Понедельник, 15 октября, 2018

Кодекс надежды: примет ли 8-й созыв ВР новый Избирательный кодекс

Избирательный кодекс

Закрытые партийные списки, торговля местами в них, покупка избирательных голосов – на эти и многие другие недостатки отечественной избирательной системы давно обратили внимание не только в Украине, но и за ее пределами. Потому неслучайно одним из обещаний всех политических сил на выборах в Верховную Раду 8-го созыва стало изменение системы выборов. Это обещали пять из шести политических партий, прошедших в очередной созыв парламента.

Однако, скорее всего, это обещание украинских партий останется так и не выполненным.

Избирательный кодекс: главное – открытость

Читайте также
«Выборы» в ОРДЛО: условные претенденты и опасные моменты

Необходимость нововведений назрела давно и еще в 2010 году рабочей группой под руководством тогдашнего народного депутата Ключковского был разработан новый Избирательный Кодекс, который успели зарегистрировать в украинском парламенте в марте 2010 года. Он даже успел получить позитивное заключение Венецианской комиссии.

Законопроект тогда так и не был принят, зато стал основой для законопроекта №3112-1 «Проект Избирательного кодекса Украины», зарегистрированного в парламенте 2 октября 2015 года. Но руки до него у нардепов дошли лишь 7 ноября 2017 года, когда законопроект был принят первым чтением минимально необходимым для принятия числом голосов – 226 «за».

Новый Кодекс вобрал в себя многие радикальные изменения игры, главным из которых стала открытость парламентских списков.

Проще говоря, персональный состав с фамилиями и биографиями кандидатов в депутаты по партийному списку обязательно будут публиковаться в СМИ, чтобы каждый избиратель мог ознакомиться с представителями той партии, которой он доверит представительство своих интересов в Верховной Раде.

В зависимости от избирательного округа – региональный или общегосударственный – информация о кандидате в депутаты обязательно публикуется в СМИ государственного или регионального значения. Это требование должно быть выполнено не позднее, чем на седьмой день после регистрации кандидатов в депутаты.

Необходимость введения такой нормы авторы проекта обосновали существованием «основной и общепризнанной проблемы законодательства о выборах в применяемых избирательных системах, которые создали ситуацию оторванности как народных депутатов Украины, так и депутатов местных советов от избирателей из-за отсутствия влияния избирателей на персональный состав парламента». По мнению авторов предлагаемые ими изменения «позволяют персонифицировать голосования, что требует введения региональных избирательных округов, и одновременно сохранит стимулы к поддержке общеукраинского характера политических партий, недопущение их регионализации, что может нести угрозу дальнейшего углубления межрегиональных конфликтов и дестабилизации ситуации в государстве».

Читайте также
Выборы-2019: Порошенко тасует кадровую колоду

Избирательные округа по предложению авторов законопроекта также должны выглядеть иначе – будут создаваться сразу 4 типа избирательных округов:

1) единый общегосударственный избирательный округ;
2) избирательные регионы;
3) территориальные избирательные округа (в том числе заграничный избирательный округ);
4) избирательные участки.

Избирательных регионов предлагается создать 27: по 2 получат город Киев и Днепропетровская область, Южный избирательный регион объединит в своем составе Херсонскую область и Автономную Республику Крым.

Соответственно и избирательных списков у партий, которые выдвигают своих кандидатов на выборах народных депутатов Украины, должно быть два: включенные в общегосударственный избирательный список и «разбитые» на региональные списки кандидатов в депутаты по каждому избирательному округу.

Также для того, чтобы попасть в Верховную Раду политическим партиям необходимо будет преодолеть 4%-й барьер вместо существующего 5%-го.

Избирательный кодекс: диктат партий

Сразу после принятия Избирательного кодекса в первом чтении эксперты заговорили о диктате партий, который фактически устанавливает новый документ.

Важным нововведением в пользу этого является тот факт, что согласно статье 360 кандидатам в депутаты запретят иметь свой избирательный фонд, финансироваться их избирательная деятельность должна за счет средств избирательного фонда партии, кандидатами от которой они являются.

Кандидат может «помочь» родной партии внеся в ее избирательный фонд взнос как физическое лицо на уровне не выше 400 минимальных заработных плат на момент начала избирательного процесса. Таким образом, на сегодняшний день общая сумма взноса одного физлица ограничивается суммой в 1 490 400 грн.

Читайте также
Выборы, которые не нужны: местные выборы в территориальных громадах могут не состояться

По задумке авторов кандидат вполне официально сможет оплачивать свое избрание через партийный фонд, что сделает финансирование предвыборной кампании более прозрачным и прекратит практику «торговли мандатами». Также кандидаты в народные депутаты окажутся и более связанными теперь уже и финансовой дисциплиной, поскольку партия сможет диктовать условия кандидатам, особенно «со стороны», так как кандидаты от политсилы не обязаны быть ее членами.

Однако эта норма вряд ли прекратит практику торговли мандатами, ведь попадание в избирательный список партии можно по-прежнему продавать, а затем еще и получать деньги от кандидатов вполне официально как взносы от физических лиц на финансирование предвыборной кампании политической силы.

Избирательный кодекс: меньше местных советов

Кодекс предлагал в целом уменьшить число депутатов местных советов в зависимости от количества избирателей:

— от 100 тысяч до 250 тысяч избирателей – от 30 до 40 депутатов;
— от 250 тысяч до 1 миллиона избирателей – от 40 до 60 депутатов;
— более 1 миллиона избирателей – от 60 до 100 депутатов.

Пределы количественного состава областного совета составляют 80 депутатов при количестве до 2 млн избирателей и 120, если в области насчитывается свыше 2 млн избирателей.

Также мэру для победы в городе с населением свыше 90 тыс. человек необходимо набрать не относительное (больше других кандидатов) а абсолютное большинство (более 50% голосов избирателей).

Избирательный кодекс: задача невыполнима

С началом нового политического сезона в сентябре вновь обострился вопрос выборов, следовательно, и нового Избирательного кодекса. О необходимости его принятия говорили иностранные партнеры.

Так, 10 сентября глава представительства ЕС в Украине Хьюг Мингарелли выразил надежду, что в следующие несколько месяцев в Украине будет принят новый Избирательный кодекс и назначены члены ЦИК, у 90% состава которого на тот момент срок полномочий уже истек.

21 сентября глава делегации депутатов Европарламента в Украину Дариуш Росати также призвал все стороны активизировать свои усилия для скорейшего принятия во втором чтении нового закона о выборах.

Впрочем, первыми о необходимости принятия нового Избирательного кодекса заговорили как раз в украинском парламенте. Председатель ВР Андрей Парубий еще в начале сентября заявил о возможном рассмотрении Кодекса во втором чтении в октябре-ноябре. Неопределенность объяснялась тем, что в Избирательный кодекс внесли порядка 4,5 тыс. поправок. Спустя неделю спикер уже уверенно прогнозировал рассмотрение Избирательного кодекса в начале октября.

Не осталась в стороне и общественность: 6 сентября под стенами Верховной Рады состоялась акция «Нет выборам по законам Януковича», участники которой выступили за пропорциональную систему выборов с открытыми региональными списками на выборах в парламент.

Читайте также
Тимошенко и выборы: какие цели у лидера «Батькивщины»

20 сентября Верховная Рада наконец утвердила новый состав Центральной избирательной комиссии и вопрос Избирательного кодекса стал еще ближе. Однако на деле не все так просто.

Еще в ноябре 2017 года обозреватели подчеркивали случайный характер успешного принятия Избирательного кодекса, о чем говорило даже число голосов «за» – 226, то есть минимально необходимое по Конституции для принятия любого законопроекта.

Отечественные СМИ выяснили у лидеров парламентских фракций, будут ли они голосовать за Избирательный кодекс.

Однозначно «за» голосовать обещали главы фракций «Народный фронт», «Оппозиционный блок», «Самопомощь», «Радикальная партия», депутатская группа «Возрождение». Обещали поддержать законопроект при условии включения ряда важных поправок во втором чтении фракция «Батькивщина» и депутатская группа «Воля народа». Последняя, кстати, на 100% состоит из депутатов-мажоритарщиков, против которых фактически направлен новый Избирательный кодекс.

Неопределенно высказался глава самой крупной фракции парламента (138 штыков) Блок Петра Порошенко Артур Герасимов. По его словам фракция «ждет вывода экспертов».

Если абсолютное большинство БПП, внефракционные депутаты, которых в ВР 50 человек и «мажоритарщики» из «Воли народа» не проголосуют за Избирательный кодекс во втором чтении, его принятие станет невозможным.

Как показало июльское голосование за новый состав ЦИК, сформировавшаяся без БПП коалиция окажется нежизнеспособной и сможет максимум принять ряд второстепенных законов.

Минимальными считает шансы на принятие Кодекса во втором чтении глава Комитета избирателей Украины Алексей Кошель.

В интервью 24 каналу эксперт заявил, что «избирательный кодекс могут принять и отсрочить в действии, то есть парламентские выборы в 2019 году не состоятся по новому законодательству». Фактически это станет обманом избирателей со стороны Верховной Рады, и чтобы этого избежать, народным депутатам надо сосредоточиться на избирательной реформе, принять один из восьми законопроектов и провести по ним выборы в 2019 году.

Как показывают последние рейтинги политических сил от Киевского международного института социологии из нынешних парламентских партий не попасть в ВР имеют шансы «Самопомощь» – 4,1% и «Народный фронт».

Поделиться в соц сетях
Оставить комментарий

Выбор редакции

Население Украины: катастрофическая демографическая ситуация

Министр иностранных дел Украины Павел Климкин внезапно обратил внимание на то, что миллион гражда...

2/10/2018

Нападения на активистов: как Украина теряет Одессу и другие регионы

Количество атак на активистов в Украине зашкаливает. Недавно вновь «отличилась» Одесса, где ситуа...

27/9/2018

Тимошенко представила новый экономический курс: сильные и слабые места

21 сентября лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко презентовала программу «Новый экономический курс»....

25/9/2018

Бедность в Украине: кто виноват и что делать

По итогам 2017 года уровень бедности в Украине вырос до 27%. Бедность в Украине: нищих становитс...

24/9/2018