Суббота, 23 марта, 2019

Политические итоги 2018 года: неоднозначные результаты работы Верховной Рады

политические итоги 2018 года

Верховная Рада Украины VIII созыва 21 декабря провела последнее пленарное заседание в 2018 году. В следующий раз нардепы соберутся лишь 15 января 2019 года.

Общие политические итоги 2018 года

Политтехнолог Петр Охотин отметил, что парламент 2018 года уже не заигрывался реформами. «Дух революции прошел и, как следствие, всё было достаточно вяло и спокойно. Уже никто никого не сажает, вернулись к договорнякам», – считает эксперт.

Читайте также
Окончание военного положения в Украине: итоги

Из 1945 законопроектов, зарегистрированных в уходящем году на сайте ВР по состоянию на утро 20 декабря, 1743 подали парламентарии. При этом, утвердить удалось лишь 365 документов: 222 постановления, 123 закона, а также международные уставы и другие документы.

Политолог Андрей Золотарев поясняет низкий коэффициент полезного действия Рады тем, что две трети законопроектов принимаются с грубыми нарушениями регламента, а лоббизм прикрывается «ярким патриотизмом». «Верховная Рада по-прежнему остается местом, где зарабатываются деньги, а не реализуются идеи и политические программы», – отмечает Золотарев.

Неудивительно, что уровень доверия к ВР остается крайне низким. Согласно опросу, проведенному по заказу Института социологии НАН Украины, из всех государственных и политических институтов парламент пользуется наименьшим доверием – 4,7%. Даже судам, которые являются постоянным объектом критики, доверяют 7,1%. Кстати, второе место в рейтинге недоверия держат политпартии 5,5%.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что парламент за год отработал на «троечку» по пятибалльной школе.

Политические итоги 2018 года: прорывы

В «плюс» Раде идет принятые важных законов, касающихся нацбезопасности и не только.

«Безусловно, позитив, что парламент принял большое количество законов, раньше обычного – бюджет, – отметил политолог Руслан Бортник в комментарии МаркерУА. – Порадовало, что ВР сумела дать по рукам президенту, не допустив узурпации власти с его стороны под прикрытием военного положения. Напомню, что Банковая хотела ввести его на 60 дней и по всей стране, фактически, сорвав выборы. Но парламент хорошо сработал, показал, что у нас существует пусть не политическая, но олигархическая оппозиция, которая сумела противостоять президенту. Рада смогла отстоять изначальную дату выборов – 31 марта, утвердить новый состав ЦИК, внести точечные изменения в правительстве, хоть мы так и не имеем полноценного министра здравоохранения».

Читайте также
Россия расширила санкции против Украины: кто попал под удар в этот раз

Директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик также относит в позитив ВР то, что она не допустила введения военного положения по плану Порошенко.

«Я впервые аплодировал Ляшко как защитнику демократии, – отмечает эксперт. – Порадовала поддержка президентских инициатив касательно появления Православной церкви Украины (и обращение к Вселенскому Патриарху касательно Томаса, и изменения в законе «О свободе совести и религиозных организациях» с обязательством УПЦ МП изменить название, в которое должны добавить указание принадлежности к Русской православной церкви). В «плюс» Раде и осторожное голосование по экономическом пакетам, которые вносило правительство, чтобы получить транш или запустить экономические реформы. Скорее всего, это не добрая воля, просто кормовая база для «распила» сократилась, и усилился фактор внешнего управления. Но факт остается фактом – ВР поумерила аппетиты в некоторых секторах экономики. Несмотря на жаркие дискуссии, популизм, отсутствие элемента политкультуры, много раз под куполом ВР были слышны здравые мысли – от представителей разных фракций».

Председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко в комментарии МаркерУА главным достижением в работе парламента в 2018 году назвал утверждение всех важнейших решений, которые рассматривались. «Своевременно и в рекордные сроки был утвержден бюджет. Принят закон об Антикоррупционном суде. Проведен ряд значимых кадровых решений: утверждение нового главы Нацбанка (Валерию Гонтареву сменил Яков Смолий), нового Уполномоченного по правам человека (Людмила Денисова), новых министров – Минфина (Оксана Макарова) и созданного Министерства по делам ветеранов (Ирина Фриз). Наконец обновлен ЦИК, состав Счетной палаты, появились аудиторы НАБУ. Некоторые из этих решений не могли утвердить годами. А в 2018-м справились. Также отмечу, что обошлось без парламентских кризисов. Для нашего парламентаризма – это уже само по себе достижение».

Политолог Кирилл Сазонов в комментарии МаркерУА отметил: «Главной победой ВР в 2018 году стоит назвать результативное голосование за законопроект о деоккупации Донбасса (закон №2268 «Об особенностях государственной политики на оккупированных территориях»). Мы наконец перестали прятаться за уклончивым термином «временно неподконтрольные Украине территории» или «АТО». Назвали вещи своими именами: Россия – это агрессор, а территории – оккупированы. Всё, точка – никаких намеков и уклонов. Полагаю, так долго тянули из-за позиции Запада, который категорически не хотел вслух говорить о вооруженной агрессии и оккупации европейской страны. Выражать глубокую озабоченность проще, когда речь идет о каком-то условном конфликте непонятно с кем, на украинских территориях, которые она временно не контролирует».

Принятие этого законопроекта переформатировало операцию на востоке: АТО превратилась в ООС. Среди других документов, важных с точки зрения борьбы с российской агрессией, стоит упомянуть принятые ВР:

— законопроект №9037 «О внесении изменений в Конституцию» (предусматривает стратегический курс страны на членство в Европейском Союзе и НАТО);
— закон №2643 «О прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией» (с 1 апреля 2019 года разрываем любые партнерские связи с РФ из-за ее агрессии на Донбассе и аннексии Крыма).

Читайте также
Пресс-конференция Порошенко: ПЦУ, выборы и борьба с госизменой

Финансовый эксперт Алексей Кущ отмечает, что парламент принял в 2018 году ряд важных в финансовом смысле законов. В том числе – про валюту и валютные операции, который заложил основы валютной либерализации и переход на замену валютного контроля налоговым. Как и многие, Кущ как позитив называет быстрое прохождение бюджета на 2019 год.

«Ряд законов усилят права кредиторов и инвесторов, в частности изменения касающиеся банкротства физических лиц, хотя здесь и не был соблюден баланс интересов банков, государства и населения. Выиграли первые в ущерб третьим. Кроме того, был продлен мораторий на продажу с/х земель – депутаты не пошли на поводу «вульгарного либерализма» и проявили здоровый консерватизм, – считает Кущ. – Из альтернативных законопроектов стоит вспомнить идею о законодательном фиксировании обязанности энергопоставляющих компаний присоединять компании МСБ в режиме открытого окна и законопроект, определяющий фермерское хозяйство основой землепользования».

Политические итоги 2018 года: провалы

То, что некоторые эксперты засчитывают парламенту как прорывы, другие считают провалами.

Так, политолог Кирилл Сазонов именно продление моратория на торговлю землями сельхозназначения называет самым большим провалом ВР. «То есть, собственников земли снова лишили права ей распоряжаться. Это пролоббировали крупные агрохолдинги и политики-популисты, спекулирующие на этой теме. Мы так и не сделали этот важный шаг к экономической свободе, оставшись в сомнительной компании нескольких стран третьего мира», – отмечает Сазонов.

Финансовый эксперт Алексей Кущ из негатива называет то, что парламент частично утратил субъективность. «Он устранился от инициатив в базовых реформах: коммунальной, медицинской, пенсионной, отдав эти направления на «откуп» исполнительной власти», – поясняет эксперт.

В «минус» Раде и игнорирование ряда законопроектов, имеющих запрос в обществе:

— о налоге на выведенный капитал (позволил бы ускорить деолигархизацию);
— изменения в Избирательном кодексе (отмену коррупционной мажоритарной системы и внедрение вместо нее голосования исключительно по открытым спискам политсил);
— о снятии депутатской неприкосновенности.

Председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко среди недостатков ВР назвал традиционные кнопкодавство, конфликты и скандалы.

Читайте также
«Русский мир» наступает: почему Запад не может полноценно противодействовать России

Политолог Руслан Бортник также отмечает, что не решены проблема кнопкодавства, парламентских «титушек», коррупции, массового нарушения регламента. «Все эти проблемы были до 2014 года, они же перетекли и в условно обновленную ВР. И всем этим сполна пользуются нынешние руководство парламента и государства, – подчеркивает эксперт. – Кстати, с административной точки зрения, в парламенте отсутствует полноценная коалиция. Потому что спайка БПП и НФ – это скорее союз с целью недопустить контркоалицию. Правительство стало безответственным перед ВР, все ключевые решения принимались путем кулуарных торгов. Так что коалиция у нас не политическая, а базарная: когда под то или иное решение формируется нужное количество голосов с привлечением оппозиционной группы фракций, внефракционных депутатов – с мешками денег за кулисами».

По словам Бортника, парламент работал достаточно хаотично. Не смог выстроить последовательную госполитику, не решил вопрос конфликта на Донбассе.

«Парламент добавил конфликтов вмешательством в религиозные дела. Фактически, ВР стала не местом консолидации, консенсуса, стабилизирующих решений, а платформой для пиара. И чем ближе выборы, тем больше парламент работает как политическая трибуна, а не как главный законодательный орган страны», – подчеркивает эксперт.

Директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик критикует зашкаливающий популизм нардепов, а также то, что многие здравые инициативы порой голосовали со значительным запозданием, а то и вовсе хоронили.

«Больше мракобесных законодательных инициатив, чем в этом году, я не помню, – уверяет Кулик. – Те же законы о клевете, о запрете очередного чего-то там, об объявлении войны РФ. Хорошо хоть, что парламент не впал в соблазн ограничения прав и свобод граждан, как хотели некоторые политсилы. Бездумных инициатив ближе к выборам будет больше».

Поделиться в соц сетях
Оставить комментарий

Выбор редакции

Вторжение России в Украину: насколько реальна угроза со стороны РФ

Начальник Генштаба ВСУ Виктор Муженко и президент Петр Порошенко заявили об угрозе вторжения росс...

15/3/2019

В Украине вводят новые ограничения на расчеты наличными: зачем и кому это нужно

Теневая экономика, по мнению экспертов, является одной из основных причин бедности украинского го...

6/3/2019

Президентские оговорки по Фрейду: о чем могут рассказать ляпы Петра Порошенко

По количеству неоднозначных оговорок, сделанных за время президентской каденции, Петр Порошенко р...

4/3/2019

Глобальный спад производства является угрозой для мировой экономики: почему так происходит

Проблемы в мировой экономике начались намного раньше 2019 года. Рынки начали сваливаться в штопор...

1/3/2019