Вторник, 23 октября, 2018

Большой аптечный передел: что будет с аптеками в Украине

Большой аптечный передел

После трёхлетнего моратория на проверку деятельности аптек, правительство решило всерьёз заняться переделом фармакологического бизнеса.

Рынок лекарств накануне аптечного передела

Читайте также
Пересадка органов в Украине: жизненное благо или смертельная опасность

Украина находится на втором месте в Европе по наибольшей концентрации аптек на душу населения. На первом месте Греция, где один аптечный киоск приходится на 1200 человек. У нас это количество несколько больше – одна аптека на 2000 жителей. В то время как в других странах Евросоюза средний показатель составляет 3500-4000 человек на одну точку, продающую медпрепараты. По словам директора аптечной сети Watsons Украина Евгении Шевчук, это обусловлено достаточно лёгким выходом на рынок лекарств, когда практически любой предприниматель может заняться этим бизнесом. Как следствие, чуть менее половины доли рынка занимают мелкие ЧП, на крупные сети приходится около 20%, а мегасетям принадлежит треть украинского аптечного бизнеса.

Год от года рынок лекарств в стране активно растёт и на сегодня он уже почти сопоставим с расходами государства на здравоохранение в целом. В госбюджете на 2017 год на нужды МОЗ было предусмотрено 62 млрд грн., а за аналогичный период времени украинцы оставили в аптеках 54,7 млрд грн. По сравнению с 2016 годом розничный рынок медпрепаратов стал больше на 19%. Число аптечных торговых точек в Украине достигло 20 500.

Как отмечает Евгения Шевчук, рентабельность аптечного бизнеса в Украине не так велика, как пишут в СМИ. Максимальная наценка на лекарства составляет 30-35%, а некоторые представители фармбизнеса называют и куда меньшие цифры в 0,3%.

Аптечный передел: что предлагают законодатели

В середине июля группа при профильном комитете ВРУ презентовала оперативно разработанный проект изменений №1199 в закон «О лекарственных средствах». В числе инициаторов правок достаточно мощный пул высокопоставленных чиновников. Включая экс-главу МОЗ Олега Мусия, председателя комитета по вопросам предпринимательства и антимонопольной политики Александру Кужель и первого вице-спикера Рады Ирину Геращенко. Правки поддержала глава профкомитета ВРУ по здравоохранению Ольга Богомолец. Это дало экспертам серьёзный повод подозревать, что за законопроектом стоит серьёзное лобби и вполне возможно ему дадут «зелёный свет».

Читайте также
Туберкулез в Украине: болезнь не первый год остается большой проблемой для страны

Законотворцы предлагают продавать медпрепараты исключительно в аптеках и аптечных пунктах, расстояние между которыми должно составлять 500 метров. Подобная практика давно работает в Венгрии, где между аптеками должно быть не меньше 300 метров, а в крупных населённых пунктах – не менее 250. Кто и как будет контролировать этот процесс в Украине неизвестно, но уже и так понятно, что воплотить в жизнь это будет не так легко. Взять, к примеру, аптечные заведения в Киеве, которых на январь 2018 года насчитывалось почти 1600. Исходя из того, что на 1 квадратном километре должна находиться только одна аптека, а площадь столицы составляет 839 квадратных километров, получается, что как минимум каждая вторая киевская аптека должна быть закрыта. Учитывая многолетнюю неравную борьбу мэрии с МАФами, до аптек руки у градоначальников могут так и не дойти. К тому же не стоит забывать, что запрет – наилучшая почва для коррупции.

Серьёзные перемены ожидают физлиц. Им могут запретить открывать более одной аптеки и вообще заниматься любой другой хозяйственной деятельностью. Кроме того, для открытия бизнеса нужно будет иметь степень магистра в категории «Фармация», а для работы с лекарствами понадобится сертификат провизора-специалиста. На приведение своего аптечного хозяйства к новым требованиям ФЛП даётся 3 месяца и ещё год на то, чтобы стать провизорами. Сдать экстерном 5 курсов ВУЗа и пройти год интернатуры – задача невыполнимая, так что для «бездипломных» физлиц это означает или автоматическое закрытие, или покупку фальшивого диплома. Также существует риск, что сельская местность, где, как правило, лекарства продают предприниматели без квалификации, может оказаться вообще без аптек. Ведь не каждая крупная сеть захочет открываться в сёлах и ПГТ.

В составе юрлица должно быть не менее трёх основателей, не состоящих в других компаниях и ФЛП и отвечающих всем перечисленным требованиям.

Юридическим лицам количество точек розничной торговли на область могут ограничить до 4 единиц, а производителям лекарств – до 8. По мнению нардепа Олега Мусия, это поможет поддержать отечественного производителя. Впрочем, эти ограничения не так тяжело обойти и схем для этого хватает. К примеру, можно закрыть свое старое предприятие и открыть новое, зарегистрированное на подставных лиц.

Также инициаторы законопроекта отметили, что могут добавить в перечень норму об обязательном наличии рецепта на большинство медпрепаратов, включая леденцы от кашля. По их мнению, это поможет бороться с самолечением, часто вредящим здоровью украинцев. Насколько эффективно это искоренит доморощенных докторов неизвестно, а вот то, что ажиотаж и очереди к врачам от такого «покращення» увеличатся в разы не вызывает сомнений.

Цель аптечного передела – монополизация рынка

В Ассоциации международных фармпроизводителей положительно отметили стремление правительства к улучшению профессионального уровня работников аптек. Из существенных минусов инициативы они назвали отсутствие положений о торговле лекарствами через интернет. Впрочем, эта статья бизнеса находится под запретом не только у нас, но и в большинстве стран Евросоюза.

Читайте также
Александр Линчевский: онкобольных лечить нет смысла. Как чиновник поплатится за свои слова

Что касается отечественных экспертов, то они обратили внимание на отсутствие в законе действительно важных положений, регулирующих ценообразование и доступность лекарств. Тем более, что программа Гройсмана «Доступні ліки» привела лишь к небольшому падению цен на лекарства (в среднем на 6,5%), а согласно прошлогоднему соцопросу, для 55% украинцев медпрепараты являются непозволительной роскошью.

Президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк также отмечает, что авторы законопроекта обошли вниманием отсутствие в нашей стране около 30% лекарств, успешно используемых в Европе, а также необходимость подтверждения терапевтической эквивалентности для каждого медикамента.

Несмотря на заявления законотворцев о защите интересов малого бизнеса и борьбе с монополистами, представленный документ наоборот бьёт по частникам и усиливает позиции крупных сетей. Тенденция к сокращению количества небольших аптечных предприятий прослеживается давно и, похоже, что принятие изменений в закон «О лекарствах» существенно ускорит этот процесс.

«АМКУ признал, что уже идет монополизация рынка, и аптечные сети играют в этом большую роль. Это создает риски, препараты будут дороже, недоступнее, все идет в максимизацию прибыли», – резюмирует Сердюк.

Большой аптечный передел: кто на этом заработает

Основным выгодополучателем от продажи лекарств являются посредники между заводами-производителями и реализаторами медикаментов. Согласно прошлогодним исследованиям организации «Пациенты Украины», из 97 проанализированных препаратов около трети оказались гораздо дороже, чем в других странах ЕС. Причём цены на некоторые из них были завышены в 14 раз по сравнению со странами-референтами. Классическая схема «накручивания» стоимости выглядит так: завод-производитель продаёт препарат оффшорной компании, которая через цепочку таких же фиктивных фирм сбывает его с многократной наценкой конечному украинскому дистрибьютору. Ещё 5% к стоимости прибавляет таможенный сбор, свой процент забирают за хранение склады и сами аптеки.

В отличие от пока ещё нерегулированного аптечного бизнеса, вопрос с дистрибьюторами в Украине решён давно и прочно. 89% фармацевтического  рынка монополизировано тремя компаниями: «Вента» (14%), «Оптима-Фарм» (32%), «БаДМ» (43%). Деятельностью двух последних из них ещё пару лет назад заинтересовался Антимонопольный комитет Украины. В ходе затянувшегося расследования выяснилось, что «Оптима» и «БаДМ» в далёком 2010 году вступили в сговор с французским производителем лекарств Sanofi с целью агрессивного продвижения на украинском рынке продукции именно этой фирмы. Более дешёвые аналоги медпрепаратов продавались с высокой торговой наценкой, а в отношении французских лекарств действовали специальные условия продаж и предоставлялись скидки. Суммы, которые удалось выудить из карманов украинцев с помощью серии нехитрых манипуляций впечатляют. К примеру, препарат для сердечников «Кордарон» от Sanofi, импортируемый по цене 15,27 грн. за пачку, попадал в аптеки по цене 65,43 грн. Впрочем, фигуранты отделались лёгким испугом – «антимонопольщики» оштрафовали всех троих участников аферы на 139 млн грн. и закрыли дело.

Читайте также
Как глава Минздрава Ульяна Супрун борется с туберкулёзом в Украине

«БаДМ» и «Оптима-Фарм» на протяжении последнего десятилетия являются лидерами на рынке фармдистрибьюции и уверенно выигрывают государственные конкурсы вне зависимости от того, кто стоит у руля – «оранжевые», «регионалы» или команда Петра Порошенко.

Днепровскую компанию «БаДМ» с корнями, уходящими в кипрские оффшоры, возглавляют Александр Суходольский и Александр Дитятковский. Впрочем, поговаривают, что реальные бразды правления принадлежат члену попечительского совета еврейской общины Днепра Владимиру Бассу, который близок к Игорю Коломойскому, Виктору Пинчуку и Михаилу Киперману. Что касается «Оптимы», то её гендиректором является бизнесмен Андрей Губский – младший двоюродный брат экс-нардепа и крупного землевладельца Богдана Губского. Губский-старший в 90-е годы вместе с Виктором Медведчуком и братьями Суркисами входил в «киевскую семёрку», а позже стал замом лидера парламентской фракции БЮТ. Не исключено, что именно его знакомство с Юлией Тимошенко во времена её премьерства открыло дорогу «Оптиме» к многомиллионным тендерам МОЗ.

Как считает глава общественной организации «ФармРада» Елена Прудникова, сотрудничество с мелкими аптеками не выгодно монополистам, которых в первую очередь интересует большой объем продаж. Дистрибьюторы от лица производителей заключают с сетевыми аптеками так называемые маркетинговые договора, согласно которым они получают до 30% отката от проданного с минимальной наценкой товара.

По меньшей мере странно, что инициаторы проекта, говоря о необходимости адаптировать украинские законы под нормы ЕС, игнорируют опыт европейских стран. К примеру, в Польше маркетинговые договора и другие стимуляторы продаж в сфере фармбизнеса запрещены законом, что влияет на цену лекарств куда положительнее, чем любые другие ограничения.

Поделиться в соц сетях
Оставить комментарий

Выбор редакции

Новые градостроительные нормы: изменится ли что-то в Украине

Осень 2018 года стала весьма насыщенной для украинцев в плане нововведений. Среди последних стоит...

12/10/2018

Продажа «Кузницы на Рыбальском»: афёра или сделка года

Президент анонсировал продажу своего столичного актива – завода «Кузница на Рыбальском». Новым со...

12/10/2018

Судебная реформа в Украине: зарплаты, кадры, решения

Состояние судебной системы в Украине вот уже долгие годы вызывает постоянные нарекания украинцев ...

11/10/2018

Выборы-2019: Андрей Садовый решил податься президенты

В полку кандидатов в президенты Украины прибыло: вслед за мэром Глухова Мишелем Терещенко о своих...

10/10/2018