Среда, 12 декабря, 2018

Децентрализация в Украине: исчезающие районы, новые области и мегаполисы

Децентрализация в Украине

Правительство утвердило новый проект реформирования административно-территориальных единиц в стране. Текст закона, подан в парламент на рассмотрение. Кабмин настаивает на том, что это сбалансированный документ, который указывает путь реформирования системы управления страной.

Это последний из 17 законопроектов блока законов о децентрализации, составляющие «маршрут децентрализации» страны.

Если внимательно вчитаться в предложенный проект закона, оценить сделанные чиновниками разного уровня комментарии, Украина может недосчитаться большинства существующих районов, а центр внимания смещается в сторону объединенных громад. Но и это далеко не самые радикальные изменения, которые ожидают украинцев.

Читайте также
Пресс-конференция Порошенко: реакция экономистов

Децентрализация в Украине: самоуправление для всех, но не везде

Новая система власти будет отличаться от нынешней. Сейчас каждая община – село или город  – центр, имеющий возможность создавать собственную местную власть, начиная от самых малых сел. Новый закон говорит, что все будет по-другому.

Базовым уровнем теперь считается громада, в состав которой входит один или несколько населенных пунктов. Новые объединения станут начальными административно-территориальными единицами. Принципиальное отличие в том, что громада должна отвечать шести принципам. Самые важные из них: финансовая самодостаточность, возможность предоставлять административные и социальные услуги, а также неразрывность территории.

Этот закон стимулирует создание новых объединенных городских и сельских громад. Такие более крупные и меньшие по количеству сотрудников объединения придут на смену сельсоветам, где есть только чиновник с печатью, бухгалтер и землеустроитель. Таких сельсоветов и чиновников, фактически занимающихся перекладыванием бумажек из стопки на стопку, в стране немало, но они, по старинке, представляют для людей самую приближенную к ним власть. Страх потерять любого, даже бесполезного, но своего чиновника еще велик. И потому их ликвидация вызывает недовольство не только самих сокращаемых чиновников, но и рядовых жителей небольших городов, сел и поселков.

Децентрализация в Украине: субрегиональные районы

Следующий уровень власти, который будет именоваться субрегиональным — район. Новые районы будут значительно отличаться от нынешних. Первое и самое важное отличие состоит в том, что они будут, как правило, объединять не менее 150 тыс. человек. Исключение можно делать, но на очень жестких условиях и для специфических территорий.

Что этот новый подход будет означать для всей Украины? Сегодня в стране 490 районов, включая территорию Крыма. Больше всего районов Харьковской области – 27, а меньше всего в Черновицкой – 11. По нашим подсчетам, количество районов уменьшить не вдвое, а даже больше – на 60-70%. Попробуем объяснить, почему так на примере Днепропетровской области, в которой есть как промышленные города, так и типичные сельскохозяйственные районы.

Читайте также
Выборы в Украине в 2019 году: проблемы и перспективы провластных сил

Количество населения современных районов области не соответствует критериям нового закона на 100%. То есть, если посмотреть с позиции норм нового законопроекта, ни один район в области не будет иметь право на существование. Единственный шанс районным чиновникам сохранить свои посты, а также не ликвидировать районные учреждения – реорганизоваться в новую громаду, объединив города, села и поселки нынешних районов в более крупные «субрегиональные» районы. Но даже если объединить вместе сельские и городские поселения, которые находятся относительно далеко друг от друга, потребуется однозначная ликвидация одних районов и создание новых. Для Днепропетровской области создание нового района, потребует объединения 4-5 нынешних. Это с учетом территорий, где есть хотя бы один населенный пункт с численностью 30-40 тыс. человек.

Если смотреть дальше, то неравномерная ситуация складывается по каждому региону. К примеру, в Одесской области городом со статусом района может стать Ильичевск, Измаил, Белгород-Днестровский, Овидиополь. Но куда девать районы той же области с населением 15-20 тыс. человек? Рядом с ними нет промышленных мегаполисов уровня Одессы, как и курортных экономически самодостаточных поселков. Видимо вопрос будет решаться в виде добровольно-принудительного объединения в значительные по размеру районные территории.

В этом контексте вспоминаются огромные территории уездов времен царской России. К примеру, Херсонская и Екатеринославская губерния состояла из нескольких уездов протяженностью почти такой же, как современные области. Тогда такая организация власти тоже объяснялась экономической целесообразностью.

Децентрализация в Украине: префекты

Новые «субрегиональные районы» скорее всего, станут центрами для размещения в них запланированных изменениями в Конституцию, районных и областных префектов. Это будут наместники Президента, которые и формально, и неформально прямо подчиняются главе государства и будут представлять исполнительную власть государства на местах. Районные и областные префекты смогут даже отменять на собственное усмотрение решения местных органов власти и обжаловать в суде их законность. И это далеко не все полномочия, которые предусмотрены для этих представителей государственной власти на местах.

Новый закон возвращает к жизни скандальные поправки в Конституцию, которые после трагедии под стенами парламента в августе 2015 года до сих пор не решаются оформить в виде действующего законодательства. Именно в этих поправках, которые уже рассмотрел и признал законными Конституционный Суд, точно также прописаны полномочия громад и вычеркнуты из текста Конституции конкретные названия областей Украины.

Читайте также
Народные депутаты готовы брать друг друга на поруки: зачем им это нужно

Децентрализация в Украине: регионы и области?

В новом видении административно-территориального устройства Украины прямо не указано, что следующим уровнем устройства Украины должны быть области. Составители закона обошлись обтекаемым термином «регионы». Вначале текста нового закона сказано, что административно-территориальными единицами на региональном уровне являются области. Но дальше везде речь идет именно о регионах. Этот же термин упорно циркулирует во многих новых документах и решениях Кабмина и парламента по вопросам децентрализации.

Видимо исключение списка областей Украины из текста проекта Конституции – не случайность. Если области будут формироваться из больших и самодостаточных районов нового образца, тогда и область должна иметь совершенно другие параметры. Сколько их будет? Какими они будут? На все эти вопросы закон не дает четкого ответа. Видимо и его составители не очень это знают или понимают.

Если приложить требования, выдвинутые к центрам областей на современную политико-административную карту, то практически все они совпадут с пожеланиями реформаторов. У каждого областного центра Украины есть своя инфраструктура для размещения органов власти, в том числе территориальных представительств министерств и ведомств. Вторым важным требованием остается всего лишь доступность к административному центру области жителей региона. Для этого достаточно иметь хоть какую-то дорогу к областному центру.

Децентрализация в Украине и новые регионы

При таком подходе перекроить карту областей проще простого. К примеру, густонаселенную Харьковскую и часть неоккупированной Донецкой области вполне можно разделить на несколько отдельных регионов, тем более что инфраструктура и количество населения позволяет.

Напрашивается вывод и о возможности разделения части других областей на более мелкие региональные центры. Например, Бердянск, Кременчуг, Желтые Воды, Каменец-Подльский (список можно продолжать и дальше) вполне могли бы стать центрами собственных регионов.

С политической точки зрения, такое дробление вряд ли выгодно Киеву – контроль над территориями существенно усложняется. Но с другой стороны, такое дробление явно может быть выгодно и приятно местной политической элите. Политические амбиции многих местных политиков остаются нереализованными и они никак не попадают в парламент из-за высокой конкуренции. А здесь, даже путем ослабления экономической мощи современных областей и снижения статуса сильного губернатора большой области, местные политики готовы будут рискнуть пойти в неизведанную для них ранее государственную службу с большими полномочиями.

Читайте также
Названы ТОП-5 самых резонансных чиновников независимой Украины

Децентрализация в Украине: новый проект, но с повторами

На самом деле в этом проекте разделения Украины на более крупные районы и новые области нет ничего нового. Достаточно вспомнить карту Украины, которая создавалась предвыборными штабами кандидатов-мажоритарщиков. Это разделение Украины было построено по принципу объединения именно нескольких районов вокруг более крупного города областного или даже районного значения. От этой укрупненной территории, включающей два, три, а иногда и более районов, избирался депутат в парламент. Эта система позволяла прикреплять конкретного депутата к территории, на которой он и управлял многими процессами, в том числе мог активно регулировать бюджетные потоки.

Частично идею регионального управления укрупненного масштаба уже реализовали в Украине с помощью сокращения и объединения районных и городских подразделений фискальной службы, пенсионного фонда, территориальных подразделений министерств, например того же Минюста. Эта укрупненная система незаметно для большинства граждан, уже действует. А все прелести и негативные стороны ее работы знают коммерсанты, которые чаще всех обращаются за разрешениями и всевозможными документами в новые центры принятия решений.

Оценить эффективность такой реформы еще никто не взялся. Есть разрозненные социологические исследования по отдельным отраслям. Но даже они говорят о том, что чем дальше к центру принятия решения от конкретного города или села, тем ниже прямая зависимость бизнеса от местных «князей» и тем свободнее работать бизнесу, особенно крупному. Поэтому такая административная реформа для промышленных групп, финансовых и агарных корпораций будет явно выгодна. Они знают, как влиять на политические процессы, как использовать «золотой мандат» депутата-мажоритарщика в политической игре.

Правила поменялись, но почему бы не найти способы заручиться лояльностью префекта территории на уровне области и района? Кстати, сделать это можно даже путем заключения договора государственно-частного партнерства и вполне официально лоббировать свои интересы. Это ближе, конечно, крупным компаниям и большой коммерции. Они могут позволить себе тратить деньги на социальные проекты. Местным коммерсантам остается наедятся на то, что префекты будут равноудаленными от новой местной власти и смогут эффективно регулировать экономические решения громад в рамках закона.

Децентрализация в Украине: был район – нет района

И самое важное для территорий, которые привыкли держаться за свою статусность, закрепленную законом и Конституцией: теперь ликвидация и создание громад и районов базового и субрегионального уровня будет проходить значительно быстрее. Для этого будет достаточно простого закона Украины с выводами Кабинета министров.

Читайте также
От зарплаты до зарплаты: как депутаты себе зарплату повышали

Переформатировать по экономическим, политическим или каким-то другим причинам подчиненность административно-территориальной единицы изменением ее границ, в большинстве случаев можно будет решением местного органа власти. Его придется согласовать с областной властью. Для городов, правда, процедуру предлагают все же оставить достаточно сложной, хотя вполне выполнимой: горсовет – Кабмин – постановление Верховной Рады.

Новая система управления государством на местах должна стартовать одновременно с реформой государственной службы. А это все может начаться и без окончательного утверждения изменений в Конституцию, ведь закон позволяет обойтись без скандальных решений с политическими манифестациями. Судя по тому, что после решения Кабмина и внесением проекта в парламент прошло не больше недели, решения могут оказаться очень быстрыми. А значит, нас ожидает перекройка карты областей, районов и громад по всей стране уже в ближайшее время.

Поделиться в соц сетях
Оставить комментарий

Выбор редакции

Новые градостроительные нормы: изменится ли что-то в Украине

Осень 2018 года стала весьма насыщенной для украинцев в плане нововведений. Среди последних стоит...

12/10/2018

Продажа «Кузницы на Рыбальском»: афёра или сделка года

Президент анонсировал продажу своего столичного актива – завода «Кузница на Рыбальском». Новым со...

12/10/2018

Судебная реформа в Украине: зарплаты, кадры, решения

Состояние судебной системы в Украине вот уже долгие годы вызывает постоянные нарекания украинцев ...

11/10/2018

Выборы-2019: Андрей Садовый решил податься президенты

В полку кандидатов в президенты Украины прибыло: вслед за мэром Глухова Мишелем Терещенко о своих...

10/10/2018