Суббота, 21 апреля, 2018
КУРС НБУ
USD
26.22
EUR
32.47
RUB
0.430

Голосовать по-новому: изменения в системе выборов

Открытые списки, новые избирательные округа, новый порядок голосования, диктат партии над депутатами

7 ноября минимально необходимым большинством — 226 голосами «за», Верховная Рада в первом чтении приняла проект нового Избирательного Кодекса, вводящего новые правила игры для политический партий, кандидатов в депутаты и даже избирателей.

Путь изменений, как признаются авторы законопроекта, начался еще в 2010 году, поскольку именно тогда рабочей группой под руководством тогдашнего народного депутата Ключковского был разработан новый Избирательный Кодекс, ставший основой для предложенного и принятого Верховной Радой 7 ноября. Проект Ключковского был зарегистрирован в украинском парламенте в марте 2010 года и успел получить позитивное заключение Венецианской комиссии.

Надо сказать, что принятый в первом чтении новый Избирательный Кодекс также прошел непростой путь: направленный в Верховную Раду еще в октябре 2015 года необходимый вывод парламентских комитетов он получил лишь весной 2017 года, а проголосован в ноябре.

Роль ЦИК и новые округа в Избирательном Кодексе

Как и прежде проведение избирательного процесса в Украине возлагается на Центральную Избирательную Комиссию из 15 человек, избранных на срок в 7 лет Верховной Радой по представлению Президента Украины.

Пикантности в реализацию этого законопроекта придает тот факт, что из нынешнего состава Центральной Избирательной Комиссии срок полномочий просрочен фактически у 90%, то есть она является попросту нелегитимной и нуждается в замене перед проведением будущих выборов по новому Избирательному Кодексу.

Читайте также
Аппетит приходит во время еды: за 12 лет зарплаты нардепов выросли вчетверо

Радикально будут пересмотрены избирательные округа, вместо нынешних округов планируется создать сразу 4 типа избирательных округов:

1) единый общегосударственный избирательный округ;
2) избирательные регионы;
3) территориальные избирательные округа (в том числе заграничный избирательный округ);
4) избирательные участки.

Избирательных регионов предлагается создать 27: по 2 получат город Киев и Днепропетровская область, Южный избирательный регион объединит в своем составе Херсонскую область и Автономную Республику Крым.

Соответственно и избирательных списков у партий, которые выдвигают своих кандидатов на выборах народных депутатов Украины должно быть два: включенные в общегосударственный избирательный список и «разбитые» на региональные списки кандидатов в депутаты по каждому избирательному округу.

Также для попадания в Верховную Раду политическим партиям необходимо будет преодолеть 4%-й барьер вместо ныне существующего 3%-го.

На выборах будут партии с открытыми списками

Основным нововведением Избирательного Кодекса при его полном принятии во втором чтении станут открытые списки политических партий, участвующих в выборах. Проще говоря, персональный состав с фамилиями и биографиями кандидатов в депутаты по партийному списку обязательно будут публиковаться в СМИ, чтобы каждый избиратель мог ознакомиться с представителями той партии, которой он доверит представительство своих интересов в Верховной Раде.

И общегосударственный и региональный списки кандидатов в депутаты от политических партий не позднее чем через на 3-й день после регистрации кандидатов должен быть опубликован в газетах «Голос Украины» и «Правительственный курьер». Каждый региональный список кандидатов в депутаты от партии не позднее чем на седьмой день после регистрации кандидатов в депутаты публикуется в региональных средствах массовой информации соответствующей области, Автономной Республики Крым, города Киева или Севастополя. Этого требует статья 346 нового Избирательного Кодекса.

изменения в Избирательном кодексе

Необходимость введения такой нормы авторы проекта обосновали существованием «основной и общепризнанной проблемы законодательства о выборах в применяемых избирательных системах, которые создали ситуацию оторванности как народных депутатов Украины, так и депутатов местных советов от избирателей из-за отсутствия влияния избирателей на персональный состав парламента». По мнению авторов предлагаемые ими изменения «позволяют персонифицировать голосования, что требует введения региональных избирательных округов, и одновременно сохранит стимулы к поддержке общеукраинского характера политических партий, недопущение их регионализации, что может нести угрозу дальнейшего углубления межрегиональных конфликтов и дестабилизации ситуации в государстве».

Нововведение Избирательного кодекса — диктат партий

Важным нововведением можно назвать тот факт, что согласно статье 360 кандидатам в депутаты запретят иметь свой избирательный фонд, финансироваться их избирательная деятельность должна за счет средств избирательного фонда партии, кандидатами от которой они являются.

Кандидат может «помочь» родной партии внеся в ее избирательный фонд взнос как физическое лицо на уровне не выше 400 минимальных заработных плат на момент начала избирательного процесса. На сегодня общая сумма взноса одного физлица ограничивается 1 миллионом 280 тысячами гривен.

Таким образом подобная норма призвана оградить процветающую в украинских партиях «торговлю» местами в предвыборных списках. По задумке авторов кандидат вполне официально сможет оплачивать свое избрание через партийный фонд, что сделает финансирование предвыборной кампании более прозрачной. Вместе с тем, кандидаты в народные депутаты окажутся и более связанными теперь уже и финансовой дисциплиной, поскольку партия сможет диктовать условия кандидатам, особенно «со стороны», так как кандидаты от политсилы не обязаны быть ее членами.

Также эта норма вряд ли прекратит практику торговли мандатами, ведь попадание в избирательный список партии можно по-прежнему продавать, а затем еще и получать деньги от кандидатов вполне официально как взносы от физических лиц на финансирование предвыборной кампании политической силы.

Впрочем, одно послабление для кандидатов законопроект несомненно делает, правда только для представительниц прекрасного пола. Так, статья 341 Избирательного Кодекса требует от партий в каждой пятерке избирательного списка иметь не менее 2 женщин, таким образом доведя присутствие в своем списке последних до как минимум 40%.

Заполнять бюллетень на выборах по-новому

Пожалуй, наиболее непонятным пунктом Избирательного Кодекса является статья 368, которая разъясняет правильное заполнение избирательного бюллетеня:

  1. В бюллетене избиратель вписывает в трафареты возле текста «Поддерживаю избирательный список политической партии за порядковым №» две цифры, обозначающие порядковый номер партии, за кандидатов (кандидата) в депутаты от которой голосует избиратель, в официальном перечне политических партий – субъектов избирательного процесса. В случае, если порядковый номер партии меньше 10, в первый трафарет вписывается цифра «0».
  1. Избиратель имеет право вписать в избирательном бюллетене в трафареты возле текста «Поддерживаю кандидата в народные депутаты Украины от этой политической партии за порядковым №» две цифры, обозначающие порядковый номер кандидата в депутаты, за которого голосует избиратель, в региональном избирательном списке партии, которую он поддержал согласно части первой этой статьи. В случае, если порядковый номер кандидата в депутаты меньше 10, в первый трафарет вписывается цифра «0».
  1. Если избиратель не воспользовался правом, указанным в части второй настоящей статьи, или если в избирательном бюллетене трафареты возле текста «Поддерживаю кандидата в народные депутаты Украины от этой политической партии за порядковым №» вписано цифры, которые обозначают несуществующий порядковый номер кандидата, считается, что избиратель поддерживает весь региональный список кандидатов в депутаты от соответствующей партии, однако не голосует за отдельного кандидата из этого списка.
Читайте также
Верховная Рада VIII созыва: самая-самая, но не для украинцев

Уже из описания становится очевидным, что новые правила прописаны непонятно, что, впрочем, во многом произошло оттого, что нет образца самого бюллетеня, так что у избирателей неминуемо возникнут путаница при их заполнении, избежать чего может лишь предварительное обучение избирателей.

В упрощенном виде новый избирательный бюллетень позволит избирателю сделать выбор проголосовать ли за политическую партию или же за конкретного кандидата из ее списка. В обоих случаях голос будет зачтен политической партии, во втором случае той, в чей избирательный список входит кандидат.

Меньше местных депутатов, мэрам крупных городов — абсолютная поддержка

Также изменения коснутся и местных выборов, начиная от количества депутатов местных советов и заканчивая новыми требованиями к избранию мэров крупных городов.

Так, выборы депутатов городского (города, количество избирателей более 90.000 человек), областного совета проводятся на основе пропорционального представительства по открытым спискам в многомандатных избирательных округах, а численный состав

местных советов в зависимости от количества жителей составляет:

от 100 тысяч до 250 тысяч избирателей – от 30 до 40 депутатов;
от 250 тысяч до 1 миллиона избирателей – от 40 до 60 депутатов;
более 1 миллиона избирателей – от 60 до 100 депутатов.

Пределы количественного состава областного совета составляют 80 депутатов при количестве до 2 миллионов избирателей и 120 если в области насчитывается свыше 2 миллионов избирателей.

В целом это несколько ниже чем сегодня.

Также имеются требования и к кандидатам в мэры городов с населением свыше 90 тысяч человек. В подобных случаях предлагается применить систему абсолютного большинства, то есть победитель должен будет набрать не больше других кандидатов, а свыше 50% голосов избирателей, что по задумке авторов нового Избирательного Кодекса должно «повысить уровень общественного доверия и политический авторитет городских председателей соответствующих городов».

Впереди у Избирательного Кодекса еще второе чтение, на котором проект вполне может быть «зарублен» — слишком уж многие страдают от подобных нововведений и прежде всего представители региональных политических и финансовых кланов, которым с принятием Кодекса придется идти на поклон в политические партии, а не «засеивать» избирательный округ гречкой как прежде.

По мнению же народного депутата Украины от Блока Петра Порошенко Сергея Лещенко, оппозиционно настроенного к своей фракции и президенту удачное голосование 7 ноября и вовсе было случайностью.

«История о том, как Банковая сама себя надула. Пытаясь развести всех, они сформировали ситуативное большинство в 226 голосов. И Рада проголосовала в первом чтении. Избирательный кодекс, который предусматривает выборы в парламент по открытым спискам. То есть одно из трех требований улицы. Сейчас Банковая оперативно готовит темники для своих депутатов и скрытых «консервов», чтобы на телеэфирах рассказывать, что они на самом деле за открытые списки. Но просто посмотрите на голосование этих депутатов. Герасимов – воздержался, Кононенко — не голосовал, Грановский — не голосовал, Князевич – воздержался, Ирина Луценко — не голосовала. И надо признать — если бы не начало протестных акций, то этого результата тоже бы не было», — написал депутат на своей странице в Facebook.

Історія про те, як Банкова сама себе пошила в дурні. Намагаючись розвести всіх, вони сформували ситуативну більшість в…

Posted by Сергій Лещенко on 2017 m. lapkritis 7 d.

Поделиться в соц сетях
Оставить комментарий

Выбор редакции

Без талонов и медкарт: какие нововведения ждут украинцев на приеме у врача

13 марта вступил в силу приказ Министерства здравоохранения Украины №157, подписанный 26.01.2018....

19/3/2018

Вылов рыбы в Украине: отрасль медленно исчезает

Объем ловли водных биоресурсов украинскими рыбаками с 1989 года сократился в 11 раз: с 1,1 млн то...

6/3/2018

Футбольные фанаты и политика: точки соприкосновения

Фанаты киевского «Динамо» ездили в Афины на недавний матч Лиги Европы с местным клубом АЕК и оказ...

6/3/2018

Кого обманывает Кабмин: минимальная зарплата в Украине выросла вместе с задолженностью по ее выплате

Второй год в Украине происходит заметный рост минимальной заработной платы на законодательном уро...

27/2/2018