Понедельник, 23 июля, 2018

Будущее Военно-морских сил Украины

Военно-морские силы Украины

Третий год подряд высокопоставленные военные и политики обещают возродить ВМС Украины и довести их до евроатлантических стандартов. Но пока всё говорит об обратном.

Военно-морские силы Украины сегодня

После Грузии ВМСУ считается самым слабым флотом в Черноморском бассейне. Из боеспособных единиц на сегодняшний день в его состав входят: флагманский фрегат «Гетман Сагайдачный», прошедший в прошлом году ремонт и модернизацию на сумму свыше 90 млн грн.; ракетный катер «Прилуки»; малый разведывательный корабль «Переяслав»; десантные суда «Юрий Олефиренко» и катер «Сватово»; шесть артиллерийских катеров, среди которых два бронированных судна проекта «Гюрза-М», спущенные на воду в 2016 году; около десятка американских быстроходных жёстко-корпусных надувных лодок Sea Force, длинной от 5 до 11 метров и порядка 30 судов обеспечения.

Читайте также
Кто стоит за скандалом с двигателями для ВСУ

Кроме того, что в результате захвата Крыма Россией, вместе с военными базами Украина потеряла ядро своего флота, оставшиеся корабли по различным причинам постепенно выходят из строя. Так, в 2016 году из-за халатности экипажа, ВМС лишились корабля управления «Донбасс», на котором из-за возгорания проводки в электросауне полностью выгорело три палубы. На грани списания находится малый противолодочный корабль «Винница», который осенью прошлого года был поставлен в сухой док Одесского порта. Изначально восстановительные работы оценивались в 270 миллионов гривен, однако чуть позже выяснилось, что эта сумма занижена почти вдвое, а 500 млн грн. государство «потянуть» не в состоянии.

До сих пор не решена судьба ракетного крейсера «Украина». Концерн «Укроборонпром» и Министерство обороны не могут определиться, кто же должен оплачивать содержание недостроя, а тем временем у персонала ГП «Николаевский судостроительный завод» (бывший «Завод им.61 Коммунара»), где ржавеет готовый на 95% боевой корабль, растёт задолженность по зарплатам.

Концепция «Москитного флота» для Военно-морских сил Украины

По состоянию на начало 2018 года в процессе постройки находится 8 кораблей для ВМС Украины. Это корвет «Владимир Великий», на достройку которого планируется потратить 3,6 млрд грн. и закончить работы к 2022 году (ещё три однотипных судна должны быть построены к 2028 году); 6 десантно-штурмовых и артиллерийских катеров типа «Кентавр» и «Гюрза-М», один малый разведывательный корабль проекта 502ЭМ. Также штаб ВМС обещает заложить в скором времени ракетный катер проекта «Лань».

Если предыдущий главнокомандующий морских сил Сергей Гайдук заявлял о создании до 2020 года подводного флота, то его преемник, вице-адмирал Игорь Воронченко, сначала выступил с предложением закупать бывшие в употреблении корабли у стран НАТО, а затем остановился на постройке собственного «москитного флота» – множества малозаметных и маневренных катеров различных модификаций, способных действовать в прибрежной зоне.

Мнения экспертов по поводу концепции москитных сил разделились. Так, капитан I ранга Андрей Рыженко считает, что эта концепция в сложившейся ситуации является оптимальной для Украины в силу мобильности, а также дешевизны строительства и обслуживания «москитов». А по версии Сергея Гайдука, для полноценного военно-морского флота москитных сил недостаточно и сами по себе артиллерийские катера, составляющие основу ВМСУ, не смогут адекватно противостоять флоту РФ.

К слову, на сегодняшний день только Индонезия может похвастать военно-морскими силами, полностью состоящими из малых судов. Однако, учитывая, что под контролем этого государства находится почти 18 тыс. островов, это вполне оправданный ход.

Читайте также
Броня крепка и танки наши быстры: как проходит реформа в Вооруженных Силах Украины

Военно-морские силы Украины в аннексированном Крыму

Пополнить состав ВМС Украины можно за счёт судов из оккупированного Крыма. Передача РФ оставшихся на полуострове кораблей уже происходила в 2014 году, однако спустя полтора-два месяца была прекращена. Русские обосновали свой отказ возвращать военное имущество началом боевых действий на Донбассе. За это время Украине удалось вернуть 35 судов. Ещё 17 единиц осталось на оккупированной территории. Среди них, как относительно новые корветы «Тернополь» и «Луцк», так и находящиеся в неудовлетворительном состоянии десантный корабль «Константин Ольшанский» и подлодка «Запорожье».

Причины, по которым ядро украинского флота осталось в руках захватчиков, заслуживают отдельного материала. Как оказалось, в затягивании процесса виновата не только российская сторона. Если верить словам бывшего и. о. замглавы администрации президента Украины Андрея Сенченко, курировавшего этот вопрос, получается, что в том, что часть военного имущества с оценочной стоимостью в миллиард долларов осталась в Крыму есть и заслуга Арсения Яценюка и Петра Порошенко. Яценюк из репутационных соображений отказался подписывать документы о выводе металлолома из состава флота для дальнейшей утилизации, что было одним из требований РФ. А «Севастопольский морской завод им. Орджоникидзе», владельцем которого на тот момент являлся нынешний президент, вместе с тремя другими судоремонтными заводами обратился в оккупационную администрацию Севастополя с просьбой не выпускать суда из бухты, пока они не рассчитаются за выполненный ремонт. По словам Сенченко, в отношении завода Порошенко речь шла о погашении задолженности в 400 тыс. грн.

С инициативой вернуть военную технику выступил в начале этого года президент РФ Владимир Путин, однако отклика в Украине идея не получила. По словам главы МИД Павла Климкина, это могло бы навредить юридической позиции нашей страны в международных судах, а в Администрации президента заявили, что Украина возвратит свой флот вместе с полуостровом.

Военно-морские силы Украины: скандал с американскими катерами

Если за отказом от предложения русских вернуть украденное стоит политика, то совсем другая ситуация сложилась с помощью из США.

Весной этого года в ходе журналистского расследования выяснилось, что украинское правительство уже четвёртый год подряд блокирует получение от США безвозмездной помощи в виде двух патрульных катеров класса Island.

Единственное, за что нужно заплатить Украине, это транспортировка и подготовка экипажа, что в общей сложности составит около 5 миллионов долларов за каждый. Если учесть, что в среднем постройка аналогичного катера на отечественной верфи обходится в среднем в 27-35 млн долл., предложение американцев можно назвать более, чем выгодным. Как удалось узнать журналистам «Схем», перспектива поставки американских судов просто не входила в планы президента, так как ЧАО «Кузница на Рыбацком» (бывшая «Ленинская кузня»), принадлежащая Петру Порошенко и его бизнес-партнёру нардепу Игорю Кононенко, по «удивительному» стечению обстоятельств является главным игроком в сфере ремонта и строительства кораблей для Военно-морских сил Украины.

Возрождение Военно-морских сил Украины или личная выгода президента

Подавляющее большинство судостроительных предприятий страны по факту находятся не у дел. ПАО «Николаевский судостроительный завод «Океан» уже третий год подряд выполняет функции незаконного порта.

Наложен арест на имущество «Черноморского судостроительного завода», а Херсонский завод только недавно пережил банкротство.

Читайте также
Участники АТО в Украине массово совершают самоубийства: почему это происходит

Тем временем, не имеющая существенного опыта в ремонте крупных кораблей «Кузница» в начале 2017 года с лёгкостью выигрывает тендер на ремонт флагмана ВМСУ «Гетмана Сагайдачного» у «Николаевской верфи» – предприятия с фокусом на производство военных судов. Итог оказался вполне предсказуем – сразу после ремонта у фрегата отказывает двигатель.

На возрождение украинских ВМС государство планирует потратить до 2020 года 10 млрд грн. и, похоже, что большая часть этих денег будет освоена предприятием президента. Принятие концепции «москитных сил», которая подразумевает закладку трёх десятков малых боевых судов, не особо прихотливых в постройке, как нельзя лучше подходит под специализацию «Кузницы на Рыбацком». Столичная верфь автоматически получает многомиллионные заказы на несколько лет вперёд, тогда как ремонт противолодочной «Винницы» и достройка крейсера «Украина» отодвигаются на неопределённый срок. Впрочем, учитывая скорость постройки новых судов, и эти планы военных рискуют остаться только на бумаге. «Кузница» не отличается высокими темпами строительства. Так, если по заказу Узбекистана катера класса «Гюрза» были сработаны за 10 месяцев, то для строительства и испытаний двух аналогичных катеров по заказу ВМСУ, предприятию понадобилось 2 года.

Украина была и остаётся морской державой, поэтому наличие сильного Военно-морского флота, основанного на какой бы то ни было концепции, является делом государственной важности. Остаётся только надеяться, что шаги, предпринимаемые правительством пусть даже и из меркантильных соображений, пойдут на пользу безопасности акваторий Чёрного и Азовского морей и уже в следующем десятилетии наша страна сможет защитить себя от посяганий агрессора.

Поделиться в соц сетях
Оставить комментарий

Выбор редакции

Досрочные выборы в Украине: тенденции и прогнозы

Тема досрочных выборов периодически всплывает в украинском медиапространстве. Прецеденты уже были...

7/6/2018

Focus Порошенко: тайная нелюбовь к деньгам и олигархам

Интервью президента Порошенко германскому изданию Focus стало настоящей сенсацией: украинцы узнал...

15/5/2018

Новые правила регистрации по месту жительства: государственная афера или необходимость

В Министерстве экономического развития и торговли планируют изменить правила регистрации граждан ...

4/5/2018

Крымский мост: долгосрочная головная боль России

С наступлением мая приближается церемония открытия транспортного моста через Керченский пролив, к...

2/5/2018