Пятница, 21 сентября, 2018

Годовщина первых «Минских соглашений»: пациент ни жив, ни мёртв

Минские соглашения

Первый «Минский протокол» (соглашение), который должен был остановить гибридную войну на Донбассе, был подписан 5 сентября 2014 года. Прошло четыре года, но ни «Минск-1», ни «Минск-2» так и не сумели погасить конфликт.

«Минские соглашения»: что это такое

После того, как в августе 2014 года российские войска вторглись на территорию Украины и расстреляли силы АТО в «зеленом коридоре» в районе Иловайска, нужно было срочно останавливать кровопролитие. К тому времени часть Донбасса лежала в руинах, были колоссальные потери и среди военных, и среди гражданских. Киев, как утопающий за соломинку, ухватился за возможность хоть каких-то договоренностей, чтобы если не остановить, то хотя бы приостановить полномасштабные боевые действия.

Читайте также
Убийство Захарченко: версии, причины, последствия

В итоге 5 сентября в здании «Президент-отеля» в Минске был подписан документ, предусматривавший, в частности, прекращение огня на территории Донецкой и Луганской областей.

Полное его название – «Протокол по итогам консультаций Трёхсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного плана президента Украины Петра Порошенко и инициатив президента России Владимира Путина». Проще – минские соглашения (договоренности) или же «Минск-1».

Со стороны Украины этот Протокол подписал бывший президент Леонид Кучма, который имел соответствующий мандат от нынешнего руководства страны. Со стороны России документ завизировал тогдашний Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Украине Михаил Зурабов. ОБСЕ представлял швейцарский дипломат Хайди Тальявини.

Со стороны «ЛНР» и «ДНР» подписи ставили кремлевские марионетки, названные главами «народных республик» – Игорь Плотницкий и Александр Захарченко. Они представлены как частные лица, никаких фейковых должностей.

Восемь из двенадцати пунктов «Минска-1» являются конкретным руководством к действию. В соответствии с Протоколом, стороны обязались осуществить следующие шаги:

1. Обеспечить двустороннее прекращение огня и отведение тяжелого вооружения.
2. Обеспечить мониторинг и верификацию режима неприменения оружия со стороны независимых наблюдателей ОБСЕ.
3. Обеспечить децентрализацию, в том числе принятием закона «Об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей».
4. Создание безопасности в приграничных районах РФ и Украины.
5. Безотлагательное освобождение всех заложников.
6. Принять закон о недопущении преследования и наказания лиц в связи с событиями в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.
7. Обеспечить проведение досрочных местных выборов в соответствии с законом Украины «Об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей».
8. Вывести незаконные вооруженные формирования, военную технику, боевиков и наемников с территории Украины.

Почему понадобился второй этап «Минских соглашений»

Несмотря на подписание протокола, боевые действия на востоке Украины продолжались. Именно при «Минске-1» был фактически уничтожен Донецкий аэропорт. Во время действия этого соглашения оккупанты захватили Коминтерново (теперь Пикузы) на юге Донецкой области и устроили штурм Дебальцево.

Читайте также
Миротворцы для Донбасса: миф или реальность

В середине января 2015 года, когда стало ясно, что стороны конфликта фактически перестали выполнять пункты протокола, было решено заключить новое соглашение.

12 февраля 2015 года в Минске лидеры Украины, России, Франции и Германии Петр Порошенко, Владимир Путин, Франсуа Олланд и Ангела Меркель в ходе 17-часовых переговоров согласовали два документа по урегулированию конфликта на Донбассе: декларацию по выполнению Минских соглашений и Комплекс мер по выполнению Минских соглашений.

«Минск-2» был более обширным и, казалось, более подробным и понятным. Но, как и в случае с «Минском-1», Киев и Москва трактуют соглашения по-своему. А война продолжается.

«Минские соглашения»: в чём ошибка Украины

Минский формат переговоров не способен решить вопрос урегулирования вооруженного конфликта на Донбассе, потому что его участники не имеют таких полномочий, заявил недавно экс-министр иностранных дел Украины Константин Грищенко.

«Было понятно с самого начала, что Минский формат может заниматься исключительно техническими вопросами, может готовить какие-то важные предложения, – поясняет дипломат. – Но политическое урегулирование, разведение сил, прекращение боевых действий – это всё-таки не тот уровень, который был поручен тем, кто ведет переговоры в Минске».

Представитель Украины в Трёхсторонней контактной группе по урегулированию вооружённого конфликта на Донбассе (с 2014-го по апрель 2016 года) Роман Бессмертный уверен, что Минские переговоры по ситуации на Донбассе организовывали непрофессиональные представители Украины.

«Я впервые над этим задумался еще во время минского процесса, – уверяет он. – Моя работа в системе государственной власти научила меня порядку, дисциплине и так далее. Я видел, как это организовано, мне было противно, больно, обидно. Почему? Потому что я понимал дряхлость, непрофессионализм и несостоятельность людей, которые организовывают этот процесс. И очень больно было, когда я видел, как начиная с Минска, заканчивая Берлином и Парижем, мы просто унижались, не умея обеспечить этот процесс».

По словам Бессмертного, людей, которые способны были принести в этот процесс результат, к делу не подпустили.

В итоге, как констатировала украинская сторона после последней встречи в Минске в августе текущего года, продолжаются обстрелы Донбасса, блокирование работы СММ ОБСЕ, поставки с РФ в ОРДЛО оружия, боеприпасов и горюче-смазочных материалов. Фактически заморожен обмен заложниками.

«Минские соглашения»: какая от них польза

При таком раскладе, казалось бы, стоит «забить и забыть» Минские соглашения. Но есть немало факторов, которые этого не дают.

Читайте также
Итоги августа в зоне ООС: новые «донбасские горки», схватки и перемирие

Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и ВПЛ Украины опубликовало недавно презентацию, в которой наглядно показало важность «Минска».

Отмечалось, что Минские договоренности – это единственный механизм, который можно использовать для реинтеграции населения и оккупированных территорий. К тому же, это единственный документ, подписанный Путиным, в котором РФ обязуется способствовать восстановлению суверенитета Украины. К тому же, указанные соглашения помогают обновить армию, способствуют ремонту поврежденной инфраструктуры. Также именно «Минск» способствовал освобождению заложников, остановил масштабные боевые действия, худо-бедно снизил обстрелы.

Аналитик «Кальмиусской группы» Виталий Сизов поясняет, что именно благодаря заключенным в Минске соглашениям была создана переговорная площадка, на которой политики и чиновники могут решать вопросы гуманитарного характера. Несмотря на то, что «Минск» регулярно критикуют и считают недостаточно эффективным, сейчас это фактически единственный инструмент для достижения мира на Донбассе. Главное – добиться выполнения первого пункта протокола – полное двустороннее прекращение огня, что позволит перейти к мирному урегулированию конфликта.

Россия, которая совершила на Донбассе огромное количество преступлений против людей, изначально не собиралась выполнять «Минск». Разве что – с ограниченным доступом на оккупированные территории наблюдателей и с возвращением ОРДЛО в Украину в качестве «замедленной бомбы», чтобы окончательно взорвать страну на федеративные куски.

Читайте также
Эскалация на Донбассе: что происходит на востоке Украины

Отсюда масса нереальных предложений, фейковых планов, реальной эскалации. А также позиция о том, что Киев должен сначала принять законы об амнистии сепаратистов, особом статусе Донбасса, выборах на неподконтрольных территориях (даже провести их), а уже потом решать вопросы безопасности и восстановления контроля за границей. Отсюда же – постоянное торможение воплощения в жизнь любых попыток привнести на Донбасс мир.

«Москва не собирается ни уходить из Донбасса, ни даже искать компромисс. Ей нужны партнеры для имитации переговоров, – поясняет логику Кремля аналитик и журналист Виталий Портников. – Именно поэтому призывы участников «нормандского формата» к результативности консультаций привели к замораживанию переговоров и началу диалога с Волкером, а требования Волкера – к отказу от переговоров с ним и восстановлению «нормандского формата». В Москве готовы заниматься «жонглированием» форматами до бесконечности просто потому, что Россию не интересует результат. Ее интересует имитация конструктивности до момента, пока не созреют условия для новой агрессии. Так уже было с Грузией. И так может быть с нами».

Разнообразные гибридные предложения со стороны РФ звучат для того, чтобы  сломать логику, сложившуюся за последние полтора года между Украиной и западными партнерами, считает аналитик Олеся Яхно. По ее словам, логика официального Киева «понятная и четкая» и заключается в том, что без реального разоружения оккупированных территорий нельзя переходить ни к какому политическому урегулированию.

«Любое политическое урегулирование без составляющей безопасности  означает либо усиление политического кризиса, или это кризис уже может быть перенесен с оккупированных территорий на другую территорию Украины. Эти предложения (министра иностранных дел РФ Сергея) Лаврова звучат очень странно, как и странным было предложение уже постскриптум после встречи Путина и Трампа провести «референдум» на этих территориях», – считает эксперт. – Никто и нигде не упоминал об этой «формуле» последние два года ни на Западе, ни в Украине. Кроме России и единственного деятеля, который себя позиционирует «от Украины» – Виктора Медведчука. Сам Штайнмайер недавно находился в Украине, и в его заявлениях не упоминалась никакая «формула». От этой идеи отказались, увидев, что когда Украина приняла изменения в Конституцию в 2015 году, это никак не повлияло на уменьшение военных действий».

Читайте также
Особый порядок для Донбасса: продлят или не продлят

По мнению многих экспертов, Кремль просто затягивает время, надеясь, что к власти в Украине придут пророссийские политики, с которыми можно будет полюбовно решить вопрос Донбасса. А заодно и Крыма.

«Минские соглашения»: как мешает Киев

Официальный Киев тоже не способствует выполнению «Минска». Это касается и разоружения незаконных вооруженных формирований (а на Донбассе до сих пор воюют добробаты), и блокады ОРДЛО, которую сначала начали нардепы «Самопомощи» со товарищи, а потом узаконили на официальном уровне. И тех же весьма неудобных законов, принятие которых прописано в соглашениях, но не выполнено украинским парламентом.

«Вряд ли до выборов киевская власть сможет изменить свою линию относительно того, о чем договорились лидеры России, Германии, Франции и Украины в феврале 2015 года», – прогнозирует руководитель российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров.

Украинский политолог Петр Олещук отмечает, что наша власть лишь делает вид, что выполняет минские договоренности.

«Давний тезис, который используется не только спикером, но и президентом, что мы подписали минские договоренности, но мы их выполнять не будем, мы лишь будем делать вид, что мы их выполняем, чтобы сохранить санкции против России. Это достаточно давний тезис, а насколько он справедлив – покажет только время», – подчеркивает Олещук.

Лидер «Украинского выбора» Виктор Медведчук также заявлял, что если бы Киев соблюдал минские договоренности так же, как принимает прозападные законы, – конфликт на Донбассе давно урегулировали бы.

Волонтер (в прошлом – «Армия SOS»), один из активистов воздушной разведки Юрий Касьянов напоминает: «В феврале 2015 года в Минске Украина обязалась провести выборы на Донбассе – с участием коллаборационистов, разумеется; внести изменения в Конституцию, обеспечив тем самым «политические условия» для легализации сепаратизма; взять на себя содержание оккупированных территорий; и только после этого Киев может получить контроль над границей. А может и не получить. Именно этого – выполнения минских соглашений – настойчиво требует Москва, усиливая огневое давление на линии соприкосновения. Этого же требует от Порошенко Запад, опасаясь большой войны с Путиным, и желая возобновить в полном объёме экономическое сотрудничество с Российской Федерацией. Сначала деньги, говорят они, а потом стулья. Но Банковая стоит на своём – сначала стулья, а потом только деньги».

Как поясняет Касьянов, для Порошенко выполнение политической части «Минска» означает безоговорочную потерю власти. «Ни о каком втором президентском сроке после легализации сепаров нечего и мечтать. Тут и первый может закончиться внезапно», – поясняет Касьянов.

Читайте также
Волонтеры на Донбассе: в Украине новый скандал

Реализацию минских договоренностей сможет оживить переформатирование украинского политикума и смена партийного состава Верховной Рады. Такое мнение в эфире телеканала «112 Украина» высказал доктор политических наук Игорь Пиляев. По его словам, это случится, если «придут не просто какие-то партии с другими названиями, а если большинство составят партии мира и гражданского согласия, гражданского консенсуса». При этом Пиляев отметил, что международная экспертная среда считает: украинский кризис носит системный характер, а его корни лежат в «разрушении гражданского консенсуса, который произошел после 2014 года».

«Нам нужно вначале консолидировать украинское общество, и с единой позицией, которая отражала бы интересы всех регионов и всех основных политических сил Украины, выйти на переговоры, в том числе на минскую площадку», – отмечает Пиляев.

Подобную логику многие критикуют, считая, что истинный план Кремля в том и состоит, чтобы привести в Украине во власть условные «партии мира», являющиеся, по сути, проектом РФ. Но, с другой стороны, нельзя не согласиться с тем, что действия нынешней власти слабо способствуют не только урегулированию конфликта на Донбассе, но и вообще стабилизации обстановки в стране – и социальной, и экономической, и политической.

«Минские соглашения»: как мешает Запад

Если бы коллективный Запад хотел, «Минск» бы давно был воплощен в жизнь. Рычаги давления на Москву, а уже тем более на Киев – имеются. Россию можно было изначально так прижать санкциями, что экономические проблемы, начавшиеся там сейчас, случились бы еще в 2015 году.

Но ни на Киев, ни на Москву соответствующего давления не оказывали и не оказывают. И именно этим Запад мешает выполнению «Минска» и приходу на Донбасс реального мира.

Украинский политолог, директор Международного института демократий Сергей Таран напоминает, что ни одни войны не заканчивались переговорами. Либо мир, либо – война. И Донбасс не исключение.

«Мы должны готовиться к тому, что война с Россией будет надолго. Это не такая история, которая закончится только потому, что кто-то там встретился в «нормандском формате», в Париже или где-то еще, – подчеркивает эксперт. – Я думаю, что США приняли долгосрочную стратегию на уменьшение возможностей России что-то делать во внешней политике. Это, по сути, повторение сценария «холодной войны». Тогда Запад не хотел воевать с Советским Союзом, потому что на Западе понимали, что такая война будет убийственной с обеих сторон. Поэтому там избрали стратегию так называемой «холодной войны». Она заключалась в том, что Советский Союз ограничивался экономически, не допускался к технологиям, а Запад тем временем становился сильнее. Примерно такой ремейк «холодной войны» мы сейчас видим. Запад делает то же самое – он не хочет прямого противостояния с Россией, поэтому он постепенно истощает Россию с тем, чтобы постепенно уменьшить ее возможности».

Он добавил, что на Западе не хотят идти ни на серьезный военный конфликт, ни на экономическую конфронтацию с Россией из-за ситуации в Украине. «А самое оптимальное – это истощение России постепенно, шаг за шагом», – поясняет Таран.

«Минские соглашения» и смерть Захарченко

Уничтожение главаря «ДНР» Александра Захарченко подвигло ряд политиков и политологов на заявления о срыве Минских соглашений.

Так, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков уверял: «Гибель Захарченко, безусловно, ведет к повышению напряженности в регионе, что само по себе, конечно, не способствует формированию условий для выхода хотя бы на перспективы начала реализации Минских договоренностей».

А председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин и вовсе заявил, что убийство главаря «ДНР» обнуляет смысл Минских договоренностей. «Это беспредел, который обнуляет все те шаги, которые уже несколько лет предпринимают Россия и мировое сообщество для прекращения войны на юго-востоке Украины», – выдал Володин.

Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил о невозможности проведения встречи лидеров «нормандского формата», которая намечалась на сентябрь, после гибели Захарченко. «В нынешней ситуации, конечно, невозможно разговаривать о ближайших встречах в нормандском формате, как этого хотели многие европейские партнеры», – подчеркнул он.

Российский политолог и блогер Анатолий Несмиян (Эль-Мюрид) по этому поводу отмечал: «Кто бы ни убил Захарченко, это убийство пришлось очень кстати для Кремля. Настолько кстати, что если бы его не было, его следовало придумать. Ну, или организовать. Дело в том, что сегодня «нормандский процесс» затормозился как раз на России. Почти год назад Путин дал согласие на ввод миротворцев на территорию ДНР-ЛНР, причем с разницей в неделю тогда было сказано вначале о вводе только на линию соприкосновения, а затем и на всю территорию. Причем речь шла не просто о наблюдателях, а о вооруженных миротворцах: как военных, так и военных полицейских. Согласие Путин дал, но на этом дело застопорилось: окончательный ответ нужно было давать примерно в феврале-марте этого года, но ответа так и нет. Затянувшийся на год ответ вызывает недоумение, вопросы, раздражение, а теперь вопрос стоит о санкциях».

Убийство Захарченко, действительно, пришлось кстати. Вот только Кремль прекрасно понимает, что никто не поверит в такое удачное совпадение. И что использовать устранение главаря «ДНР» как повод для разрыва Минских соглашений – самоубийство. Санкции грянут такие, что прежние покажутся детской присыпкой. А потому из уст тех же, кто в первые дни после гибели Захарченко хоронил «Минск», начали звучать совсем другие заявления.

«После произошедшего террористического акта очень сложно о чем-то говорить с украинской стороной. Но еще раз повторяю, это не означает, что Россия выходит из минского процесса», – выдал Песков.

Лавров подчеркнул, что минские соглашения «остаются единственным путем» урегулирования ситуации на Донбассе.

Комментируя заявления из Москвы, украинский политолог Дмитрий Корнейчук отмечает: «Лавров заявил: после убийства Захарченко встречи «нормандской четверки», как хотят некоторые западные партнеры, в ближайшее время не будет. А теперь читаем между строк. Во-первых, Путин ждет от Трампа ответного шага по Донбассу. Москва убрала Захарченко – Киев должен принять какой-то из «минских» законов как шаг на встречу. И, поскольку это займет минимум месяц, то «нормандская четверка» и так не встретится. Во-вторых, Лаврову надо было сделать жесткое заявление, поскольку Путин говорил о смерти Захарченко достаточно миролюбиво. А это вызвало подозрения и в России, и на Донбассе. В-третьих, Лавров дает посыл, что встречи «нормандской четверки» должна инициировать именно Европа. Это из серии «Россия на уступки не идет». Хотя после общения Путина с Меркель в Кремле сообщили, что есть договоренность о встрече «четверки» в Париже».

Корнейчук резюмирует: важно не то, что говорит Лавров, а что делает Кремль. «А пока там убирают одиозных руководителей ЛДНР. И это один из шагов к реальному выполнению «Минска», – подчеркивает политолог.

Украинский дипломат, эксперт-международник с «Майдана иностранных дел Богдан Яременко уверен, что смерть Захарченко не будет иметь никакого значения «ни для переговорного процесса вокруг вооруженной агрессии России против Украины, ни для процесса имитации выполнения так называемых Минских договоренностей (которые не является договором, а только завизированным черновиком мирного плана Порошенко и Путина)».

«В целом, условная легитимность Минских договоренностей основывается только на политической воле ее авторов – Украины и России. И больше ни на чем. Если Украина или Россия захотят отказаться от соглашения, принимать во внимание подписи российских марионеток в Донбассе никому и в голову не придет. Поэтому те, кто в уничтожении Захарченко видят предвестие чего-то очень плохого, какого-то даже апокалипсиса, ошибаются», – уверен Яременко.

«Минские соглашения»: продолжение следует

В МИД Германии и Франции уже заявили, что убийство главаря боевиков «ДНР» Александра Захарченко не должно препятствовать реализации минских соглашений.

Об этом же говорит недавний вояж президента Украины в США. Официально Петр Порошенко летал туда для участия в церемонии прощания с американским сенатором-республиканцем Джоном Маккейном. На самом же деле, по мнению экспертов, целью была встреча со специальным представителем Государственного департамента США по вопросам Украины Куртом Волкером. Об этой встрече сам Порошенко сообщил 1 сентября на своей странице в Facebook.

«Мы обсудили ситуацию с безопасностью на востоке Украины и скоординировали дальнейшие шаги для деоккупации Донбасса. Я подчеркнул важность усиления давления на Россию для немедленного освобождения украинских заложников. Также мы обменялись мнениями по усилению обороноспособности украинской армии», – написал он.

Читайте также
Конфликт между Украиной и Россией не закончится, пока он устраивает политические элиты с обеих сторон

Политолог Дмитрий Корнейчук так прокомментировал эти откровения: «Теперь всё ясно. Порошенко поехал в Вашингтон отчитываться спецпредставителю Госдепа Волкеру о шагах по подготовке к вводу миротворцев и принятию «минских» законов. То есть – Порошенко подробно рассказал, как выполняет задачи Украины, согласованные рабочей группой Волкера-Суркова («план Расмуссена»)».

Корнейчук подчеркивает, что Порошенко «помчался в США» аккурат перед планируемой новой встречей Волкера и советника президента РФ, куратора оккупированного Донбасса Владислава Суркова.

«А значит – Вашингтон начал торопить Порошенко со сроками. Тем более, что Москва свой ход с Захарченко сделала, – поясняет политолог. – И еще важный момент. «План Расмуссена» предусматривает миротворцев одновременно с выполнением политической части «Минска». Значит, чтобы собрать «нормандскую четверку» и утвердить миротворцев (до Совбеза ООН), необходим прогресс по «минским» законам. И это задача Порошенко со стороны Вашингтона. Процесс идет…»

Поделиться в соц сетях
Оставить комментарий

Выбор редакции

Перенос президентских выборов-2019 в Украине: слухи и перспективы

В украинских СМИ периодически поднимается волна слухов о досрочных президентских или парламентски...

28/8/2018

Призрак дефолта веет над Украиной: что происходит с экономикой страны

Со середины августа в Украине снова активизировались разговоры вокруг возможного банкротства (деф...

27/8/2018

ГПУ и ГБР становятся крышей для контрабанды в Одессе

Контрабанда продолжает оставаться черной дырой в украинском бюджете и золотой жилой для отдельных...

22/8/2018

Новая военная техника: украинский ВПК показывает свои достижения

Лето 2018 года может войти в историю Украины как новый этап в развитии отечественного военно-пром...

21/8/2018