Среда, 12 декабря, 2018

Крымский мост: долгосрочная головная боль России

Крымский мост

С наступлением мая приближается церемония открытия транспортного моста через Керченский пролив, который должен соединить российское побережье Кубани с аннексированным Крымом. Даты открытия моста постоянно сдвигаются в связи с тем, что строительство объекта ещё не завершено. В марте некоторые российские блогеры с уверенностью утверждали, что мост готов и осталось завершить косметические работы, а его ввод в эксплуатацию ожидается 9 или 15 мая. В начале апреля председатель «Ассоциации грузовых перевозчиков и экспедиторов Крыма» Анатолий Цуркин сообщил, что 9 мая будет открыто движение по крымскому мосту для автомобилей и автобусов. Железнодорожное сообщение планируется запустить в 2019 году.

Читайте также
Крым спустя 4 года после оккупации: грандиозные стройки, надежды и уверенность крымчан

Однако, после того, как в двух местах треснула одна из опор моста посередине Керченского пролива, открытие перенесли на конец мая без указания точных дат. Всё же россияне не оставляют надежд превратить церемонию открытия моста в грандиозное шоу с участием своего президента. В конце апреля сообщалось, что в церемонии открытия моста может принять участие лично Владимир Путин и первым испытать конструкцию на прочность. Предполагалось даже впервые испытать на мосту новый представительский российский автомобиль проекта «Кортеж». При любых обстоятельствах, мост через Керченский пролив принесёт России не меньше хлопот, чем Украине.

Проклятие крымского моста

По иронии судьбы конструкция построенная компанией «Стройгазмонтаж» российского олигарха Аркадия Ротенберга это далеко не первый мост, с помощью которого планировалось соединить Кубань и Крым. Попытки построить мост через Керченский пролив предпринимались сто лет назад и все они были обречены на провал. Вопрос строительства моста прорабатывался в Британской и Российской империи в конце 19 — начале 20 вв. Однако, реализации данных проектов помешала чрезмерно высокая стоимость, Русско-японская война 1904-05 гг., а затем Первая Мировая война 1914-18 гг.

Когда Крым находился под оккупацией гитлеровцев в годы Второй Мировой войны, то они наладили транспортное сообщение между полуостровом и Таманью с помощью монорельсовой подвесной дороги, которая была построена в 1942-43 гг. Немцы вбили сваи в дно пролива и подвесили рельс, прикрепили к нему контейнеры на роликах для доставки грузов. Монорельсовая дорога разводилась в стороны для прохода кораблей. По данной переправе осуществлялась доставка топлива, вооружений и боеприпасов, стройматериалов и других грузов. Рейхсканцлер Адольф Гитлер хотел построить полноценный железнодорожный мост через Керченский пролив, чтобы перебрасывать танки и сократить расстояние при наступлении на Кавказ. Немцы запасались необходимыми материалами для начала строительных работ. Однако, построить мост они так и не успели из-за наступления советских войск. Немцы взорвали монорельсовую переправу в декабре 1943 г., когда СССР начал наступательную операцию в Крыму и высадил свои десанты в Керчи.

Дело немцев продолжили советские инженеры, которые за полгода построили мост из бетона, железа и дерева через Керченский пролив к годовщине октябрьского переворота (к 7 ноября 1945 г.). Тогда же через мост начали переправлять первые грузы. Длина советского моста составляла 4,5 км, ширина около 3 метров. В конструкции присутствовали два разводных пролёта для обеспечения прохода крупнотоннажных судов. Однако прослужило это «творение» чуть больше двух месяцев. В феврале 1945 года мост был повреждён во время сильного шторма. Волны гнали ледяные глыбы из Азовского моря, которые разрушили 46 из 111 опор моста. Советские строители не успели довести мост до ума и построить значительное количество ледорезов.

К идее строительства моста через Керченский пролив СССР вернулся в 1947 году. Генсеку СССР Иосифу Сталину был представлен проект так называемого «Царь-моста»: двухъярусного сооружения с автотрассой и двумя путями железной дороги. Хоть Сталин и дал добро на реализацию амбициозного проекта, построить мост так и не удалось. Во время установки опор они проваливались в грунт на дне Керченского пролива. После нескольких месяцев безуспешных попыток начать строительство моста, проект свернули и организовали паромную переправу через Керченский пролив, которая используется до сих пор.

Значение крымского моста

Жизненно важной необходимости в мосте через Керченский пролив в мирное время никогда не было. Все необходимые грузы доставлялись в Крым через территорию Украины, хоть это и занимало больше времени. В связи со сложностями строительства моста, овчинка выделки не стоила. Как и сам Крым, который был обузой для народного хозяйства РСФСР. Недаром, генсек СССР Никита Хрущёв передал Крым в состав УССР. С территории Украины было гораздо проще организовать обеспечение полуострова пресной водой и всеми необходимыми грузами через Перекопский перешеек.

Читайте также
Россию официально признают ответственной за оккупацию Донбасса

С приходом ко власти в РФ Владимира Путина, интерес к строительству моста через Керченский пролив начал возрождаться. В 2008 году, задолго до аннексии Крыма, проектирование и строительство моста через Керченский пролив было включено в транспортную стратегию РФ до 2030 года. В декабре 2013 года правительство РФ и Кабмин Украины подписали соглашение о совместных действиях по организации строительства транспортного перехода через Керченский пролив. Мост через Керченский пролив имеет сугубо идеологическое значение, поскольку физически демонстрирует единство России и Крыма, несмотря на то, что полуостров был аннексирован и по-прежнему остаётся частью Украины в правовом поле.

Россияне создают наглядную видимость того, что якобы Крым принадлежит им. В какой-то степени, Путин использовал строительство моста как имиджевый ход, чтобы предстать как продолжатель дела Сталина. Так или иначе, но в РФ зачастую сравнивают Путина с вождём народов и оправдывают террор эпохи сталинизма. Современная российская история преподносит Сталина как «эффективного менеджера».

Мост через Керченский пролив станет инструментом дальнейшей ассимиляции Крыма в составе Южного федерального округа РФ. Мост поможет наладить автомобильное сообщение с другими регионами округа. За счёт этого на полуострове ожидается снижение цен на завозимые товары из РФ. Российские власти рассчитывают на то, что крымский мост повлияет на увеличение притока российских туристов в Крым.

Негативные последствия строительства крымского моста

С первого взгляда может показаться, что Украина является единственной пострадавшей стороной из-за строительства моста через Керченский пролив. Строительство данного моста ухудшило морскую торговлю украинских приазовских портов Мариуполя и Бердянска. Из-за арки моста проходить через Керченский пролив смогут суда не более 33 метров в высоту и 160 метров в длину. Такие ограничения неприемлемы для Мариупольского торгового порта, поскольку теперь 144 судна не смогут туда заходить. Из-за действий России, Мариуполь теряет 43% переработки грузов. В Азовское море смогут заходить суда грузоподъемностью не более 10 тыс. т. Украинские порты Приазовья не смогут принимать крупные океанические суда, которые осуществляют межконтинентальные морские перевозки, а ограничиваться теми судами, которые ходят в Чёрном и Средиземном море.

В тоже время крымский мост несёт риски и для России. Мост может спровоцировать пробки в населённых пунктах Крыма из-за резкого увеличения транспортного потока и неприспособленности к этому местных дорог. Председатель регионального отделения «Российского союза туристической индустрии в Крыму и Севастополе» Борис Зелинский считает, что мост спровоцирует транспортный коллапс, из-за чего большинство автомобилистов продолжат пользоваться паромной переправой. По мнению Зелинского, поездка в Крым через мост позволит сэкономить не более получаса.

Читайте также
Перепись населения в Украине: важность и опасность решения Кабмина

На побережье Азовского моря расположены российские морские порты Таганрог, Темрюк, Азов, Кавказ, Ейск, которые также столкнуться с похожими проблемами, как и украинские порты.

Из-за моста понесут ущерб зарубежные судовладельцы и грузовладельцы, которые работают с приазовскими портами. Россия создаёт неудобства не только для себя и Украины, но и для иностранных фирм.

Украина может использовать это как повод, чтобы аргументировать целесообразность ввода новых санкций за то, что Россия препятствует свободе международного судоходства, созвать международный арбитраж по вопросу закрытия и демонтажа моста. Как и в 1944 году, крымский мост строили на скорую руку. Поэтому его качество оставляет желать лучшего. Об этом говорят недавние трещины на одной из опор. Если на мосту произойдёт авария или его часть обрушиться и пострадают иностранные моряки, то международное сообщество может потребовать от России разобрать данное сооружение.

Поделиться в соц сетях
Оставить комментарий

Выбор редакции

Новые градостроительные нормы: изменится ли что-то в Украине

Осень 2018 года стала весьма насыщенной для украинцев в плане нововведений. Среди последних стоит...

12/10/2018

Продажа «Кузницы на Рыбальском»: афёра или сделка года

Президент анонсировал продажу своего столичного актива – завода «Кузница на Рыбальском». Новым со...

12/10/2018

Судебная реформа в Украине: зарплаты, кадры, решения

Состояние судебной системы в Украине вот уже долгие годы вызывает постоянные нарекания украинцев ...

11/10/2018

Выборы-2019: Андрей Садовый решил податься президенты

В полку кандидатов в президенты Украины прибыло: вслед за мэром Глухова Мишелем Терещенко о своих...

10/10/2018