Воскресенье, 22 апреля, 2018
КУРС НБУ
USD
26.22
EUR
32.47
RUB
0.430

Законопроект о реинтеграции Донбасса нивелирует Минские соглашения

реинтеграция Донбасса

Спустя 3,5 месяца в Верховной Раде взялись за окончательное принятие законопроекта №7163 «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях».

После доработки парламентариями и депутатской комиссии по вопросам национальной безопасности и обороны Украины 16 января документ попал в сессионный зал, правда за 1 день принять его депутаты, учитывая наличие 673 поправок, не смогли.

Долгий путь реинтеграции Донбасса

Свой путь законопроект №7163 «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях» начал летом 2017 года, после заявления секретаря Совета национальной безопасности и обороны Александра Турчинова о разработке нового законопроекта, который должен был стать основой механизма по возврату неподконтрольных территорий Донбасса в состав Украины.

В июле был даже презентован черновой вариант законопроекта из 11 статей и незаконченных заключительных положений, учитывая летние каникулы депутатов проект так и не был рассмотрен, а уже осенью поступил в Верховную Раду под №7163 от лица президента Украины.

Вопреки заявлениям, каким-то прорывом в вопросе возврата Донбасса проект не был, а его суть свелась к нескольким основным тезисам:

— провозглашения неподконтрольной части Донбасса оккупированной Российской Федерацией с предоставлением РФ статуса «оккупанта», а самопровозглашенным «народным» республикам — статуса «оккупационных администраций», что не дает им прав на эти территории, являющиеся частью Украины;

— снятие Украиной с себя ответственности за происходящее на оккупированных территориях;

— легализацию использования ВСУ на территории страны без формального объявления войны;

— закрепление за Министерством обороны руководящей роли в проведении антитеррористической операции на Донбассе.

Данный законопроект поступил на рассмотрение парламентариев 5 октября вместе с законопроектом №7164 «О создании необходимых условий для мирного урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей».

После неудачи 5 октября, драки в сессионном зале, призывов нардепа Ирины Луценко «вынести козла», пробежки нардепа Юрия Левченко с файером, со второй попытки 6 октября оба законопроекта были приняты.

Впрочем, законопроект №7163 «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях» прошел тогда только первое чтение и после доработки должен был вновь поступить на рассмотрение нардепов. Особенно парламентариев возмущало отсутствие в законопроекте упоминания Крыма, как также оккупированного РФ, что должно было быть исправлено.

Доработанный вариант документа в ВР поступил 19 декабря 2017 года, но рассмотрение депутатами на второе чтение началось лишь в новом году.

Свыше 600 поправок к законопроекту об реинтеграции Донбасса

Народными депутатами было внесено более 600 поправок, которые должны были быть рассмотрены в сессионном зале и значительно «модифицировали» президентский вариант законопроекта.

Основные изменения коснулись, без сомнения, главных статей законопроекта относительно роли Вооруженных сил Украины. Депутаты дополнили предложения президента:

— созданием Объединенного оперативного штаба Вооруженных Сил Украины во главе с Командующим объединенных сил;

— разрешением силовикам использовать оружие и военную технику при выполнении поставленных задач по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживание вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областей.

Больше всего вопросов вызвали права военнослужащих и силовиков в зоне проведения АТО прописанные в статье 10-й, как-то:

1) применять в случае крайней необходимости оружие и специальные средства в отношении лиц, совершивших или совершающих правонарушения или иные действия, препятствующие выполнению законных требований лиц, привлеченных к выполнению мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживание вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, или действия, связанные с несанкционированной попыткой проникновения в район осуществления указанных мероприятий;

2) задерживать и доставлять лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в органы Национальной полиции Украины;

3) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, а в случае отсутствия документов — задерживать их для установления личности;

4) осуществлять личный досмотр граждан, досмотр вещей, при них находящихся, транспортных средств и вещей, которые ими перевозятся;

Читайте также
За коллаборационизм — 15 лет: в Украине хотят наказывать пособников агрессоров

5) временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, не допускать транспортные средства граждан на отдельные участки местности и объекты, выводить граждан из отдельных участков местности и объектов, буксировать транспортные средства;

6) входить (проникать) в жилые и иные помещения, на земельные участки, принадлежащие гражданам, для выполнения мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, проверять транспортные средства;

7) использовать с служебной целью средства связи и транспортные средства, в том числе специальные, принадлежащие гражданам (с их согласия), предприятиям, учреждениям и организациям, кроме транспортных средств дипломатических, консульских и других представительств иностранных государств и международных организаций.

Последние пункты вызвали больше всего споров и критики со стороны правозащитников, ведь данные пункты значительно снижают свободы граждан.

Интересны также и изменения в статью 2 законопроекта, которыми предлагается признать документы, выданные ДНР и ЛНР при рождении и смерти человека, что должно значительно облегчить процесс регистрации актов гражданского состояния (кроме браков) для жителей неподконтрольной части Донбасса.

Законопроект о реинтеграции Донбасса нарушает права человека

Принятые изменения и тезисы документа эксперты объясняют по-разному. Многие акцентирует внимание на нарушении прав человека и Конституции Украины, которые закрепляются в законопроекте.

«В Конституции у нас определено понятие военного положения, оно является четким и понятным. Четкой и понятной является процедура, которой он вводится, и четко понятно, какие права и свободы могут быть ограничены и как действуют при этом государственные органы. Этим документом вводится понятие «осуществление мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору вооруженной агрессии РФ в Донецкой и Луганской областях». Фактически, это заменитель словосочетания «военное положение», и что означает это определение — непонятно, и какие будут иметь полномочия и как действовать органы государственной власти на основании этого нового определения — непонятно, что может нести значительные угрозы в соблюдении прав человека», — заявил Представитель уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека Михаил Чаплыга.

Читайте также
«Агент Лолита» или кто стравливает президентов Украины и Грузии

Он отметил, что согласно этому законопроекту, Вооруженные силы Украины могут быть привлечены в мирное время без применения военного положения.

«Фактически этим законопроектом вводится военное положение без необходимой процедуры, предусмотренной Конституцией в соответствующих законах. Поэтому имущество фирм, предпринимателей, лиц может быть использовано с целью защиты интересов государства, причем не предусмотренным Конституцией способом», — подчеркнул Чаплыга.

Сторонники же законопроекта апеллируют к тому, что его принятие позволит на законных основаниях разрушить планы РФ ввести своих миротворцев в состав миротворческой миссии ООН, разговоры о чем активизировались с сентября прошлого года.

«Наши дипломаты просто будут ссылаться на действующее законодательство, в котором Россия будет признаваться страной-агрессором не только в Крыму, но и на территории ОРДЛО. И поэтому она не может быть членом миротворческой миссии ООН. Здесь можно подчеркнуть, что и союзники РФ по ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности) не могут быть в миротворческой миссии», — отметил заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Юрий Гримчак.

Законопроект о реинтеграции Донбасса не влияет на Минские соглашения

В Министерстве иностранных дел РФ назвали законопроект №7163 угрозой для Минских соглашений. Так, заместитель министра иностранных дел России, статс-секретарь Григорий Карасин, что украинский законопроект о реинтеграции Донбасса может «похоронить» Минские соглашения.

Читайте также
Зачем в Украину ездил министр иностранных дел Германии Габриэль?

«Все лукавые манипуляции вокруг вполне конкретных договоренностей порождают ложные надежды на то, что международное общественное мнение согласится с тем, чтобы похоронить Минские соглашения», — сказал Карасин.

Надо сказать, что представитель российского МИДа лукавил, ведь Минские соглашения на самом деле так и не заработали, как того от них ожидали, и это очевидно уже с первого пункта — прекращение огня: как свидетельствуют ежедневные сводки, этот пункт не выполняется, хотя и накал боевых действий бесспорно снизился.

Также не заработали основные пункты, в том числе политические, урегулирования конфликта на Донбассе:

1) обмен пленными, который должен был пройти на 5-й день после отвода тяжелых вооружений не прошел и спустя 3 года;

2) местные выборы на неподконтрольной части Донбасса по требованию принятого закона Украины об особом статусе отдельных районов Донбасса также не были проведены. Последнему, правда во многом препятствует обоснованные сомнения, что волеизъявление жителей будет действительно свободным, а не продиктованным дулами автоматов «вооруженных сил ЛДНР»;

3) из-за не прошедших местных выборов Украине не возвращен контроль над украино-российской государственной границей;

4) судя по попаданию в плен к ВСУ граждан РФ, не выведены формирования из числа иностранных граждан.

Учитывая это, не будет большим преувеличением заявить о том, что Минские соглашения и так мертвы, поскольку все равно не выполняются в абсолютном большинстве пунктов.

Тем не менее факт их наличия, постоянного упоминания и даже назначения «экс-главы ЛНР» Игоря Плотницкого, как подписанта Минских соглашений, неким «уполномоченным от ЛНР по исполнению минских соглашений» говорит о том, что по-прежнему приоритет в решении конфликта на Донбассе отдается мирному политическому урегулированию.

Вот только конечные цели этого урегулирования стороны видят по-разному.

Поделиться в соц сетях
Оставить комментарий

Выбор редакции

Без талонов и медкарт: какие нововведения ждут украинцев на приеме у врача

13 марта вступил в силу приказ Министерства здравоохранения Украины №157, подписанный 26.01.2018....

19/3/2018

Вылов рыбы в Украине: отрасль медленно исчезает

Объем ловли водных биоресурсов украинскими рыбаками с 1989 года сократился в 11 раз: с 1,1 млн то...

6/3/2018

Футбольные фанаты и политика: точки соприкосновения

Фанаты киевского «Динамо» ездили в Афины на недавний матч Лиги Европы с местным клубом АЕК и оказ...

6/3/2018

Кого обманывает Кабмин: минимальная зарплата в Украине выросла вместе с задолженностью по ее выплате

Второй год в Украине происходит заметный рост минимальной заработной платы на законодательном уро...

27/2/2018