Суббота, 22 сентября, 2018

Hyperloop в Украине. Мечта или реальность

Hyperloop в Украине

21 февраля 2018 года на официальном аккаунте министра инфраструктуры Украины Владимира Омеляна появилось интригующая фраза «Hyperloop в Украине» и обещание рассказать на ближайшем брифинге все подробности запуска революционного проекта.

Что такое Hyperloop и насколько возможен его запуск в Украине разбирался Marker-ua.

Hyperloop в Украине: гибрид «Конкорда», аэрохоккея и рельсотрона

Инициативу со строительством самого быстрого наземного транспортного средства в мире выдвинул всемирно известный изобретатель и миллиардер Илон Маск в 2012 году. Это должна быть альтернатива правительственному проекту высокоскоростной железной дороги между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско, который обойдётся американским налогоплательщикам в 68 млн. долл. Изобретатель подчеркнул, что его проект обойдётся гораздо дешевле и будет представлять собой нечто среднее между сверхзвуковым пассажирским самолётом «Конкорд», рельсотроном, аэрохоккеем, а скорость принципиально нового вида транспорта будет достигать от 480 до 1220 км. в час.

В обнародованной годом позднее концепции, проект представлял собой пассажирскую или грузовую капсулу на воздушной подушке, курсирующую в трубе с разреженным воздухом,  наподобие поезда метро с интервалом движения в 30 минут. Размер пассажирской капсулы – 1,35 м на 1,1 м, грузовой — 4 кв. м в лобовой проекции. По задумке Маска, вся система должна будет приводиться в движение с помощью электроэнергии от солнечных батарей. Заявленная цена проекта составляет 7,5 млрд. долл. Система должна окупиться в течение 20 лет при условии, что стоимость билета составит 20 долл., а продажа излишков электроэнергии будет приносить ещё 25 млн. долл. ежегодно.

Стоит отметить, что идея перемещения капсулы в замкнутой трубе не новая и первые попытки использовать этот принцип предпринимались со середины XIX века. Поезд, приводимый в движение силой сжатого воздуха и электромагнитами, описывал ещё Жюль Верн в своём романе-антиутопии «Париж в XX веке», а в 2009 году, после почти двадцатилетней разработки, в виду нехватки финансирования был закрыт проект по созданию скоростного вакуумного поезда, который должен был соединить несколько городов Швейцарии.

Компьютерное моделирование показало, несмотря на то, что проект Маска можно воплотить в жизнь, он требует серьёзной доработки. Критики обратили внимание на подозрительно низкую стоимость постройки «гиперпетли», сложность сохранения равномерного давления внутри трубы, а также крайне жёсткие требования к её конструкции. Так, изобретатель Джеймс Пауэлл заявил, что любая неровность внутренней поверхности размером более 0,75 мм может привести к катастрофе. Кроме того, были высказаны опасения по поводу маленьких размеров капсулы, где пассажирам придётся выдерживать перегрузки, в 2-3 раза превышающие показатели при взлёте и посадке рейсового авиалайнера.

Hyperloop в Украине и других странах мира

Пока до запуска рабочей модели Hyperloop ещё далеко, но над дальнейшим усовершенствованием проекта работает несколько конкурирующих между собой команд.

Команду Hyperloop Transportation Technologies Inc. (HTT) возглавили сооснователь краудсорсинговой платформы JumpStartFund Дирк Алборн и президент SpaceX Гвинн Шотвелл. В НТТ на добровольной основе трудится около 200 сотрудников американских университетов и крупных авиастроительных корпораций, рассчитывающих на свою долю прибыли от реализованного проекта. Компания анонсировала строительство ветки между столицами Австрии, Словакии и Венгрии, а также строительство «гиперпетли» в Южной Корее. Однако, о сроках реализации пока ничего не известно, а в реальных планах – постройка 8 км тестовой вакуумной трубы в Калифорнии. 100 млн. долл. на её возведение ещё предстоит насобирать.

путешествие пассажиров в трубе

Virgin Hyperloop One – компания, основанная Шервином Пишеваром (крупным спонсором Демократической партии США) который сумел привлечь на свою сторону влиятельных партнёров и «гуру Space» инженера Кевина Брогана. В компанию было вложено около 250 млн. долл. инвестиций, из которых 80 млн. долл. ушло на строительство собственной вакуумной магистрали длиной в полкилометра. Пока максимальная скорость капсулы составляет 387 км/ч, но создатели уверены – если магистраль продлить до 2 км, скорость возрастёт до сверхзвуковой.

Среди влиятельных инвесторов Virgin Hyperloop One – российский венчурный фонд Caspian VC Partners, презентовавший в РФ план пятилетнего строительства 65 -километровой ветки по маршруту Хуньчунь (Китай) – порт Зарубино. Инвестиции оцениваются в 30-40 млрд. рублей.

Компания самого инициатора «гиперпетли» SpaceX ушла дальше всех своих конкурентов и уже получила официальное разрешение на строительство полноценной подземной трассы протяжённостью 16,5 км между окраиной Балтимора и Ганновером (штат Мэриленд). В дальнейшем планируется продлить тоннель до Вашингтона, на что уже получены разрешительные документы.

Свою заинтересованность проектом выражают и такие страны, как Китай, Финляндия, Канада, Индия.

Hyperloop в Украине: наш ответ Илону Маску

О том, что Украина не собирается отставать от мировых трендов, министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил во время анонсированного в Twitter брифинга. Омелян отметил, что уже получил поддержку Национальной академии наук Украины, «Укроборонпрома», компании Южмаш, Каховского завода электросварочного оборудования, «Интерпайпа», КП «Агентство развития Днепра», Украинского института будущего, консалтинговой фирмы Octagonal Corporation и Платформы развития инноваций.

Национальная академия наук, которая, по словам Омеляна, взяла на себя роль мозгового центра в разработке Hyperloop в Украине, в прошлом году переживала не лучшие времена. В связи с хроническим недофинансированием было ликвидировано или реорганизовано более 10 научных учреждений, а дефицит бюджета Академии составил 627 млн. грн. В 2018 году эксперты испытывают осторожный оптимизм, так как на поддержку науки в Украине правительством было заложено 6,1 млрд. грн. (в 2017 году было 4,7 млрд.грн.). Впрочем, контроль за использованием выделенных средств не менее важен, особенно учитывая прошлогодний скандал с научными исследованиями чудотворных икон за счёт налогоплательщиков.

Читайте также
Путь из варяг в греки: почему Днепр считается главной водной артерией Восточной Европы

После того, как НАН сделает научное обоснование проекта, просчитает все возможные риски и оценит потенциал, в Днепре за счет частных инвестиций будет создана тестовая площадка. Омелян прогнозирует, что это произойдёт не ранее 2019 года. Планируется, что украинским специалистам помогут их коллеги из Мексики, где на сейчас при содействии Octagonal Corporation тоже проходит реализация «гиперпетли». Город Днепр выбран в качестве отправной точки не случайно, ведь именно там расположено ракетостроительное предприятие «Южмаш», также заявившее о своём участии в проекте.

Третий этап, а именно промышленное строительство, начнётся не скоро, так как пока даже на мировом уровне этот проект находится на стадии разработки.

По подсчётам специалистов из Ukrainian Institute for the Future, чтобы покрыть только эксплуатационные затраты, билет на получасовую поездку в капсуле «Киев-Одесса» должен стоить 19,9 долл. (при курсе 26 грн/долл.), а для того, чтобы окупить весь проект в течение 30 лет, необходимо установить цену проезда в 168 долл. При этом, по состоянию на июнь 2017 года, билет на поезд «ИнтерСити» по этому же маршруту за 6 часов поездки стоил 12,4 долл., а часовой полёт на самолёте – 114 долл. Таким образом, даже в случае запуска проекта будет существовать определённая проблема с загруженностью, ведь для рядового украинца зачастую важна не скорость передвижения, а стоимость поездки.

Оценки, сделанные экспертами «навскидку», свидетельствуют, что стоимость ветки, соединяющей Днепр с Одессой и протяжённостью 488,4 км, составит от 3 млрд. долл. до 3,6 млрд. долл. Например, в 2018 году на дорожную инфраструктуру планируется выделить из госбюджета 44 млрд. грн. (1,6 млрд. долл.).

Читайте также
Uber: скандалы в Украине и мире

К идее реализации Hyperloop скептически отнёсся украинский стартапер и изобретатель Антон Головаченко, получивший мировое признание благодаря проекту бюджетного экзоскелета. Головаченко назвал предложение Маска устаревшим и в качестве альтернативы привёл пример менее затратного строительства поездов на магнитной подушке в Японии и Китае. К слову, во время испытаний подобных поездов в 2015 году побили рекорд скорости передвижения наземного пассажирского транспорта – 603 километра в час, а полноценная действующая трасса была запущена 16 лет назад в Китае. Максимальная скорость, которой достигает поезд на тридцатикилометровом промежутке, составляет 430 км/ч. Экспериментальным капсулам Hyperloop еще не удалось побить этот рекорд.

Причастие к международному «клубу Hyperloop» автоматически способствует повышению репутации государства. К тому же, создание амбициозного технологического проекта обеспечит рабочие места, потребует вложений в отечественную науку и промышленность, привлечёт высококлассных специалистов и, в случае успеха, повысит инвестиционную привлекательность Украины.

В то же время, на противоположной чаше весов лежит замороженное строительство новых станций метро в Киеве, включая постоянно откладываемое открытие «Львовской Брамы» на Сырецко-Печерской ветке, общее плачевное состояние дорог и железнодорожного транспорта в Украине, а также предыдущие провалившиеся проекты «Нового Шёлкового пути» в Китай и Иран от министра инфраструктуры.

Поделиться в соц сетях
Оставить комментарий

Выбор редакции

Перенос президентских выборов-2019 в Украине: слухи и перспективы

В украинских СМИ периодически поднимается волна слухов о досрочных президентских или парламентски...

28/8/2018

Призрак дефолта веет над Украиной: что происходит с экономикой страны

Со середины августа в Украине снова активизировались разговоры вокруг возможного банкротства (деф...

27/8/2018

ГПУ и ГБР становятся крышей для контрабанды в Одессе

Контрабанда продолжает оставаться черной дырой в украинском бюджете и золотой жилой для отдельных...

22/8/2018

Новая военная техника: украинский ВПК показывает свои достижения

Лето 2018 года может войти в историю Украины как новый этап в развитии отечественного военно-пром...

21/8/2018