Среда, 21 ноября, 2018

Платные дороги от Омеляна: за что и сколько будем платить

Платные дороги в Украине

Министр инфраструктуры заломил невиданную для Европы цену за проезд по дорогам, которых еще нет.

Платные дороги в Украине: и снова Омелян

Министр инфраструктуры Владимир Омелян без преувеличения является одним из главных ньюзмейкеров страны. Похоже, что к его излюбленным темам – про гиперлуп, 50 аэропортов и отмену железнодорожного сообщения с РФ – добавилась еще одна: платные дороги в Украине.

Читайте также
Остановка железнодорожного сообщения с Россией: насколько реальна инициатива Омеляна

При этом министра не слишком волнует то обстоятельство, что в Украине нет не только самих автобанов (если не считать 19 км дороги, ведущей из Киева в аэропорт «Борисполь»), но и даже конкретных предложений по их строительству. С ценой проезда он уже практически определился: один километр по платным автобанам по версии Омеляна может составить 20-70 евроцентов, что при курсе 33 грн. за евро эквивалентно 6,60-23,10 грн.

«В случае Украины, европейских стран, где практикуется платные автобаны, стоимость километра проезда будет варьироваться между 20-70 евроцентов. Сейчас идет дискуссия, – цитируют Омеляна украинские СМИ. – По платным дорогам мы сможем говорить утвердительно только после того, как будет проведен тендер и будем понимать, какая компания выиграла, на каких условиях».

По словам транспортного эксперта Александра Кавы, есть два типа платных дорог – государственные и концессионные. Государственные платные дороги чаще всего представляют собой длинные магистрали – сто километров и более. В этом случае государство ищет дополнительные источники наполнения дорожного фонда в виде взимания платы за проезд.

Что касается концессионных дорог, то они строятся за счет инвестора. Как правило, эти дороги гораздо короче, но при этом имеют ряд преимуществ перед бесплатными дорогами, прежде всего, более высокий скоростной режим.

В Украине речь идет о строительстве концессионных дорог, но, как уже говорилось выше, ни один конкретный проект пока не утвержден.

Тем не менее, кандидат на первый платный участок уже озвучен: им, по словам Омеляна, станет отрезок дороги между Львовом и Краковцем.

«Это должна быть платная дорога. И я надеюсь на то, что если тендер пройдет успешно, мы будем иметь начало строительства уже в 2019 году», – отметил министр инфраструктуры.

Читайте также
ДТП на дорогах Украины: почему бездействует власть

Впрочем, здесь есть один нюанс, о котором министр предпочел умолчать. А заключается он в том, что пограничный пункт пропуска «Краковец» имеет низкую пропускную способность. Так что водителю просто нет смысла ехать от Львова до Краковца по платной дороге, экономя менее получаса, а потом часами стоять на границе в ожидании своей очереди. В результате этот участок инвестору не слишком интересен, и сможет его заинтересовать разве что после того, как на КПП будет организована ускоренная процедура прохождения границы.

Кроме того, министерство начало подготовку технико-экономической документации для платного автобана Киев – Белая Церковь, и этот участок эксперты называют действительно перспективным. Ведь он, во-первых, будет короче существующего, во-вторых, будет иметь скоростной режим в 130 км/ч, и, наконец, в-третьих, будет начинаться в Киеве от Столичного шоссе, где нет пробок.

Платные дороги в Украине: 3 способа оплаты

Но вернемся к денежному вопросу. Озвученная Омеляном сумма в 20-70 евроцентов за километр вызвала полное недоумение и в обществе, и в экспертной среде.

«Тарифы проезда по платным дорогам в числе прочего должны учитывать платежеспособность населения, – отметил в комментарии МаркерУА экономист Андрей Мартынюк. – Но министр действует с точностью до наоборот, озвучивая цены, о которых даже в Европе слыхом не слыхивали! В большинстве европейских стран стоимость километра платной дороги составляет в среднем 10 евроцентов, так что Владимир Омелян озвучил тарифы, превышающие среднеевропейские в 2-7 раз».

В то же время транспортный эксперт Василий Шевченко отмечает:  использовать опыт других стран по взиманию платы за проезд Украине будет довольно сложно по одной простой причине: единого для всех опыта просто нет.

В Европе есть три способа оплаты дорог.

Читайте также
Крымский мост: к чему приводят антироссийские санкции

Способ первый: предварительная оплата конкретных участков

Водитель платит фиксированную сумму за проезд по платным тоннелям, мостам или участкам дорог на въезде.

Способ второй: оплата по факту

На въезде на платный участок водитель получает специальный талон, в котором зафиксировано место въезда на платный участок, а при съезде с него он платит сумму в зависимости от пройденного расстояния.

Способ третий: за все дороги страны

В этом случае при въезде в страну водитель приобретает специальную наклейку (виньетку), которая действует определенный период времени, в среднем, от 7 до 30 дней. Виньетка наклеивается на лобовое стекло, после чего водитель может спокойно ездить по всей стране, выезжая на скоростные магистрали. В среднем стоимость проезда составляет 1-1,5 евро в сутки.

«Для Украины была бы оптимальной система оплаты по всем дорогам, – считает Шевченко. – Хотя бы потому, что все наши дороги находятся в не самом лучшем состоянии и требуют ремонта. Изначально они были рассчитаны на 6,5 тонн нагрузки, а потом в один момент разрешенную нагрузку увеличили вдвое, а покрытие дорог осталось прежним. И сегодня на украинских дорогах делают капремонты, но в большинстве случаев технико-экономическая документация отсутствует. И новые дороги опять-таки рассчитаны на 6,5 тонн нагрузки, и снова быстро приходят в негодность».

Платные дороги в Украине: опыт соседей

Возможно, Украине смог бы пригодиться опыт соседних России и Беларуси, где, кстати, цены вполне приемлемы. Например, на трассе Киев-Москва есть 50-километровый участок платной дороги, стоимость проезда по которому составляет 130 рублей, что по нынешнему курсу эквивалентно 55 грн. То есть стоимость километра составляет примерно 1 гривну – как говорится, почувствуйте разницу.

Украинцы, которые часто ездят по дорогам Беларуси, подметили два нюанса тамошних платных дорог. Во-первых, они платные только для иностранцев – белорусы по своим дорогам ездят бесплатно. Во-вторых, платными являются только крупные магистрали и все подъезды к Минску. А по большинству белорусских дорог пока все же можно ездить без лишних расходов.

Читайте также
Авиапромышленность Украины: есть ли шанс подняться в небо

Бесплатность для «своих» выглядит необычайно привлекательно, и украинцы не отказались бы от такого варианта для себя. Но, говорит Василий Шевченко, Украине белорусский вариант не подходит.

«Та же дорога на Москву в Беларуси была построена на кредитные деньги международных организаций, поэтому белорусам не нужно окупать ее строительство, – поясняет эксперт. – А денег, собранных за проезд, им на текущее обслуживание хватает. В Украине же ситуация совершенно другая. Во-первых, наша страна больше и дорог у нас больше. Во-вторых, как говорилось выше, практически все они требуют ремонта. В-третьих, нужно еще понимать, кто будет ремонтировать старые и строить новые дороги, на каких условиях и как быстро он захочет свои вложения окупить».

Эксперт напоминает, что в прошлом году было принято решение передать обслуживание некоторых дорог администрациям, но сегодня уже видно, что надежды на местные власти не оправдались. Оказалось, что администрации не могут быть хозяевами: у них нет опыта, нет умений и, самое главное, нет интереса строить дороги. Кроме того, с трудом наберется всего десяток компаний, которые имеют возможность строить магистральные дороги в Украине, из которых половина – с иностранным капиталом. И эти компании занимаются, в основном, капремонтами, а реальное строительство новых дорог составляет буквально пару километров в год.

Поделиться в соц сетях
Оставить комментарий

Выбор редакции

Новые градостроительные нормы: изменится ли что-то в Украине

Осень 2018 года стала весьма насыщенной для украинцев в плане нововведений. Среди последних стоит...

12/10/2018

Продажа «Кузницы на Рыбальском»: афёра или сделка года

Президент анонсировал продажу своего столичного актива – завода «Кузница на Рыбальском». Новым со...

12/10/2018

Судебная реформа в Украине: зарплаты, кадры, решения

Состояние судебной системы в Украине вот уже долгие годы вызывает постоянные нарекания украинцев ...

11/10/2018

Выборы-2019: Андрей Садовый решил податься президенты

В полку кандидатов в президенты Украины прибыло: вслед за мэром Глухова Мишелем Терещенко о своих...

10/10/2018