Воскресенье, 9 декабря, 2018

Особый порядок для Донбасса: бескровная битва за безопасное продление

Особый порядок для Донбасса

4 октября Верховная Рада продлила действие закона «Об особом порядке самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Прогнозировалось, что это будет сделать нелегко. Но всё прошло относительно гладко, чему, скорее всего, способствовали кулуарные договоренности.

Особый порядок для Донбаасса: как появился и продлевался закон

Закон об «особом порядке» на неподконтрольной части Донбасса сроком на три года был принят в сентябре 2014 года и вступил в силу 18 октября того же года.

Читайте также
Опубликовано видео подрыва Захарченко: «топорная» работа или продуманный ход

«Закон принимали под давлением в сентябре 2014 года, чтобы выиграть время на укрепление (а часто создание заново) украинской армии. Потому что добровольцы пинками гоняли сепаратистов по Донбассу, но Россия ввела регулярные войска с техникой. Нужна была пауза», – отмечает политолог Кирилл Сазонов.

При этом есть очень важные нюансы. В силу вступила только первая статья закона – и то с оговорами. Документ, из-за которого ломали копья украинские политики, предусматривает, что особый порядок местного самоуправления в отдельных районах Донбасса вступает в силу только «после выполнения всех условий, изложенных в статье 10 закона, в частности в части, касающейся вывода всех незаконных вооруженных формирований, их военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины».

При этом остальные статьи закона не действуют: об амнистии и недопущении уголовного преследования участников событий на Донбассе; о праве языкового самоопределения жителей Донбасса и возможности использования русского языка в органах государственной власти и местного самоуправления; об участии органов местного самоуправления в назначении руководителей органов прокуратуры и судов; о возможности заключения с органами местного самоуправления соглашений об экономическом, социальном и культурном развитии отдельных районов; об особой государственной поддержке по восстановлению промышленности и инфраструктуры; о развитии трансграничного сотрудничества отдельных районов с Россией; о создании отрядов народной милиции в отдельных районах и так далее.

Законом определено, что данные положения начнут действовать со дня вступления в полномочия органов местного самоуправления в отдельных районах Донбасса, избранных на выборах, которые должны пройти по украинскому законодательству и под международным контролем.

В течение трех лет оккупанты не ушли, обстрелы не прекратились. Так что 6 октября 2017 года Верховная Рада продлила на год срок действия данного закона. Продление происходило не без проблем. Были потасовки, а в зале заседаний ВР подожгли дымовую шашку.

«Не было согласия даже внутри партий власти. «Народный фронт» согласился поддержать законопроект только после того, как коллеги по коалиции, фракция БПП, согласились голосовать при условии, что одновременно Рада рассмотрит законопроект о реинтеграции (или деоккупации) Донбасса, в котором, помимо прочего, Россия была названа агрессором, а сами неподконтрольные территории – оккупированными. Это в итоге и было сделано с оговоркой в законе о продлении, что сам Закон об особом порядке самоуправления в ОРДЛО, принятый еще 16 сентября 2014 года сроком на три года, вступит в силу только после выведения оттуда «всех незаконных вооруженных формирований». Закон о реинтеграции Донбасса был одобрен Радой 18 января этого года», – отметил парламентский корреспондент Ярослав Конощук.

Текущая пленарная неделя – последняя, на которой депутаты могли в очередной раз продлить спорный законопроект (на следующей неделе, в соответствии с календарным планом, нардепы работают в комитетах). И хоть в планах ВР он не значился, продление таки случилось.

Особый порядок для Донбасса: как готовились к «новому бою»

Уже в августе политологи и политики активно высказывались по поводу продления/не продления закона об «особом порядке» (в других вариациях – «особом статусе») для Донбасса.

Читайте также
Итоги сентября в зоне ООС: фронт не «взорвался», перемирие не заработало

Запад единодушен – надо продлять. Соответствующие заявления сделали специальный представитель Государственного департамента США по Украине Курт Волкер, представитель ОБСЕ на переговорах по Донбассу в Минске Мартин Сайдик, глава представительства ЕС в Украине Хьюг Мингарелли, другие высокопоставленные лица.

Президент Украины Петр Порошенко в начале текущей недели предложил продлить действие закона об «особом порядке» для Донбасса до 31 декабря 2019 года. Законопроект №9153 был зарегистрирован 3 октября как неотложный.

В тот же день Комитет Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны одобрил принятие данного законопроекта. А лидер фракции «Народный фронт» Максим Бурбак публично подтвердил готовность его коллег поддержать продление законопроекта об особом статусе Донбасса.

Глава МИД Украины Павел Климкин пояснял: Кремль «с большим удовольствием» использовал бы отказ от продления действия закона в своих пропагандистских манипуляциях. В том числе – обвинив Киев в срыве Минских соглашений.

«Этот закон может быть воплощен в жизнь только на деоккупированном Донбассе и только под международным наблюдением. Без этого он так и останется мертвым словом на бумаге», – утверждал министр. – «Особый порядок» в каждом своем сегменте должен вводиться только в соответствии с украинским законодательством, а его только нужно будет разработать. Таким образом, каждая конкретная правка должна будет согласовываться и утверждаться в Киеве, причем путем принятия конкретных законов».

По мнению Климкина, положительное голосование за закон нужно не для России (как уверяли критики закона) и даже не для оккупированных территорий Донбасса. «Оно нужно, прежде всего, для консолидации международной коалиции вокруг Украины. Наши партнеры должны видеть, что мы верны своим обязательствам и действительно хотим мира. И тогда закон станет для них дополнительным стимулом, чтобы добиваться деоккупации наших территорий под международным контролем», – подчеркивал министр.

Член постоянной делегации Украины в ПАСЕ, представитель Украины в гуманитарной подгруппе на минских переговорах по урегулированию ситуации на Донбассе, первый вице-спикер парламента Ирина Геращенко уверяла, что закон «нужен, чтобы не дать Кремлю вместе с его лоббистами в ЕС развалить санкции».

«Закон важный для наших дипломатов и партнеров в ЕС, он усилит переговорные позиции украинского дипкорпуса для пролонгации санкций против РФ, – подчеркивала Геращенко. – Я буду докладывать этот законопроект в ВР как уполномоченный президента по мирному урегулированию. Ожидаю непростой дискуссии… Напомню: год назад критики закона пугали страну всякими ужасами, Гиви-Моторола-Захарченко в ВР. Я год назад была абсолютно права, когда прогнозировала, что этот закон не несет никаких рисков и угроз. Он не будет имплементирован из-за деструктивной позиции РФ, а боевики будут скорее в аду, а не в ВР».

Читайте также
Порошенко на Генассамблее ООН: обвинения, закулисье и казусы

Геращенко называла «Закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» фактически законом о санкциях.

«Наши международные партнеры, настоящие друзья Украины, отмечают, что сегодня Российская Федерация включает все возможности, всех лоббистов, которые, к сожалению, имеются в Европейском Союзе, чтобы каким-либо образом или ослабить или снять санкции и обвинить Украину, что она вроде не выполняет политический блок Минских соглашений. Не надо давать России этих шансов! – призывала Геращенко. – Мы должны пролонгировать этот закон».

О том, что отказ от этого закона, фактически привязанного к Минским соглашениям, может ударить по нашей стране, заявляют и многие политологи.

Заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий Георгий Тука также отмечал, что хоть последствия непролонгации действия этого закона не прописаны нигде, но случись это, и «Россия будет иметь основание утверждать, что «киевская хунта» сама не придерживается минских договоренностей».

Особый порядок для Донбасса: чем прикрывали пролонгацию документа

Политолог Кирилл Сазонов отмечал, что закон об особом статусе Донбасса критикуют заслуженно – для Украины он не просто вреден, он опасен.

«Это, фактически, мина замедленного действия под украинскую независимость, если он реально будет реализован так, как хочет Москва, – говорит о законе Сазонов. – Но тут – вуаля! В дело вступает украинская хитрость и гопник в растерянности. От опасных сценариев, на которые рассчитывает Кремль в связи со злополучным законом, нас защищает несколько факторов. Ни за три первых года, ни за четвертый год пролонгации этот закон так и не заработал. Ни на день не вступил в силу. Просто потому, что в нем очень жестко прописаны рамки – он начинает работать только после вывода российских войск и их наемников. И это только первый предохранитель. Второе – чтобы закон работал должны пройти выборы в органы местного самоуправления. Поскольку территория всеми признана украинской, выборы должны пройти по украинским законам. То есть свобода собраний, свобода слова, свобода агитации и беспрепятственная работа всех политических партий. Интересно, сколько времени нам потребуется, чтобы все эти элементы полноценно обеспечить? Только Верховная Рада знает, а без ее решения выборы не назначат. Вот такая маленькая украинская хитрость. Не последняя, кстати. А там и год пройдет».

Читайте также
Рада и курс в НАТО: что дало голосование о правках в Конституцию

Неудивительно, что многие прогнозировали очередную пролонгацию закона об особом статусе Донбасса. Тем более, что в этом заинтересованы куда более крупные игроки, чем наши нардепы. При этом эксперты подчеркивали, что продление неудобного документа постараются чем-то «подсластить-прикрыть».

«Продлевать его будут под давлением США, формально, поскольку этим США выполняют свои обязательства перед Москвой, – прогнозирует политический аналитик Дмитрий Корнейчук, имея в виду «Большую сделку» якобы заключенную между Москвой и Вашингтоном касательно геополитических раскладов. – В Украине этот вопрос будет продавливать Порошенко». Корнейчук не исключал, что это будет проходить по тому же сценарию, что и в 2017 году, когда «под прикрытием» принятия закона о реинтеграции депутаты проголосовали «за». Теперь для прикрытия, по мнению аналитика, придумают какой-то другой закон: о языке, об отмене депутатской неприкосновенности.

«Можно быстро получить заключения Конституционного суда об одобренных изменениях в конституцию о европейском курсе и курсе в НАТО. Они придумают, они способны. За несколько лет депутаты научились принимать нужные себе решения, чтобы в информационном пространстве казалось, что «зрады» нет», – пояснял аналитик.

Политолог Руслан Бортник соглашался, что неудобный закон, повторяющий ключевые положения Минских соглашений (в том числе амнистию, народную полицию из числа сепаратистов, языковое самоопределение, экономическую самостоятельность и право на договора с субъектами РФ) придется принимать, прикрывая эту «вынужденность» чем-то… Среди таких «прикрытий» Бортник видел новые «языковой закон», «закон об агентах», «запрет неугодных СМИ».

«Источники 112.ua в составе фракций коалиции прогнозируют, что, несмотря на сопротивление, законопроект имеет большие шансы получить зеленый свет в Раде, чему, по всей видимости, будет способствовать армейско-языковая пилюля», – отмечал парламентский корреспондент Ярослав Конощук.

Отчасти все они оказались правы. 4 октября ВР не только проголосовала за пролонгацию закона об «особом порядке» для Донбасса, но и:

— приветствие утвердила «Слава Украине!» как официальное для армии;
— приняла постановление с обращением к СНБО ввести санкции против ряда телеканалов (в том числе, NewsOne и «112 Украина»);
— сделала новый «языковой ход».

В общем, похоже, кулуарная договоренность сработала. И кто-то получил свое за поддержку неудобного документа.

Особый порядок для Донбасса: как голосовали

Голосованию за законопроект предшествовали парламентские дебаты. За пролонгацию документа, который «носит технический характер», ратовали представители БПП, НФ и «Оппозиционного блока».

Читайте также
Арест «дочек» российских банков: борьба с влиянием РФ или отторжение иностранных инвестиций

Против выступали фракции «Батькивщины», «Самопомощи» и Радикальной партии, которые утверждали, что документ выгоден России и марионеточным «ЛДНР».

Представители «Украинского объединения патриотов – УКРОП» даже флешмоб организовали, выйдя к парламентской трибуне с плакатом против пролонгации, а также разложив на рабочих местах нардепов соответствующие листовки.

«Агрессор навязал эти соглашения Украине, а Петр Порошенко их принял – за неимением профессионализма, патриотизма и из-за страха потерять активы в России», – заявили «укроповцы». Они призвали представителей власти обязаны перестать запугивать народ войной, разорвать дипломатические отношения с агрессором, прекратить «торговлю на крови», максимально ограничить все виды взаимоотношений с Россией и представить украинскому народу реалистичный план возвращения оккупированных территорий, включая Крым.

«Циничные дебаты в парламенте. Сторонники продления особого статуса Донбасса от коалиции: нам капец если вы не проголосуете, голосуйте мы не будем его выполнять, мы и так не выполняем законов. Противники от бывшей коалиции: нам не нужен мир такой ценой, пусть будет война, мы очень гордые», – прокомментировала происходящее в Раде аналитик Елена Дьяченко.

В конце концов, за закон проголосовали 245 народных депутатов, «против» высказались 62, а 10 – воздержались.

Фракция «Блока Петра Порошенко» дала 107 голосов. Из «Народного фронта» за закон выступили 62 нардепа. «Оппозиционный блок» поддержал продление особого статуса Донбасса 37 голосами, группа «Видродження» – 15, «Воля народа» – 10. Внефракционные депутаты дали 14 голосов «за» и 12 – «против».

Не поддержала закон почти вся фракция «Самопомощь»: из 25 членов бывшего представителя коалиции 19 высказались «против».

Радикальная партия Олега Ляшко также почти в полном составе проголосовала «против» (15 депутатов из 21).

Ни одного голоса в пользу закона не дала «Батькивщина»: «против» голосовали 14 членов фракции из 20.

Читайте также
Министерство для ветеранов: необходимость и предвыборные игры

Отметим, что теперь в патовой ситуации оказалась РФ, которая наметила на 11 ноября «выборы» на неподконтрольной части Донбасса

«Теперь если РФ в ноябре проведет выборы в ОРДЛО, это будет основанием для мира признать, что РФ нарушила Минские договоренности, и еще усилить санкции!» – подчеркивает руководитель экспертной группы Директората социальных услуг и интеграции Министерства социальной политики Украины Олеся Цыбулько.

Глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко напомнил, что именно проведение «выборов» руководства «ДНР» и «ЛНР» в ноябре 2014 года сорвало первые Минские соглашения и привело тогда к постепенной эскалации боевых действий. «Такой риск существует и сейчас, – считает эксперт. – К тому же, проведение этих «выборов» будет аргументом для многих депутатов Верховной Рады Украины не голосовать за продление действия закона «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». И если продление действия этого закона не будет проголосовано, то это еще сильнее обострит кризис в переговорах по реализации Минских соглашений».

Поделиться в соц сетях
Оставить комментарий

Выбор редакции

Новые градостроительные нормы: изменится ли что-то в Украине

Осень 2018 года стала весьма насыщенной для украинцев в плане нововведений. Среди последних стоит...

12/10/2018

Продажа «Кузницы на Рыбальском»: афёра или сделка года

Президент анонсировал продажу своего столичного актива – завода «Кузница на Рыбальском». Новым со...

12/10/2018

Судебная реформа в Украине: зарплаты, кадры, решения

Состояние судебной системы в Украине вот уже долгие годы вызывает постоянные нарекания украинцев ...

11/10/2018

Выборы-2019: Андрей Садовый решил податься президенты

В полку кандидатов в президенты Украины прибыло: вслед за мэром Глухова Мишелем Терещенко о своих...

10/10/2018