Рева сообщил, что в перспективе работающим украинским пенсионе...

6/8/2018

Задержка пенсий или инфляция: что значит дефицит госбюджета для украинцев

От доходов государства, аккумулируемых в государственном бюджете, зависит жизнь многих украинцев,...

3/8/2018

Вырубка леса в Украине: идет битва между президентом и нардепами

К многочисленным конфликтам между главой государства и парламентариями летом 2018 года недавно до...

27/7/2018