Понедельник, 15 октября, 2018

Кто стоит за скандалом с двигателями для ВСУ

Львовский бронетанковый завод

15 марта пресс-служба Национального антикоррупционного бюро сообщила о завершении досудебного расследования дела в отношении чиновников ВСУ и госпредприятия «Львовский бронетанковый завод» по подозрению в махинациях с закупками запчастей для военной техники. До суда над фигурантами ещё далеко, однако, не похоже, что следствие, начавшееся ещё в 2016 году, закончится наказанием виновных.

Двигатели для ВСУ: с чего начинался скандал

Откровенно попахивающая коррупцией история с покупкой Центральным бронетанковым управлением ВСУ танковых двигателей сомнительного качества, пожалуй, является одной из самых «долгоиграющих» в череде громких скандалов отечественной оборонки.

Читайте также
Самоубийство Волошина: тендер ценой в 100 миллионов и человеческая жизнь

Всё началось с того, что в июле 2017 года детективы НАБУ при содействии САП задержали пятерых человек, причастных, по их мнению, к растрате государственных средств в особо крупных размерах. Арест состоялся накануне посещения Львовского бронетанкового завода президентом Петром Порошенко и совпал с серией проверок НАБУ на предприятиях концерна «Укроборонпром», по результатам которых с постов было снято 25 руководителей.

Ряд политологов связал это «совпадение» с попыткой гаранта попиариться на борьбе с коррупцией. Вполне справедливое замечание, особенно если учитывать тот факт, что за последние три года ни одно досудебное расследование из более чем 40 заведённых в госконцерне уголовных делопроизводств не закончилось громкой «посадкой». К слову, предыдущий директор ЛБТЗ Александр Остап, которого арестовали за растрату, отделался впоследствии лёгким испугом и получил условный срок.

Львовский бронетанковый завод

Двигатели для ВСУ: реакция на скандал НАБУ и Верховной Рады

Суть обвинений сводилась к тому, что в 2015 году дирекция «Львовского бронетанкового» в сговоре с представителями высшего командного состава ЦБТУ осуществила через компанию с признаками фиктивности продажу Минобороны использованных двигателей для танков Т-72 под видом новых, совершив тем самым растрату бюджетных средств на сумму 28,5 млн грн.

В числе подозреваемых оказалось двое высокопоставленных госслужащих из Центрального бронетанкового управления ВСУ (ЦБТУ), включая генерал-майора Юрия Мельника, а также директора предприятия «Львовский бронетанковый завод» Романа Тымкива вместе со своим замом Олегом Ткаченко и учредителем ООО «Булет Лайн» Андреем Белозёровым. Все фигуранты получили подозрение в преступлении, предусмотренном ч.5 ст. 191 УК Украины: «Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением».

Читайте также
Итоги февраля в зоне АТО: эскалация конфликта и закон об реинтеграции

Соломенский суд Киева избрал всем пятерым меру пресечения в виде ареста, с возможностью внесения залога в размере от 1,6 до 2 млн грн.

Первым из арестованных оказался на воле глава ЛБТЗ, заявивший, что необходимые деньги внесла за него сестра. Впрочем, для человека, в декларации которого указана целая коллекция элитных наручных часов общей стоимостью примерно в 2 млн грн., которым является Роман Тымкив, сумма залога была не так уж и велика. Кроме того, за него поручилось пятеро народных избранников из Блока Петра Порошенко и «Батькивщины». Лояльность к Тымкиву четырёх нардепов из БПП объясняется просто – последний является помощником и бизнес-партнёром депутата президентской партии Юрия Соловья. Стоит отметить, что репутацию освобождённого сложно назвать кристальной. Его, как владельца нескольких ивано-франковских предприятий неоднократно подозревали в уклонении от налогов.

Спустя неделю из СИЗО выпустили генерал-майора Юрия Мельника. Чиновника взяли на поруки члены фракции «Народный фронт» Андрей Тетерук и Юрий Береза, а также несколько ветеранов АТО. В пользу Мельника сыграла репутация боевого генерала и активного участника трагических событий в Иловайске в 2014 году. Сторонники невиновности главы ЦБТУ подчёркивали, что поступить по-другому генерал попросту не мог, ввиду дефицита необходимых двигателей.

Двигатели для ВСУ: предыстория

В 2008 году Министерство обороны посчитало, что основным танком ВСУ будет Т-64, а не Т-72, поэтому эти боевые машины и сопутствующие запчасти вместе с  двигателями, были переданы в Центр учёта избыточного военного имущества.

Партия новых танковых дизелей В-46-6 1-й категории как ненужное оборудование была продана Минобороны – корпорации «Укринмаш» по 20 тыс. грн. за штуку. По курсу доллара на тот момент это составляло около 4 тыс. долл. Что происходило с купленными двигателями в последующие семь лет неизвестно. Предполагается, что всё это время они пролежали на складах корпорации.

Читайте также
Украина и НАТО: брак по расчету или по любви

Выкупленная «Укринмашем» партия «всплыла» в 2015 году, когда МОУ приняло решение вернуть Т-72 в строй. Само собой, что понадобились и запасные двигатели, а их на тот момент в Центре учёта имущества уже не оказалось – всё было успешно распродано частным фирмам и спецэкспортёрам. Основной производитель В-46-6 и его модификаций оказался по другую сторону фронта в РФ.

Силовики огласили тендер на покупку необходимых моторов, в котором победил Львовский бронетанковый завод, выступивший продавцом «укринмашевских» двигателей и предложивший за 40 «дизелей» наименьшую цену – 680 тыс. грн. за штуку, или около 31 тыс. долл. согласно курсу НБУ на тот момент. Как считает директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец, в 2015 году Львовский бронетанковый завод переживал не лучшие времена и приобрести у «Укринмаша» крупную партию двигателей завод попросту не мог, поэтому каким образом они попали в распоряжение ЛБТЗ не совсем понятно.

В ходе инициированной начальником ЦБТУ генералом Мельником проверки выяснилось, что из 40 закупленных моторов, один не прошёл испытания на стенде, а ещё три «дизеля» оказались неподходящей модификации. Ввиду этого Минобороны пообещало взыскать с ЛБТЗ штрафные санкции в размере 5 млн грн. Остальные двигатели сочли вполне пригодными и сделка стоимостью в 28,5 млн грн. состоялась.

Полученные от Минобороны средства были переведены на счета ООО «Булет Лайн», а затем по частям выведены с помощью фиктивных предприятий. Эксперты предполагают, что самостоятельно «Укринмаш» не вышел на торги скорее всего потому, что в корпорации уже тогда предполагали, что к качеству поставляемых «дизелей» могут возникнуть вопросы. Ещё одной причиной этому может быть элементарное уклонение от уплаты налогов.

Двигатели для ВСУ и два «Укринмаша»

Следует отметить, что корпорация «Укринмаш», созданная в 1997 году, является полной тёзкой подконтрольного «Укроборонпрому» государственного предприятия «Укринмаш», и занимается реализацией военного имущества на внутреннем рынке.

Читайте также
Станут ли миротворцы ООН на Донбассе лекарством от войны

Согласно единому государственному реестру, конечным бенефициаром корпорации является некий Владимир Дудко, чей сын, Андрей Владимирович Дудко, выступает соучредителем общественной организации «Фонд содействия развитию Вооруженных Сил Украины». Руководитель данного фонда Евгений Крупа находится в хороших отношениях с заместителем министра обороны Украины Игорем Павловским, который в 2014-2015 годах занимал пост начальника тыла ВСУ. Также некоторые СМИ связывают Крупу с влиятельным «фронтовиком» Сергеем Пашинским. Ещё один соучредитель «фонда содействия» Игорь Халявинский в середине 2000-х работал в Управлении информационного обеспечения Минобороны, а в 2008 году возглавил его пресс-службу. Так что недостатка в тех, кто может посодействовать лоббированию интересов корпорации в Минобороны «Укринмаш» не испытывает.

Впрочем, подозрительно другое: у НАБУ к «Укринмашу», как к организации, непосредственно связанной с этой историей, за всё время расследования не возникло никаких претензий.

Двигатели для ВСУ: куда повернут дело о танковых двигателях

Как отмечают военные специалисты, разница между двигателями 1-й и 2-й категории качества, на которой на данный момент построена большая часть обвинений НАБУ, не так велика, как это кажется на первый взгляд. По определению, к первой категории относится имущество, отвечающее условиям ГСТУ, ГОСТ и полностью пригодное к применению. Ко второй категории относится выданное со склада и использованное или прошедшее капитальный ремонт имущество, пригодное к использованию. Не совсем понятно, к какой категории можно относить двигатели, находившиеся всё это время в упаковочной таре, отвечающие стандартам и, как показала экспертиза Мельника, полностью пригодные к использованию, но уже выданные со склада. В этом контексте для линии защиты в суде остаётся довольно большое пространство для манёвра в случае, если партия дизелей не подвергалась капремонту.

Читайте также
Итоги февраля в зоне АТО: эскалация конфликта и закон об реинтеграции

За последние полгода мнение детективов НАБУ касательно сомнительного качества закупленных МОУ двигателей и заключённых ЛБТЗ с ООО «Булет Лайн» фиктивных договоров не изменилось. В Бюро говорят, что общая сумма ущерба государству превышает 14,15 миллиона гривен. Тем временем в Минобороны вспомнили о  сделке двухлетней давности, усомнились в качестве поставленных «дизелей» и 16 марта нынешнего года подали иск к Львовскому бронетанковому заводу о взыскании 5,4 млн грн.

Как считает эксперт по вооружениям Сергей Згурец, таким образом власти проводят обезвреживание высокопоставленных лиц, мешающих проведению сделок, которые противоречат реальным потребностям армии и государства. А ряд политологов видит в происходящем не отдельный случай расследования коррупционной схемы, а результат конфликта интересов в оборонной отрасли между двумя вертикалями власти: президентом Петром Порошенко и секретарём СНБО Александром Турчиновым. Борьба за распределение потоков требует наличия «нужных» людей на ключевых должностях, поэтому главная задача – не посадить обвиняемого в коррупции чиновника, а усадить в его кресло свою креатуру, как произошло в случае рокировки глав львовского БТЗ Романа Тымкива и Александра Остапа. Так что, скорее, всего исход дела решится в традиционном ключе и никто из основных его фигурантов за решёткой не окажется, а наличие у Тымкива влиятельных союзников в БПП даже может помочь ему удержаться на должности директора Львовского бронетанкового завода.

Поделиться в соц сетях
Оставить комментарий

Выбор редакции

Население Украины: катастрофическая демографическая ситуация

Министр иностранных дел Украины Павел Климкин внезапно обратил внимание на то, что миллион гражда...

2/10/2018

Нападения на активистов: как Украина теряет Одессу и другие регионы

Количество атак на активистов в Украине зашкаливает. Недавно вновь «отличилась» Одесса, где ситуа...

27/9/2018

Тимошенко представила новый экономический курс: сильные и слабые места

21 сентября лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко презентовала программу «Новый экономический курс»....

25/9/2018

Бедность в Украине: кто виноват и что делать

По итогам 2017 года уровень бедности в Украине вырос до 27%. Бедность в Украине: нищих становитс...

24/9/2018