Воскресенье, 9 декабря, 2018

Судебная реформа в Украине: зарплаты, кадры, решения

Судебная реформа в Украине

Состояние судебной системы в Украине вот уже долгие годы вызывает постоянные нарекания украинцев и зачастую они более чем справедливы. Власти пытались изменить ситуацию, проведя в 2016-2017 гг. масштабную судебную реформу, однако не похоже, что она дала результат.

Два года судебной реформы и полный провал

2 июня 2016 года Верховная Рада проголосовала за первые правки в законодательстве, благодаря которым была запущена судебная реформа, а 3 октября 2017 года нардепы приняли законопроект №6232, который запустил реформирование судебной власти.

Читайте также
Украино-венгерский конфликт: к чему могут привести межгосударственные споры

Впрочем, спустя год эйфории от реформы убавилось, особенно когда всплыли многочисленные подводные камни реформирования, особенно в кадровых вопросах.

Были крайне размыто прописаны процедуры квалификационного оценивания судей, прописанные Высшей Квалификационной Комиссии Судей, в которых имеется такой принцип, как «по личному убеждению» членов комиссии. В результате «в ручном режиме» можно отсеивать одних кандидатов и продвигать других. В результате многие якобы новые судьи оказались прежними, к тому же со шлейфом скандалов и обвинений в коррупции. После отбора в Верховный суд тот же принцип начали применять для оценки судей местных судов

Другим подводным камнем стала дисциплинарная ответственность. Оказалось, что в некоторых ситуациях она работает как репрессивный механизм.

Но главное – от контроля за назначением судей оказалась полностью отстранена общественность, что фактически нивелировало смысл реформы, призванной привести в суды новые кадры, не скомпрометированные коррупцией.

Особенно ярко это проявилось во время отбора судей в Верховный Суд. «Громадська рада доброчесності» заявила, что в Верховный суд проникли те, кто запрещал мирные собрания во времена Майдана, а также кандидаты с неподтверждёнными доходами. Но ВККС аргументы активистов оставила без внимания.

Формирование лояльного к АП Верховного суда позволило перезагрузить суды низших инстанций. Судей, несогласных с действиями власти относительно трансформации системы, оказалось множество, но жаловаться им некуда – контролируемые Администрацией президента ВККС, ВСП и Верховный суд отказывают в пересмотре решений по их трудоустройству.

Читайте также
США против Гаагского суда: скользкий вопрос

Как сообщают отечественные СМИ, перезагрузка длится уже несколько месяцев. В Киеве, Днепре, Харькове и других крупных городах прежних судей массово снимают с постов. По факту квалификационное оценивание зачищает неугодных и создает вакансии для лояльных. Вместо прежних ускоренными темпами готовят новых судей. На их подготовку выделяются грантовые деньги. С 2014 по 2016 год только на судебную реформу западные доноры потратили более 50 млн долл.

Реформа предусматривает, что суды в Украине должны быть созданы заново и укрупнены. Большинство судов в регионах реорганизуют. Это значит, что судьи из них переводятся из старого суда в новый. Однако вместо 200 ликвидированных судов созданы пока всего 2, и сотни судей в состоянии неопределенности.

В итоге, судебная власть перешла под контроль Администрации президента, а украинцы так и не получили независимых судов. Полностью согласны с последним и жители страны: 67,7% респондентов, опрошенных Киевским международным институтом социологии (КМИС) считают, что судебная реформа реализовывается неуспешно. Причем 44% считают реформу судебной системы попросту провальной. 0,9% опрошенных считают, что реформа судов полностью удалась и 10,2% уверены, что реформа в целом прошла успешно, хотя отмечают некоторые негативные аспекты.

Судебная реформа в Украине: преграда коррупции – зарплата, но ее нет

Одной из главных проблем украинских судов всегда считалась непредсказуемость решений, точнее, их прямая зависимость от суммы, которую может предложить судье участник судебного процесса вне зависимости от собственной виновности или невиновности.

Бороться с коррупцией судебного корпуса в Украине решили цивилизованно – путем увеличения заработных плат, во всяком случае, так было заявлено.

Два года назад народный депутат Виктор Пинзеник утверждал, что уже с 2017 года украинские судьи будут получать максимальную зарплату до 315 тыс. грн. с учетом различных доплат, однако как всегда реальность оказалась куда прозаичнее.

Читайте также
Вслед за НАБУ: президент теряет Государственное бюро расследований

Весной 2017 года зарплаты руководителей высших судебных инстанций вроде Верховного суда Украины, Высшего административного суда Украины или Высшего хозяйственного Суда Украины составляли в среднем 27-35 тыс. грн.

Весной 2018 года в эфире «5 канала» председатель Высшего совета правосудия Игорь Бенедисюк заявил, что заработная плата отечественных судей может разниться в 3-4 раза, но в целом намного ниже анонсированной нардепом цифры.

«Зарплата судей среднего звена – где-то 12-15 тысяч, если они не прошли квалификационного оценивания. Но для специалиста, прошедшего квалификационное оценивания, зарплата увеличивается в три-четыре раза. То есть сейчас зарплата для судьи, который прошел квалификационную комиссию, –  другая», – сообщил Бенедисюк.

Настоящее возмущение отечественных судей вызвал законопроект о «Госбюджете Украины на 2019 год». В конечные положения документа вписали строчку о приостановлении запланированного повышения заработной платы судьям.

Согласно закону «О судоустройстве и статусе судей» с 1 января 2019 года оклад судей местных судов должен был составлять 25 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц, то есть около 46,3 тыс. грн., судей апелляционных и высших спецсудов – 40 прожиточных минимумов, что составляет около 74 тыс. грн. Однако если Госбюджет на 2019 год будет принят в предлагаемом Кабмином виде украинские судьи довольствуются куда меньшими суммами.

Но даже в случае увеличения зарплат судей до нормы закона «О судоустройстве и статусе судей»

Для сравнения, по данным отчета Советы Европы посвященному эффективности судебных систем европейских стран в 2016 году заработная плата украинских судей составляла 7318 евро что было в 3,06 раза больше средней по Украине. Эта зарплата в 2016 году была самой низкой среди европейских стран, даже Молдове удалось обойти Украину с ее зарплатой судьям в 7648 евро. Правда, в Совете Европы уточнили, что такой размер был связан с девальвацией гривны по отношению к евро, в которых рассчитываются статистические данные.

При этом средняя зарплата судей в странах Европы составляет 34,5 тыс. евро.

Судебная реформа в Украине: кадров меньше, нагрузка больше

Оборотной стороной невысокой заработной платы всегда были проблемы с кадрами. Хотя средняя зарплата украинских судей и самая низкая в Европе, будучи в разы выше средней по стране она остается не такой уж и маленькой для Украины, однако проблем с кадрами судейскому корпусу избежать не удалось. Правда, причиной тому не низкая зарплата, а судебная реформа.

Читайте также
Судьба порта «Южный»: концессия во спасение

Все тот же председатель Высшего совета правосудия Игорь Бенедисюк постоянно сетует СМИ, что в стране наблюдается серьезный дефицит судейских кадров, что он связывает с судебной реформой, изменившей процедуру избрания судьей. Последняя, по его словам, одна из самых сложных в мире.

По словам Бенедисюка, за время работы Высшего совета юстиции, а ныне – Высшего совета правосудия (ВСП), в отставку ушли порядка 2500 судей. А за последний год уволили 890 судей.

«Некоторые, у кого имелся стаж, просто решили уволиться и не проходить квалификационное оценивание, поскольку на пенсию уже заработали. Когда можно было получать 90% от зарплаты судьи, действующего на то время (выйдя на пенсию). А сейчас, по нынешнему закону, если ты уйдешь в отставку по нынешней процедуре – правда, там большая зарплата, – ты можешь получить до 50% отставочных. То есть другой подсчет, другой стаж и так далее», – объяснил Бенедисюк.

Всего за 3,5 года украинская судебная система потеряла около 3,2 тыс. судей или каждого третьего в стране.

«У нас сейчас вообще недостаток судей, их не хватает критически на сегодня. Есть апелляционные суды, где из 70 всего 20–22 человека работают. И сейчас это действительно проблема, когда нельзя рассмотреть в апелляционном порядке ту же меру пресечения, которая уже выбрана, возможно, даже и несправедливо избрана», – объяснил глава ВСП.

Как заявил Бенедисюк, для улучшения ситуации понадобится несколько лет.

Результат нехватки судей – большая нагрузка на оставшихся. Например, по данным «Судебно-юридической газеты» следственный судья райсуда Киева за полгода рассматривает 1200 дел, на одного судью Кассационного гражданского суда в составе Верховного суда летом приходилось до 1800 дел. Разумеется, все это удлиняет и срок рассмотрения дел, жалоб и обращений.

Судебная реформа в Украине: решение есть — исполнения нет

Но даже если истцу повезло – его иск принят судом, рассмотрен в его пользу и в разумные сроки, все равно это отнюдь не снимает с него все проблемы. Теперь украинец может столкнуться с банальным неисполнением судебных решений.

Читайте также
Дело ПриватБанка: государство судится с экс-владельцами банка и готовит его к приватизации

Еще в 2016 году эксперты говорили об этом, как о серьезнейшей проблеме, в том числе снижающей инвестиционную привлекательность Украины. По статистике тогда исполнялись лишь 4% решений в денежном выражении.

Устающие ждать исполнения судебных решений украинцы часто обращаются с исками на неисполнение судебных решений украинских судов в Европейский суд по правам человека – число таких обращений уже перевалило за 10 тысяч. Однако, по иронии судьбы, получаемые в ЕСПЧ судебные решения точно так же не исполняются, как и «обычные» решения судов украинских.

Осенью 2017 года ЕСПЧ передал Украине 12 тыс. дел, касавшихся невыполнения решений украинских судов, однако правительственный уполномоченный по делам Европейского суда по правам человека Иван Лищина отметил, что это решение об исключении 12148 заявлений из списка дел Суда, и оно не подпадает под определение «Решений» в ст. 1 Закона «Об исполнении решений и применении практики ЕСПЧ», подлежащих исполнению согласно этому закону.

«При этом сам Суд в решении четко указал, что он ожидает принятия мер общего характера для общего решения проблемы, а не индивидуальное исполнение каждого решения национального суда, включенного в 12148 дел. Тем более что на сегодняшний день по 4000 дел это невозможно технически, так как они нам не коммуницировались, и мы просто не знаем, что исполнять», подчеркнул Лищина.

То есть ждать исполнения решений украинских судов в ускоренном темпе даже после заявления ЕСПЧ – явно самонадеянно.

Судебная реформа в Украине: украинский суд глазами Европы

На днях Совет Европы выпустил доклад, посвященный эффективности судебных систем европейских стран по состоянию за 2016 год и надо сказать, что выглядит в нем украинское правосудие откровенно слабо, занимая одно из последних мест по многим параметрам.

Читайте также
Скандал на ЧМ-2018: почему Виду и Вукоевича осудили за фразу «Слава Украине!»

Украинские суды в 2016 году были обделены заботой государства: всего 9,3% от общего финансирования правоохранительной системы Украины доставалось судам, что было самым маленьким результатом среди европейских стран. Чуть больше  9,7% – на суды выделяли в Ирландии. Причем средний показатель по Европе равнялся 50%.

В расчете на 1 жителя Украина выделяла на судебную систему 8,1 евро, меньшие показатели оказались у Армении и Молдовы (8 евро) и Азербайджана (7,8 евро). Правда, такое финансирование в отчете объясняли девальвацией национальных валют по отношению к евро.

В числовом показателе количество судей в Украине с 2010 по 2016 годы уменьшилось до 6203 человек или с 16,9 до 14,6 на 100 тысяч населения, что чуть ниже среднего показателя для Европы в 17,6 судей. Снижение числа судей авторы отчета также связали с судебной реформой в Украине.

Немного снизилось и число прокуроров – с 24,9 до 23,8 человек на 100 тысяч человек. Однако это более чем вдвое среднеевропейских показателей в 11 человек и в полтора раза выше показателя по судьям. Правда, средний доход последних ниже, чем у судей: 4138 евро против 7318 евро.

Но кому украинские судьи должны завидовать по-настоящему так это своим коллегам из Шотландии, зарабатывающим в год 155,5 тысяч евро при среднем показателе в 34,5 тыс. евро.

Увеличились и сроки рассмотрения украинскими судьями уголовных дел: на первичном уровне с 96 дней в 2010 году до 166 дней в 2016 году при среднем показателе в 117 дней. В уголовном же суде высшей инстанции придется ждать 142 дня против 109 в 2010 году, любопытно, что в 2014 году на это уходило всего 30 дней. Впрочем, 142 дня это все же не 600 как на Кипре.

Вообще украинские суды разных инстанций и направлений демонстрировали с 2010 года тенденцию к росту продолжительности рассмотрений судов, разве что кроме сроков рассмотрения административных дел во второй инстанции, снизившиеся с 95 до 59 дней.

Поделиться в соц сетях
Оставить комментарий

Выбор редакции

Новые градостроительные нормы: изменится ли что-то в Украине

Осень 2018 года стала весьма насыщенной для украинцев в плане нововведений. Среди последних стоит...

12/10/2018

Продажа «Кузницы на Рыбальском»: афёра или сделка года

Президент анонсировал продажу своего столичного актива – завода «Кузница на Рыбальском». Новым со...

12/10/2018

Судебная реформа в Украине: зарплаты, кадры, решения

Состояние судебной системы в Украине вот уже долгие годы вызывает постоянные нарекания украинцев ...

11/10/2018

Выборы-2019: Андрей Садовый решил податься президенты

В полку кандидатов в президенты Украины прибыло: вслед за мэром Глухова Мишелем Терещенко о своих...

10/10/2018