Понедельник, 15 октября, 2018

Закон о нацбезопасности: нужная идея с непредсказуемым финалом

Закон о нацбезопасности

Верховная Рада 5 апреля приняла в первом чтении президентский законопроект №8068 «О национальной безопасности Украины». Одни уверены, что это приблизит Украину к Европе, НАТО и окончанию войны, другие считают, что он ставит страну на край пропасти.

Закон о нацбезопасности: путь в парламент

17 января 2018 года члены СНБО обсудили и поддержали проект закона «О национальной безопасности Украины».

Читайте также
Кремлевский список в действии: российские олигархи теряют миллиарды, а национальная валюта обесценивается

5 февраля президент одобрил решение СНБО о внесении в Верховную Раду этого документа. Соответствующий указ появился на официальном сайте президента после встречи в США главы Пентагона Джеймса Мэттиса и министра обороны Украины Степана Полторака. Мэттис тогда подчеркнул, что ожидает принятия украинским парламентом закона о нацбезопасности, который позволит провести реформы в украинской оборонной сфере.

Законопроект был зарегистрирован в парламенте 28 февраля, документ отмечен президентом как неотложный.

В то же время западные дипломаты заявили, что ряд положений законопроекта противоречат практикам ЕС и НАТО. Отмечалось, в частности, что документ не предусматривает парламентского контроля за деятельностью СБУ. А ведь именно эта норма была одной из основных целей законопроекта и предметом 18 месяцев обсуждений между представителями НАТО, ЕС и Администрацией президента.

Позже спикер парламента Андрей Парубий сообщил, что рабочая группа профильного комитета подготовила соответствующие изменения в президентский законопроект «О национальной безопасности Украины», исходя из тех рекомендаций, которые дали представительства ЕС и НАТО.

19 марта член комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Иван Винник («Блок Петра Порошенко») заявлял, что, согласно уточненной редакции проекта закона, Служба безопасности Украины будет подотчетна и подконтрольна ВР.

5 апреля законопроект №8068 за основу поддержали 265 народных депутатов. На второе чтение его хотят направить не раньше второй половины мая – после очередной доработки и согласования с зарубежными партнерами.

Читайте также
Граница (не) на замке: перестанет ли граница Украины быть проходным двором

Закон о нацбезопасности: что в нём прописано

Приводим топ-8 интересных моментов законопроекта №8068:

  1. Годовой объем расходов на финансирование сектора безопасности и обороны должен составлять не менее 5% запланированного объема ВВП (из которых не менее 3% должны идти исключительно на силы обороны), а размер расходов на оборонно-промышленный комплекс – не менее 0,5%.
  2. Обозначены три глобальные сферы национальных интересов:

— государственный суверенитет и территориальная целостность;

— развитие экономики, гражданского общества, рост уровня и качества жизни населения;

— интеграция в ЕС и членство в НАТО (по этому поводу прописано принятие стандартов Североатлантического альянса в подготовке, обеспечении, командовании нашими силами безопасности и обороны).

  1. Президент как верховный главнокомандующий руководит всеми силами безопасности и обороны, в которые входят 15 ведомств и органов: Минобороны, ВСУ, Госслужба спецтранспорта, МВД, Нацгвардия, Нацполиция, Госпогранслужба, Миграционная служба, ГСЧС, СБУ, Госохрана, Госспецсвязи, аппарат СНБО, разведорганы. Именно глава государства, если исходить из закона, объявляет войну и вводит военное/чрезвычайное положение, принимает решение о всеобщей или частичной мобилизации, издает приказы, директивы по вопросам обороны, возглавляет СНБО, имея право назначать и освобождать секретаря СНБО и его заместителей, а также назначать-увольнять высшее командование ВСУ, правда, по рекомендациям главнокомандующего.
  2. Министр обороны назначается на должность Верховной Радой по представлению президента из числа гражданских лиц. Первый замминистра обороны Украины и заместители министра обороны Украины назначаются также из числа гражданских лиц. Эта статья закона вступит в силу с 1 января 2019 года, тогда как сам закон – на следующий день после опубликования, до чего его еще нужно принять во втором чтении и в целом, а также завизировать подписью президента. То есть, в будущем году, скорее всего, профессионального военного Степана Полторака сместят с поста главы Минобороны.
  3. Статья о перестройке ВСУ и Генштаба вступает в силу с 1 января 2021 года. На данный момент должности главкома ВСУ и главы Генштаба ВСУ совмещает Виктор Муженко. Закон о нацбезопасности эти должности разделяет. Главнокомандующий будет подчиняться президенту и министру обороны, а в его подчинении будут: Генштаб ВСУ, Объединенный оперативный штаб ВСУ, командования видов (отдельных родов войск, сил), другие органы военного управления, не относящиеся к видам (отдельным родам войск, сил) ВСУ.
  4. Объединенный оперативный штаб ВСУ возглавит командующий объединенными силами (назначается и освобождается президентом). В его обязанности входит планирование применения и управления объединенными силами. Он отвечает за «обретение способностей в сфере управления, связи и обработки информации, участвует в реализации политики применения и развертывания сил, в разработке планов». Замысел применения объединенных сил в операциях утверждается президентом.
  5. Украинцы смогут контролировать ВСУ и другие силовые структуры через общественные организации, членами которых они являются, через депутатов представительных органов власти, которых они выбирают, или же через СМИ, формируя общественный запрос на информацию. При этом именно президент контролирует весь сектор безопасности и обороны через СНБО; Верховная Рада принимает законы (включая оборонный бюджет), регулируя расходы и их использование, а также имея право создавать временные комиссии для расследования или контроля вопросов, которые имеют общественный интерес. Контроль за соблюдением прав и свобод человека в оборонном секторе выполняет уполномоченный ВР по правам человека, а правительство, по задумке, обеспечивает этот контроль во всех силовых ведомствах.
  6. В подходах к планированию, учитывая изменения в обстановке безопасности внутри страны, на ее границах и ситуацию с сопредельными государствами и экономические и финансовые возможности Украины, должны произойти принципиальные изменения. Так, долгосрочное планирование (более 5 лет, тогда как ранее – на 12 лет), согласно закону, должно быть в виде следующих документов: Стратегии национальной безопасности, Стратегии военной безопасности, Стратегии общественной безопасности и гражданской защиты, Стратегии развития оборонно-промышленного комплекса и Национальной разведывательной программы.

Закон о нацбезопасности: мнения «за»

Представляя законопроект №8068 с парламентской трибуны, секретарь СНБО Александр Турчинов отметил, что документ должен стать ключевым инструментом реформирования в сфере национальной безопасности. «Такие реформы, которые укрепят сектор безопасности и обороны Украины, должны обеспечить сохранение украинской государственности в условиях современных угроз, и прежде всего агрессии со стороны Российской Федерации», – подчеркнул он.

Читайте также
Инцидент в Азовском море: новый виток конфликта Украины и России

Турчинов отметил, что этот законопроект был проработан в тесном взаимодействии с экспертами НАТО, ЕС и США, а его принятие должно стать значительным шагом на пути внедрения стандартов Североатлантического альянса в Украине.

По словам секретаря СНБО, документ реализует идеи, заложенные в документах стратегического планирования, принятых в 2015-2016 годах, в частности, в Стратегическом оборонном бюллетене.

«С его принятием вводится регулирование деятельности органов сектора безопасности и обороны в соответствии с нормами и стандартами Европейского Союза и НАТО, использования лучших практик», – считает Турчинов. Он также пояснил, что речь, в частности, идет о четком распределении полномочий и компетенции органов сектора безопасности и обороны. А это повысит эффективность координации их деятельности, улучшит качество в управлении ресурсами, снизит коррупционные риски, ограничит неоправданное дублирование функций безопасности.

Президент Петр Порошенко узнал о принятии законопроекта «О национальной безопасности Украины» на прошлой неделе, будучи в Виннице. Тогда же заявил, что «этот законопроект открывает двери для эффективного взаимодействия с НАТО». И подчеркнул, что теперь Североатлантический альянс будет «с большей эффективностью помогать нам защищать украинскую землю».

Аналитик Олеся Яхно-Белковская отмечает, что хоть ко второму чтению будут внесены правки от представителей разных фракций, но законопроект примут, поскольку он является важнейшей составляющей нацбезопасности и обороноспособности Украины, а также направлен на усиление политического и гражданского контроля над ВСУ.

«В этом смысле хотела бы обратить внимание/напомнить и о других шагах/решениях/изменениях в этой сфере, направленных на усиление нацбезопасности в широком смысле слова, – говорит аналитик. – Прежде всего, речь идет о трансформации восприятия возможного будущего членства Украины в НАТО – трансформации как внутри Украины, так и со стороны стран-членов НАТО. Понятно, что с момента агрессии РФ против нашей страны, когда у Украины был внеблоковый статус, уровень поддержки гражданами вступления Украины в НАТО существенно возрос. Но и внутри НАТО изменилось восприятие возможных рисков и угроз. 10 лет назад Саммит в Бухаресте показал, что не все члены Альянса были готовы к тому, чтобы рассмотреть вопрос о предоставлении Украине ПДЧ по присоединению к НАТО. Не все страны Альянса готовы и сейчас. Но сдвиг в понимании ситуации произошел. Если раньше доминировала позиция, что Россию нельзя провоцировать и что сближение Украины с НАТО является как раз провоцирующим фактором, то сегодня все более очевидным становится прямо обратное – именно независимый внеблоковый статус Украины спровоцировал Россию на агрессивные действия, аннексию Крыма и войну на Донбассе».

Яхно-Белковская подчеркивает, что сегодня в Украине сложился консенсус основных политических сил относительно безальтернативности курса на евроатлантическую интеграцию. Этот курс поддерживается также экспертами и большинством украинцев. В июле грядет очередной саммит Альянса. К тому времени закон о нацбезопасности должны принять.

О законопроекте по нацбезопасности в контексте сотрудничества Украина-НАТОИтак, Верховная Рада проголосовала за…

Posted by Olesya Yakhno-Belkovskaya on 2018 m. balandis 5 d.

Закон о нацбезопасности: мнения «против»

Главными критиками законопроекта о нацбезопасности выступают бывшие соратники БПП по коалиции – фракция «Самопомощь».

Член фракции «Самопомощь» Тарас Пастух заявил, что сначала президент год саботировал принятие закона, а в итоге подал проект, которым расширяет свои полномочия.

Читайте также
По ком звонит «дело Бубенчика»

«Законопроект писался теми, чью деятельность он должен регулировать. Представьте себе на секунду, что закон о деятельности налоговой писали бы инспекторы налоговой. Мы, очевидно, получили закон, в котором легализуются маски-шоу, неограниченные права и нулевой контроль или декларативный за деятельностью этой службы, – отмечает нардеп. – Президентский законопроект написан в СНБО, членами которого являются те, на кого этот закон должен распространяться. И внесен президентом Украины, у которого де-факто в руках сконцентрирована вся власть. Риторический вопрос: готовы ли они написать законопроект, в котором вся деятельность Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Службы безопасности Украины и т.д. станет прозрачной и подотчетной народу? Готовы ли они написать закон, в котором обеспечат прозрачное расходование денег? Готовы ли они показать, за какие заслуги продаются генеральские должности, как у тех, у кого еще 3-4 года назад ничего не было, а сегодня появились состояния, о которых мечтают бизнесмены, которые имеют по 20 и более лет стажа?»

Вице-спикер Оксана Сыроид не просто поддержала однопартийца, но назвала обсуждаемый законопроект «мошенничеством на 35 страницах», подчеркнув, что закон, будучи принятым, «уничтожит украинские вооруженные силы окончательно».

«Вместо того, чтобы внедрить систему контроля и командования, которая позволила бы нам изменить систему управления, дожившую со времен Советского Союза, она цементируется, погружается в больший управленческий хаос. И это приведет к тому, что у нас в вооруженных силах не будет солдат, готовых воевать», – говорит Сыроид.

Закон о нацбезопасности: почему сейчас

На самом деле такой закон нужно было принимать еще вчера, но это не в стиле современной украинской политики.

Гром грянул в 2014 году, когда началась аннексия украинских земель и российское гибридное вторжение. Противостоять подобным атакам, которые продолжаются, расползаясь, как раковая опухоль, можно исключительно с помощью мощной системы нацбезопасности и верных союзников. Ни того, ни другого у Украины ранее не было. Сейчас, не без проблем, но это появляется.

Союзники не просто так давят на Украину с целью скорейшего принятия закона о нацбезопасности. Им важно получить дополнительные гарантии контроля и прозрачности в вопросе поставок в Украину оружия. «Фактически, США поставили перед Украиной четкие условия: хотите «джавелины», хотите другое летальное оружие – меняйте способ контроля и управления вооруженными силами. Они никому здесь не верят, и именно на это указывают многочисленные публикации в западной прессе о коррупции в военном секторе Украины», – пояснил изданию «Страна» собеседник в президентской партии.

Еще одна причина появления законопроекта именно сейчас – досрочное начало предвыборной кампании. По мнению ряда оппозиционных политиков, Порошенко и его соратники намерены сделать тему вступления Украины в ЕС и НАТО ключевой на грядущих президентских и парламентских выборах, ведь на экономическом и социальном фронтах положительные изменения присутствуют лишь в отчетах властьимущих, что не имеет ничего общего с реальным положением дел. Главным маркером происходящего является углубляющаяся пропасть между богатыми и бедными, мощнейший отток населения из страны, глубокий демографический кризис.

Читайте также
Майдан в Украине: эксперты рассказали о перспективах массовых акций протеста в стране

Впрочем, с реальной заботой о нацбезопасности – та же история. Сотрудник Евразийского центра Атлантического совета Андерс Аслунд называет энергосистему Украины одной из главных угроз для национальной безопасности страны. И подчеркивает, что значительной долей 11 украинских облэнерго из 24 владеет российский националист Александр Бабаков. «Мы заботимся из-за российских кибернападений об украинской энергосети, в то время как значительной ее частью владеет, контролирует и управляет враг», – подчеркивает Аслунд.

Он также отмечает, что значительная часть украинской энергосистемы принадлежит россиянину Константину Григоришину, который получил украинское гражданство. «Сейчас государство владеет миноритарными пакетами акций во многих облэнерго. Так как каждая из этих компаний на самом деле находится под контролем одного или двух крупных бизнесменов, правительство должно продать миноритарные пакеты по минимальной цене, установленной государством одному заинтересованному покупателю», – посоветовал аналитик.

Но наша власть никогда не умела слушать разумные советы. Зато прекрасно научилась править хорошие законы так, что они теряют свою суть. Сказать, какой закон о нацбезопасности мы получим на выходе, сейчас не может никто. Равно как предсказать укрепит или ослабит он Украину.

Поделиться в соц сетях
Оставить комментарий

Выбор редакции

Население Украины: катастрофическая демографическая ситуация

Министр иностранных дел Украины Павел Климкин внезапно обратил внимание на то, что миллион гражда...

2/10/2018

Нападения на активистов: как Украина теряет Одессу и другие регионы

Количество атак на активистов в Украине зашкаливает. Недавно вновь «отличилась» Одесса, где ситуа...

27/9/2018

Тимошенко представила новый экономический курс: сильные и слабые места

21 сентября лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко презентовала программу «Новый экономический курс»....

25/9/2018

Бедность в Украине: кто виноват и что делать

По итогам 2017 года уровень бедности в Украине вырос до 27%. Бедность в Украине: нищих становитс...

24/9/2018