Суббота, 22 сентября, 2018

Контрабанда на Донбассе: как наживаются на запрещенной торговле с неподконтрольными территориями

контрабанда на донбассе

Почти четыре года войны превратили Донбасс в клондайк для контрабандистов и тех, кто с ними в сговоре. И пока обычных граждан на КПВВ у линии разграничения задерживают за лишние палку колбасы или банку кофе, рядом, в «серой зоне», ходят «невидимые» караваны авто, набитых сигаретами, продуктами, промтоварами. А некоторые схемы и вовсе проворачивают у всех на глазах, окончательно потеряв не только совесть, но и страх.

Контрабанда на Донбассе: золотое дно в зоне АТО

О контрабанде на Донбассе особенно громко заговорили после 2 сентября 2015 года. Тогда в Новоайдарском районе, на подконтрольной части Луганской области, между селами Лопаскино и Лобачево, расстреляли одну из мобильных групп борцов с контрабандой. Погибли волонтер Андрей Галущенко (позывной «Эндрю») и старший лейтенант налоговой милиции Дмитрий Жарук. Были ранены сотрудник СБУ, трое десантников и двое бойцов 92-й отдельной механизированной бригады.

В декабре 2016 года журналист Алексей Бобровников, который проводил журналистское расследование на тему контрабанды в «серой зоне», и в частности, нападения на группу «Эндрю», выехал из Украины из-за угроз.

Читайте также
Станут ли миротворцы ООН на Донбассе лекарством от войны

Бывший начальник полиции Луганской области Юрий Покиньборода (возглавлял ее в течение семи месяцев – с ноября 2015 года) уверяет, что заступив на должность, поставил задачу оперативным службам дать полную информацию по передвижению контрабанды. «И мне на стол положили целый пакет документов: с фотографиями, с маршрутами передвижения, со всеми задействованными лицами, – говорит Покиньборода. – Мы составляли докладные на командующего АТО. Например, касающиеся передвижения контрабанды по Попаснянскому району. Мне тут же начали звонить: зачем вы это делаете?»

Покиньборода заявил, что контрабанду тогда возили не только фурами, но и вагонами (в 2017 году железнодорожное сообщение было заблокировано – сначала неофициально, а потом и официально). Так, в составе одного из поездов, идущих в оккупированный Луганск, были выявлены два вагона оргтехники: компьютеры и принтеры.

«Я понятия не имею, сколько там сейчас крутится, какой оборот контрабанды и какие «тарифы». Я просто знаю, что потоки не прекращаются, – отмечает Покиньборода. – Когда наверх, на Киев, идет цепочка денег и все на этом зарабатывают, сложно это прекратить».

Бывший замглавы ГУ МВД Украины в Херсонской и Донецкой областях, лидер Социалистической партии Украины Илья Кива уверяет, что на контрабанде через линию разграничения в зоне антитеррористической операции сколачивают состояние.

«В принципе, зарабатывать 1 млн грн. в день было очень просто. Лично мне, конечно. Но это небольшие деньги для этой системы, – заявил Кива. – В зоне АТО бытует мнение и распространяется информация, что я сидел на потоках… Послушайте, я их жег, палил, расстреливал и делал это с пролетарской ненавистью. Почему? Потому что, поверьте, в зоне АТО зарабатывали совсем другие деньги. На этих сигаретах… Большие. Очень спокойно можно было зарабатывать 100-150 тыс. долл. в день, скажем так, командиру подразделения, которое контролирует ту или иную точку прохода. Проход сигарет, проход алкоголя, проход продуктов – это хорошо отлаженный механизм, который сумел напитать, поверьте мне, не одни большие погоны».

По словам Кивы, в контрабанде в зоне АТО задействованы представители разных силовых структур. «Это такая солянка, здесь и погранцы, и СБУшники, и отдельные командиры добровольческих батальонов… Там все, потому что это линия соприкосновения», – сообщил он.

Читайте также
Шахтеров Донбасса доводят до бунтов

Контрабанда на Донбассе: схемы нелегальной торговли

Сигареты (особенно донецкой табачной фабрики «Хамадей» – крупнейший производитель контрафакта), продукты, медикаменты, промтовары, горючее – всё это гонят через линию разграничения в небывалых объемах. Также из оккупированного Донбасса на подконтрольные правительству территории везут дешевый суррогатный спирт в канистрах, 5-6-литровых баклажках или уже разбавленный и разлитый в бутылки. В другую сторону идут акцизные марки (списанные или поддельные), чтобы выдать поддельный алкоголь за настоящий украинский и, таким образом, повысить его цену.

Просачиваются также оружие и наркотики. То, что появляется в сводках Госпогранслужбы, СБУ, спецподразделения Государственной фискальной службы «Фантом», полиции – капля в море контрабанды.

Волонтер и основатель фонда «Вернись живым» («Повернись живим») Виталий Дейнега перечислил ряд схем поставок нелегальных товаров на временно неподконтрольную территорию Донбасса.

«Способ №1 – это контрабанда через контрольные пункты въезда-выезда, – рассказывает Дейнега. – Можно подкупить тех, кто там работает, там много способов, по большому счету – это просто взятка человеку, который там стоит, чтобы перевезти большую партию. Или это перевозка через КПВВ ночью, когда он официально закрыт. У нас были ситуации, когда мы фиксировали, что в то время, когда КПВВ официально должен быть закрыт, если поставить камеру и посмотреть, оказывается, что он работает».

Волонтер также рассказал о схеме поставок контрабанды на Донбасс с помощью военных. По его словам, воины АТО договариваются с сепаратистами. «Дальше «решалы» с нашей и с другой стороны договариваются о «зеленом коридоре» и туда идут машины. Это то, с чем фактически боролись сводные мобильные группы», – делится Дейнега.

Читайте также
Кто заплатит за разрушенный Донбасс

Заместитель министра по вопросам оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц, бывший губернатор Луганской области Георгий Тука также обвиняет украинских военных в контрабанде на востоке Украины.

«Не нужно прятать голову в песок, а нужно откровенно говорить, что этой мерзкой контрабандой занимаются именно воины. Она же не самолетом летает, не под землей ездит. Это наши защитники, – говорит Тука. – На западе Украины пограничники этим занимаются, на востоке – Вооруженные силы. Это разве тайна?»

Еще один способ контрабанды – через населенные пункты «серой зоны». Подробно о нем рассказали эксперты антикоррупционной организации Tиз Transparency International Ukraine. На территорию, де-юре подконтрольную Украине, но на которой нет украинских военных, физическое лицо-предприниматель юридически везет товар якобы в свой магазин. Однако, на складе в «серой зоне» перевозчик разгружает товар, а дальше его транспортируют на неконтролируемые территории. Такие схемы активно работали в Новолуганском и Верхнеторецком. Так, в 2015 году в Верхнеторецком с населением 3 тыс. человек резко возросло количество ФЛП – до 50 человек, а количество магазинов – с 6 до 20.

Контрабанда на Донбассе «в законе»

На контрабанду работают и гуманитарно-логистические центры у линии разграничения. «Они были задуманы, как места, куда люди с неподконтрольной территории, не заезжая в Украину, могут заехать и скупиться. Но фактически – это путь официальной перевалки контрабанды, –  отмечает Дейнега. – Туда абсолютно официально, «по-белому», заезжают грузы. После этого «челночниками», т. е. людьми, которые это перевозят небольшими объемами, перетаскиваются на другую сторону».

Глава военно-гражданской администрации Зайцево (Донецкая область) Владимир Веселкин уверяет, что в КПВВ «Майорск» действует именно такая схема. По словам Веселкина, «недоразумения с руководством» у него начались еще год назад, когда он начал откровенно говорить, что гуманитарно-логистический центр возле КПВВ есть не что иное, «как «кормушка» для отдельных коррумпированных госслужащих в области, районе, и самое гадкое, что и для главарей боевиков тоже».

Читайте также
Зараженный Донбасс

Веселкин даже опубликовал видео с доказательствами запрещенной оптовой торговли, где детально снята вся схема: грузовики заезжают на территорию центра, товар перегружают в микроавтобусы. Формально всё по закону: каждый получает по разрешенных 150 кг товара. После этого авто через «серую зону» следуют на неподконтрольную часть Донбасса. Веселкин утверждает, что за перемещение заказчики с оккупированных территорий платят логистическому центру 10 грн. за кг любого товара. За день объемы груза могут достигать 10-15 тонн.

«Я докладывал письменно, говорил вслух, но вместо поддержки получал угрозы, грязные обвинения и даже официальные выговоры с формулировкой «за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей», – уверяет глава ВГА Зайцево (этот поселок у оккупированной Горловки разделен между ВСУ и боевиками «ДНР»; под контролем Украины часть, которая называется Жованка). Веселкин обвиняет власти Донецкой области в участии в этих схемах, включая заместителя губернатора.

После выпада Веселкина журналисты Радио Свобода (проект «Донбасс.Реалии») в очередной раз посетили логистический центр в районе Майорска, превратившийся в перевалочную базу. И сняли, как всё происходит «под бдительным оком» украинских фискалов. Нарушений официально, на самом деле, нет. И контрабанда «в законе» продолжает обогащать всех участников схемы.

Скандальные заявления и обвинения вынудили главу Донецкой областной военно-гражданской администрации Павла Жебривского дать поручение правоохранителями проверить деятельность логистического центра. Проверка не выявила нарушений законодательства.

Нелегальна торгівля з ОРДЛООтже, що ми маємо: попри пряму заборону РНБОУ — на територію підконтрольну бойовикам провдожують постачатися оптові партії товарів. Все побудовано довкола так званого гуманітарно-логістичного центру, що розташований на КПВВ "Майорськ". Схема проста до геніальності: на територію центру заїжджають вантажівки з товаром. Об"єми значення не мають. За день на той бік можна провезти тонну, 10 тонн, 20 тонн. Все залежить від замовлення. Далі на територію центру заходять "човники". Найняті за 150 рублів мешканці окупованих територій, завдання яких — вдавати з себе покупців і вантажити коробки. Оці човники перевантажують товар до мікроавтобусів. В одній машині їх може бути 5-6-7 чоловік. Кожен отримує строго по 150 кілограмів( такі обмеження встановив МінТОТ). Після чого мікроавтобус їде в сіру зону поміж блокпостами української армії та бойовиків. Там їх вже чекає велика фура, куди вони складають товар. Далі процес повторюється знову і знову. Кількість рейсів і машин варіюється в залежності від замовлення. Так на окуповану територію потрапляють десятки тонн товарів і за кожен кілограм сплачується так зване "мито" бойовикам угрупування "ДНР". Тобто, завдяки схемі, яку реалізують українські чиновники і силовики — гроші надходять в "общак" бойовиків. Чи не схоже це на фінансування тероризму?В той же час, на території самого центру взагалі відсутні будь-які ознаки роботи. Вдумайтесь, вже рік у всіх на очах існує ринок без продавців, без покупців, без товарів на прилавках. І все це під носом у СБУ, фіскалів, прикордонників. В місяць така схема може приносити мільйони гривень буквально з повітря, бо для її існування не треба абсолютно нічого. Тільки невеликий закритий від зайвих очей майданчик на лінії розмежування. Все інше за організаторів робить різниця в цінах по різні сторони лінії розмежування і шалений попит, який вона породжує. А якщо зважити, що існує трафік вже більше року, то сума виходить більш ніж пристойна.Про існування схеми говорять всі: волонтери, активісти, антикорупціонери, журналісти, а тепер ще й чиновники. Але це, чомусь, не призводить до перекриття потоку. Проблему може вирішити одна людина — Павло Жебрівський. В повноваженнях ДонОВЦА закрити логістичний центр. Але вже рік Павло Іванович не помічає нелегального трафіку. От, просто, відмовляється бачити очевидне. Як думаєте — чому? Всі деталі — у відео. Лінк на наш сюжет річної давності — в першому коментарі.

Posted by Левко Стек on 2018 m. kovo 5 d.

В свете подписания президентом закона «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях» (известен как закон о реинтеграции Донбасса), потоки контрабанды могут переформатироваться. Или получить новых «руководителей».

«Президент полностью будет контролировать ситуацию на востоке. Всё, даже контрабанда, будет контролироваться главой государства. Хотя с точки зрения управления создание объединенного штаба – это правильный ход. Но тут вопрос в том, как себя поведут политические силы, имеющие на востоке свои интересы», – отметил по этому поводу бывший офицер оперативного управления Генштаба ВСУ, полковник запаса Олег Жданов.

Поделиться в соц сетях
Оставить комментарий

Выбор редакции

Перенос президентских выборов-2019 в Украине: слухи и перспективы

В украинских СМИ периодически поднимается волна слухов о досрочных президентских или парламентски...

28/8/2018

Призрак дефолта веет над Украиной: что происходит с экономикой страны

Со середины августа в Украине снова активизировались разговоры вокруг возможного банкротства (деф...

27/8/2018

ГПУ и ГБР становятся крышей для контрабанды в Одессе

Контрабанда продолжает оставаться черной дырой в украинском бюджете и золотой жилой для отдельных...

22/8/2018

Новая военная техника: украинский ВПК показывает свои достижения

Лето 2018 года может войти в историю Украины как новый этап в развитии отечественного военно-пром...

21/8/2018