Вторник, 20 ноября, 2018

Смертность на дорогах Украины: почему количество жертв растет

Смертность на дорогах Украины

Украина является одним из лидеров среди европейских стран по количеству аварий. В тройке лидеров по ДТП – Киев, Харьков и Одесса.

Смертность на дорогах Украины: шокирующая статистика

Согласно официальным данным правоохранителей, каждый год на дорогах Украины гибнет не меньше 3,5 тыс. человек, травмируются – около 35 тыс. В Нацполиции отмечают, что ежедневно ДТП уносят более 9 жизней. Но данные правоохранителей не отображают реальную ситуацию, которая происходить на украинских дорогах.

Читайте также
Ситуация в Армянске: грозит ли городу участь «химического Чернобыля»

Журналист Всеволод Некрасов провел исследование, собрав статистику из разных источников. Он уверяет, что данные МВД и Государственной службы статистики, которыми пользуется Минздрав, существенно отличаются (в 2016 году разница данных от МВД и от Минздрава было около 50%). В 2017 году, по данным Патрульной полиции, погибло 3432 человека, тогда как по данным Госстата – 4529 человек. Статистика за последние 13 лет демонстрирует разницу в 16 тыс. погибших.

МВД считает погибшими в ДТП только тех, кто умер непосредственно на месте аварии. Госстат ведет статистику на основании врачебных и фельдшерских свидетельств о смерти, где указана причина смерти. Кроме того, мотивом для фальсификации может быть необходимость регулярно передавать руководству Нацполиции и МВД отчеты об эффективности работы в сфере обеспечения безопасности на дорогах.

Некрасов подчеркивает, что в авариях на дорогах в Украине за этот год погибли более 1,5 тыс. человек, за 2017 год – от 3,4 тыс. до 4,5 тыс., а за последние 15 лет – около 74 тыс. человек. Отмечается, что 76% травмированных в ДТП в Украине умирают на догоспитальном этапе. В странах ЕС – лишь 28%.

В Минздраве Украины признали: ДТП – первая по распространенности причина смерти молодежи 15-24 лет.

Смертность на дорогах Украины: ставка на штрафы

Кабмин и МВД видят решение проблемы в повышении штрафов.  Стоит отметить, что подавляющее большинство украинцев поддерживают такие инициативы. Согласно данным опроса Research & Branding Group (исследование проводилось 27 октября – 9 ноября 2017 года), 94% респондентов высказались за радикальное ужесточение наказаний за вождение в нетрезвом виде; 89% – за введение в действие системы автоматической фото-видеофиксации нарушений; 87% – за ужесточение системы штрафов за нарушение ПДД.

Посыл был услышан и уже с 27 сентября в Украине резко вырастут штрафы за нарушение правил дорожного движения. Так, превышение установленной нормы скорости более чем на 50 км в час обойдется теперь в 3,4 тыс. грн. штрафа (вместо 510 грн.), побег с места ДТП – в ту же сумму с «бонусом» в виде лишения водительских прав до шести месяцев.

Управление автомобилем без водительского удостоверения, или без категории «влетит» в 10,2 тыс. грн. А если водитель снова сядет за руль без прав, то в следующий раз заплатит уже 40,8 тыс.

Водителям, которые лишены права управлять транспортными средствами, но сели за руль, придется заплатить 20,4 тыс. грн. Повторное нарушение обойдется в два раза дороже.

 

Кроме того, полиция получает право составлять протоколы нарушений парковки даже без водителя. Еще правоохранителям разрешат эвакуировать машины, припаркованные в неположенных местах. При этом стражи порядка должны фиксировать свои действия на видео, или сфотографировать место нарушения. Штраф за неправильную парковку составит от 255 до 1,7 тыс. грн.

Смертность на дорогах Украины: дадут ремня

Читайте также
Убийство Захарченко: версии, причины, последствия

На подходе – еще одно ужесточение. Комитет по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности поддержал законопроект № 8492, который предусматривает повышение штрафов за не пристёгнутый ремень безопасности и отсутствие мотошлема с 51 до 850 грн. Аргументация всё та же – высокий уровень смертности и травматизма на дорогах Украины.

В свою очередь, правозащитники считают, что такой подход бьет по свободам человека.

«Использование ремня безопасности или шлема водителем определенного транспортного средства – это вопрос, который не касается безопасности других людей. Применение ремней безопасности или шлема касается безопасности исключительно самого человека. Человека, по сути, лишают выбора самим фактом того, что это сделали обязательным. Какое-то принуждение в вопросе, который не касается безопасности других людей, это, в принципе, неправильно. Это вечное противоречие между безопасностью и свободой», – считает адвокат Вадим Володарский, не исключая, что ужесточение штрафа «за ремень и шлем» снизит смертность на дорогах.

При этом пока не ясно, каким образом полиция намерена доказывать, был пристегнут человек или нет в момент движения. Что может обернуться массовым обжалованием штрафов «за ремень» в судебном порядке.

Смертность на дорогах Украины: правосудие хромает

Расследование практически всех громких ДТП, в которых оказались замешаны депутаты, чиновники, «мажоры» и их дети, завершилось без наказания виновных. Пасынок Дмитрия Фирташа Сергей Калиновский (в Киеве в  2007 году на спортивном BMW въехал в припаркованные «Жигули», погибли водитель авто и подруга самого Калиновского), бывший мэр Киева Александр Омельченко (дважды становился участником смертельных ДТП), экс-председатель Конституционного суда Юрий Баулин (в 2015 году на автодороге «Киев-Харьков» Toyota Camry под его управлением врезалась в Nissan – погибли три человека), сын нардепа Нестора Шуфрича (сбил мужчину на пешеходном переходе) – список можно продолжать до бесконечности.

Даже дело харьковчанки Елены Зайцевой, устроившей 18 октября 2017 года в Харькове ДТП, в котором погибли 5 человек , 6 пострадали, рассыпается. И хоть Зайцева в данный момент находится за решеткой, не факт, что ее удастся осудить. Недавно стало известно, что врач-нарколог Елена Федирко, которая осматривала водителя Lexus (Зайцеву) после смертельного ДТП уволилась с работы. По некоторым данным, она находится на неподконтрольной Украине территории.

Читайте также
ДТП на дорогах Украины: почему бездействует власть

Впрочем, от наказания уходят не только сильные мира сего и их подопечные. Статистика гласит, что за прошлый год в Украине было зарегистрировано 2984 уголовных производства по ДТП. В них погибло 3432 человека. В суд же, по данным пресс-службы Генпрокуратуры, было направлено лишь 670 дел о смертельных ДТП. Проанализировав ход переданных в суд уголовных производств за прошлый год, журналисты выяснили, что оглашено менее 280 приговоров по делам ДТП со смертельным исходом (от 3 до 10 лет тюрьмы).

В ГПУ поясняют: дела о ДТП требуют много времени для расследования. К тому же, 1092 уголовных производства по смертельным ДТП были закрыты из-за отсутствия состава преступления. Еще 909 участникам убийственных происшествий на дорогах объявлено подозрение.

Судьи и прокуроры жалуются на дефицит кадров, но ведь и коррупционную составляющую никто не отменял. Вот и выходят сухими из воды убийцы за рулем.

Адвокат, общественный деятель Наталия Ковалко поясняет: «Если в момент разбирательства появляются «новые факты», «договорняки» или же «важные властьимущие», тогда от «жесткого наказания» мы переходим в стадию «облегченного помилования». Так сказать, помахать пальчиком, сказать, что был не прав, и отпустить. Конечно, перед законом все равны, но ведь в любом правиле бывают исключения…»

По мнению Ковалко, безнаказанность, приводит к жутким последствиям. «Если государство не начнет выполнять свои непосредственные функции, то нас ожидает череда «автоврадиевок» в виде судов Линча на месте аварии. И начавшись однажды, этот процесс будет ой как сложно остановить в будущем, – предупреждает она. – Стоит задуматься над этим всем членам общества. Кого мы нанимаем на работу? А представителям власти пора начинать читать законы, правила, инструкции и уставы, выполнять их, а не имитировать бурную деятельность и пиариться тем, что является долгом, и за что мы с вами им платим зарплату».

Смертность на дорогах Украины: виноваты плохие дороги

Немалая часть аварий происходит из-за плохого состояния дорожно-транспортной инфраструктуры.

12 сентября, в ходе заседания Кабмина, премьер-министр Владимир Гройсман напомнил, что в этом году на строительство и реконструкцию дорог в Украине было выделено 47 млрд грн. Целенаправленно ли их используют в регионах, проверят аудиторы.

«Из этих 47 млрд грн. 11 млрд грн. мы передали местным органам власти, чтобы там, на местах, была проведена соответствующим образом качественная работа. Нужно понимать, что мы передали не только деньги, но и ответственность», – заявил премьер.

По его словам, в некоторых регионах нарушают технологии ремонта или неэффективно используют выделенный финансовый ресурс, что отражается на качестве дорог.

Читайте также
Мировой экономический кризис: зачем нас пугают финансовым апокалипсисом

«Поэтому было поручение Государственной аудиторской службе проверить каждую область, каждую дорогу… Через несколько недель мы получим уже окончательный отчет, который будет основанием для направления материалов в правоохранительные органы Украины», – заявил глава Кабмина, пообещав публично озвучить нарушения, которые обнаружат в регионах в сфере ремонта дорог. Он также сообщил, что в 2019 году на дорожное строительство выделят 56 млрд грн.

Генпрокурор Юрий Луценко 12 сентября поделился сообщением: «На взятке в 300 тыс. грн. прокуратура и Нацполиция задержали директора Волынского автодора. Хотел написать как всегда: Закон и Справедливость. Но честно: задолбали».

В свою очередь, Министерство регионального развития рассматривает возможность включения в обновленные Государственные строительные нормы (ГСН) шумовую и световую разметку на дорогах. Об этом сообщил замминистра Лев Парцхаладзе на своей странице в Facebook, уверяя, что это повысит безопасность движения.

Он напомнил, что с 1 сентября 2018 года вступили в силу ГСН, содержащие ряд обновлений в разделе строительства улиц и дорог.

«В нем есть множество важных изменений для повышения безопасности на дорогах, в частности возможность сужения ширины полос, обязательное обустройство островков безопасности на нерегулируемых переходах и защитных столбиков на остановках и тому подобное. Мы не останавливаем эту работу, проводим много консультаций и обсуждений для получения в дальнейшем предложений, которые могут быть воплощены в новых ГСН», – подчеркнул он.

Смертность на дорогах Украины: неисправные авто

Еще одна беда – состояние маршруток и междугородних автобусов. Недавняя проверка перевозчиков Государственной службой по безопасности на транспорте (Укртрансбезопасность) выявила, что каждое третье транспортное средство, которым перевозят пассажиров в Украине, не имеет права выходить на маршрут.

Самые распространенные нарушения – это трещины лобового стекла, неработающие фонари и звуковые сигналы, отсутствие огнетушителей, не пройденный техосмотр.

Министерство инфраструктуры уже разработало проект, согласно которому в Украине будут введены новые запреты, касающиеся перевозки пассажиров на автобусах, а также ориентированные на повышение уровня безопасности.

Читайте также
Почему не летают самолеты: постоянные проблемы с авиакомпаниями в Украине

Так, с 1 января 2019 года запрещается использование транспортных средств для перевозки пассажиров с количеством мест для сидения более 9 (с местом для водителя включительно), не оборудованных тахографами (контрольное устройство, устанавливаемое на борту автотранспортных средств, для регистрации скорости, режима работы, отдыха водителей и других членов экипажа). Исключением из этого правила будут транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров на маршрутах, протяженность которых не превышает 50 км и с максимально разрешенной скоростью 40 км/ч.

С января 2020 года предлагается запретить использование для пассажирских перевозок автобусов, переоборудованных из грузовых транспортных средств. Исключение сделают для переоборудованных автобусов категории М2 по конструкции, предусмотренной исключительно для перевозки сидящих пассажиров на нерегулярных маршрутах протяженностью до 80 км при наличии сертификата соответствия колесного транспортного средства.

С 1 января 2021 года предлагается запретить использование транспортных средств, не оборудованных ремнями безопасности, для перевозки пассажиров, за исключением транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров на городских маршрутах.

Смертность на дорогах Украины и реформы

Одной из причин роста аварий на дорогах называют реформу полиции. Например, полицейская из Одессы Зоя Мельник сообщила, что у стражей дорого до сих пор нет сертифицированных приборов для фиксации нарушения скоростного режима, что не позволяет полноценно выполнять работу.

«За 4 года мы не оштрафовали за превышение скорости ни одного водителя. Вы не найдете ни одного постановления по этому нарушению. У нас до сих пор нет регистраторов и, согласно закону, мы ничего не можем сделать «с гонщиками». Любые аматорские способы зафиксировать нарушение: будь то съемка спидометра или видео с камер, зачастую просто разваливаются в суде. Потому что суд принимает только данные с сертифицрованных приборов, которых у нас нет», – пояснил на условиях анонимности представителям «Украинской службы информации» источник в полиции.

Смертность на дорогах Украины: что делать

«Штрафы драконовские ввели, скорость ограничивали, ПДД меняли так и эдак, гаишников-взяточников выгнали, камеры с радарами тысячами ставят – ничего не помогает. Ситуация со смертями на дорогах только ухудшается. Причины известны всем и каждому, методы борьбы тоже – результата нет! – отмечает главный редактор газеты «Украина-Центр», журналист Ефим Мармер. – Выход на самом деле только один: комплексное решение проблемы. Каждая заинтересованная и дееспособная структура власти и общества должна немедленно подготовить и внедрить свои предложения. И это первое, чем должны озаботиться народные депутаты после выхода из отпуска. Кстати, наши избранники, обладающие гигантским суммарным автопарком, вносят немалую лепту в статистику ДТП».

Мармер подчеркивает, что вопросы, которые нужно решить законодательно, очевидны и не требуют месяцев на проработку: безапелляционная конфискация прав и авто у пьяных и обкурившихся водителей, отмена амнистий и условно-досрочных освобождений для «дорожных» убийц, лишение прав за два-три грубых нарушения ПДД.

«Да, это жестко. Да, полетят неизбежные щепки. Но это необходимо! Сможем переломить тенденцию, уберем с дорог убийц – можно ослабить прессинг, – отмечает журналист. – Кабмин и правоохранители должны организационно-технически сделать безопасными перекрестки и пешеходные переходы. Все способы хороши: обязательные отбойники на остановках, светофоры с безопасным режимом переключения, пониженная скорость пересечения пешеходных переходов, особый режим движения в людных местах».

Кроме того, Мармер считает необходимым учредить во всех городах чрезвычайные комиссии по снижению аварийности на дорогах с широкими полномочиями.

Читайте также
Украина хочет вернуть ядерный потенциал: насколько это реально

«Для начала необходимо создать карту опасных участков и разработать мероприятия по каждому из них. Организовать работу доступного колл-центра, куда участники дорожного движения могли бы передавать информацию о состоянии дорог и прочих опасностях. Резко снизить въезд фур на городские улицы, убрать мешающие движению «самостийные» стоянки, переловить ночных гонщиков. Много чего можно сделать, не дожидаясь указаний из столицы и инициатив полиции», – уверен журналист.

Среди мер по снижению смертности на дорогах Украины, которые предлагают автоэксперты, общественники и адвокаты, специализирующие по делам, связанным с ДТП:

— делегирование функции глубокого анализа статистики ДТП научным организациям;
— привлечение интеграторов мирового уровня для внедрения системы «Безопасный город», в рамках которой в местах концентрации ДТП будут установлены системы фото- и видео-фиксации фактов нарушения ПДД (частично перекликается с предложением Мармура);
— внедрение автоматической системы наложения штрафов за нарушения ПДД, зафиксированные средствами фото- и видеофиксации;
— создание общедоступного онлайн-ресурса для проверки автомобиля и водителя на предмет количества выписанных штрафов за нарушение ПДД, типа нарушений, количества неоплаченных штрафов;
— внедрение принципа увеличения стоимости полиса ОСАГО для нарушителей ПДД.

Поделиться в соц сетях
Оставить комментарий

Выбор редакции

Новые градостроительные нормы: изменится ли что-то в Украине

Осень 2018 года стала весьма насыщенной для украинцев в плане нововведений. Среди последних стоит...

12/10/2018

Продажа «Кузницы на Рыбальском»: афёра или сделка года

Президент анонсировал продажу своего столичного актива – завода «Кузница на Рыбальском». Новым со...

12/10/2018

Судебная реформа в Украине: зарплаты, кадры, решения

Состояние судебной системы в Украине вот уже долгие годы вызывает постоянные нарекания украинцев ...

11/10/2018

Выборы-2019: Андрей Садовый решил податься президенты

В полку кандидатов в президенты Украины прибыло: вслед за мэром Глухова Мишелем Терещенко о своих...

10/10/2018