Вторник, 14 августа, 2018

Легализация доходов: подводные камни налоговой амнистии в Украине

Легализация доходов

Законопроект о «налоговой амнистии», зарегистрированный недавно в Верховной Раде депутатами от Блока Петра Порошенко (БПП), стал очередным примером того, как власть может убить хорошую идею.

Легализация доходов: упорство БПП

Идея легализации капиталов, нажитых, мягко говоря, не совсем законным путем (иначе, почему их не декларировали?), всплывает в Украине в течение последних четырех лет. Но законопроекты соответствующей тематики либо отзывались авторами, либо отбраковывались Комитетом Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики.

Читайте также
Чем грозят Украине изменения в Налоговый кодекс

Так, в 2015 году на то время председатель фракции БПП Юрий Луценко и нардеп от «Народного фронта» Александр Кирш внесли в Верховную Раду законопроект «О нулевой декларации». Но вскоре документ был отозван.

В том же году в Украине в какой-то мере стартовала налоговая амнистия. «С 17 января 2015 года была введена налоговая амнистия для бизнеса – в форме компромисса по налогу на прибыль предприятий и налогу на добавленную стоимость, – напоминает адвокат правовой группы «Побережнюк и партнеры» Роман Кобец. – Налоговый компромисс предполагал, что государство прощает предпринимателям ранее недоплаченные налоги за периоды до 1 апреля 2014 года за плату в сумме 5% от объемов заниженных налоговых обязательств, тогда как остальные 95% считались погашенными».

По данным Государственной фискальной службы, через месяц после вступления в силу закона о налоговом компромиссе заявления в органы ГФС подали 614 предприятий. Они увеличили налоговые обязательства на 2,87 млрд грн., с которых оплате в бюджет подлежало 143,4 млн грн. «Налоговая амнистия в 2015 году закончилась полным провалом. Об этом даже потом никто в СМИ не писал», – подчеркивает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

В мае 2016 года представитель всё той же президентской фракции БПП Николай Фролов зарегистрировал законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс (о налоговой амнистии и налогообложении неподтвержденного дохода)». Однако и этот документ был отозван.

Тема налоговой амнистии бурно обсуждалась осенью 2016 года. Предварительный текст законопроекта, разработанного комитетом ВР по вопросам налоговой и таможенной политики (во главе которого стоит Нина Южанина из БПП), попал тогда в СМИ. Помимо легализации капиталов взамен на уплату 5% налога, документ предусматривал жёсткий непрямой контроль над дальнейшими расходами декларантов.

Но подобная концепция вступала в противоречие с электронным декларированием госчиновников. Первая волна е-декларирования тогда как раз закончилась, вызвав массу эмоций («Так вот как они живут!»), но так и не приведя к наказанию чиновников высшего звена, указавших фейковые доходы или не сумевших объяснить происхождение своих богатств.

Очередная попытка легализовать «всё, что нажито непосильным трудом», была предпринята весной 2018 года. В марте во время встречи с представителями бизнеса президент призвал предпринимателей присоединиться к наработке соответствующего законопроекта. «Я предлагаю еще раз вернуться к обсуждению так называемой «нулевой декларации». Мы не можем говорить о том, что каждый украинец в чем-то виновен. Надо дать возможность каждому украинцу заплатить налог в соответствии с законом, завести деньги в Украину, инвестировать их в украинскую экономику и чувствовать себя свободным гражданином свободной страны», – заявил тогда Петр Порошенко.

А уже 10 апреля нардепы из пропрезидентской фракции Андрей Шинькович и Геннадий Чекита подали в парламент законопроект №8257 «О правовом режиме добровольного декларирования средств, имущества и других объектов физическими лицами».

Легализация доходов: что предлагается

Проанализировав законопроект №8257, представители Центра противодействия коррупции (ЦПК) отметили, что всем желающим предлагается в течение года подать добровольную «нулевую» декларацию, куда внесут всё, что ранее утаили. После этого в течение 30 дней уплатить налог – 2,5% от стоимости объекта.

Читайте также
Е-декларирование-2018: плюс полмиллиона новых декларантов

При этом, отмечают в ЦПК, особая процедура определена для декларирования денег. Декларанты смогут перечислять средства на счета в украинских банках и платить за них 2,5% налога или перевести деньги из иностранных банков на спецсчета в Украине и ничего не платить. Таким декларантам предлагается также возвращать полную стоимость вложений Фондом гарантирования вкладов. Сейчас возмещение вкладов гражданам осуществляется в предельном размере, установленном на день вывода банка с рынка.

Декларантам-добровольцам хотят гарантировать, что всё, «засвеченное» ими богатство, будет признаваться приобретенным без нарушения законодательства, при условии уплаты налога. Их предполагается освободить от обязанности по предоставлению информации об источниках происхождения имущества и денег, указанных в добровольной декларации. Последняя, в отличие от е-деклараций, не станет всенародным достояниям: госорганы должны будут хранить тайну относительно информации, указанной в «нулевой декларации».

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что он «направлен на улучшение условий для развития экономики государства, содействие ее детенизации, привлечение инвестиций, увеличение доходов в государственный бюджет Украины и местные бюджеты».

Один из автором законопроекта – Шинькович – уверяет, что документ будет работать исключительно в интересах государства и бизнеса. «44% бизнеса находится в тени, половина бизнеса не платит налоги, то есть бизнес не доплачивает государству 500 млрд грн. налогов в год. Мы думаем, что этим благодаря этому закону получим примерно 100 млрд грн.», – заявил.

Он также уверяет, что никакие гарантии не уберегут предпринимателей от проверок фискальными органами: «После того, как пройдет добровольное декларирование, у представителей бизнеса всё равно спросят, откуда у них такое состояние, сколько они уплатили налогов».

Это противоречит тому, что указано в законопроекте, которым устанавливается необходимость «предоставления полных государственных гарантий недопустимости применения любого преследования физических лиц, в связи с декларируемыми доходами, кроме коррупционных доходов и доходов, полученных в результате совершения преступлений, не связанных со сферой хозяйственной деятельности». Всем, кто решит «засветить» реальный доход, обещают выдать «государственный сертификат конфиденциальности» – своеобразную индульгенцию от проверок.

Шинькович подчеркнул, что предложенное единоразовое декларирование коснется только представителей бизнеса и простых граждан. Чиновники, нардепы, судьи и антикоррупционеры, которые обязаны подавать электронные декларации, по словам нардепа, не получат право на легализацию активов таким путем.

В то же время, в самом документе подобного уточнения нет. В законопроекте говорится следующее: «Субъектами представления добровольной декларации могут быть физические лица – резиденты и/или граждане Украины, которые являются фактическими владельцами, приобретателями или получателями объектов декларирования».

Легализация доходов: опасные моменты

Позитивные моменты легализации доходов понятны – вывод средств из тени, возвращение денег из оффшоров, прозрачные правила игры для всех с «чистого листа». Такие процедуры, дающие издыхающей экономике второе дыхание, порой, действительно, срабатывали в ряде стран.

Читайте также
На кота и на посылку: какими налогами хотят обложить украинцев?

Но опасных моментов в легализации доходов, которую предлагают представители БПП, куда больше, чем потенциально положительных.

Начнем с того, что без восстановления доверия бизнеса к государству очередная попытка «обелить» экономику однозначно обречена на провал.

«Обычные граждане не будут ничего особо декларировать, потому что они не доверяют власти. Если сегодня они покажут, что у них стало чуть больше денег, завтра к ним придут фискалы, несмотря на то, что в законопроекте написано, что никто ни к кому не приходит», – поясняет независимый экономический эксперт Виктор Скаршевский.

По словам специалиста, если «нулевое декларирование» будет внедрено без защиты прав собственности, без тотального реформирования судебной системы и коррумпированной государственной фискальной службы, то «выхлоп» от такой налоговой амнистии будет слабый.

Есть и психологический момент, который тоже нужно учитывать. «Налоговая амнистия закрепит в сознании добросовестных плательщиков, что, оказывается, можно было вот так воровать полжизни, не платить налоги, а потом «вжух!» – и государство тебе говорит – заплати условно 2,5% или 5% и спи спокойно. А как должны себя чувствовать граждане, которые всю жизнь отдавали больше половины зарплаты для уплаты налогов при таком развитии событий? Обманутыми, я полагаю», – говорит партнер практики налогового права ЮФ Juscutum Наталья Радченко.

Чувства граждан (в случае принятие закона о легализации доходов в варианте БПП) в какой-то мере высказал экс-президент Грузии, бывший губернатор Одесской области, лидер «Руху нових сил» Михаил Саакашвили: «Вконец обнаглевшие от безнаказанности коррупционеры предлагают протащить закон, согласно которому они получат индульгенцию, отдав 2,5% с награбленного. У меня встречное предложение. Отдайте всё, что украли, возьмите обязательство, что больше никогда не будете занимать никакие государственные посты, и мы оставим вас на свободе, чтобы не содержать ваше пребывание в тюрьме».

Вкрай знахабнілі від безкарності корупціонери пропонують протягнути закон, згідно з яким вони отримають індульгенцію,…

Posted by Mikheil Saakashvili on 2018 m. balandis 16 d.

Глава экспертной организации StateWatch Глеб Каневский считает, что законопроект о нулевой декларации сейчас неактуален по нескольким причинам.

Читайте также
Правительство «загоняет» алкоголь в «тень»

«Первая – это то, что в 2015 году, когда было введено декларирование, должностные лица и так фактически уже получили нулевые декларации. Это означает, что фактически правоохранители не могут спросить о том, как чиновники получили свои доходы до 2015 года и призвать их к ответственности, – отмечает он. – И тенденция очевидна – когда у министров и депутатов спрашивают о происхождении состояния, они уверенно отвечают, что ранее они давно были в бизнесе».

Вторая причина, по словам эксперта, в том, что должностные лица, которые распоряжаются деньгами и имеют государственные полномочия, в мировой практике несут ответственность за то имущество, происхождение которого они не могут объяснить. «То есть, если чиновник уже после 2015 года приобрел квартиру или элитное авто и по его декларации деньги «упали ему с неба», то он подпадает под ответственность. Поэтому любые подобные законопроекты это, по сути, попытка спасти себя и своих друзей-чиновников», – отмечает эксперт.

Каневский считает, что поддержать подобную инициативу могут нардепы, являющиеся фигурантами уголовных производств антикоррупционных органов из-за незадекларированного имущества. «Можно вспомнить депутатов Дзензерского, Дейдея, Розенблата, когда тот пытался вывезти за границу украшения, которых не было в его декларации, и ряд других, – рассказывает Каневский. – Фигурантами являются и другие топ-чиновники. Например, прокурор сил АТО Кулик, гражданская жена которого владела огромным состоянием и не могла объяснить, откуда его получила».

По словам Каневского, нынешние политики делают всё, чтобы не допустить первого судебного решения по статьям, которые подразумевают ответственность за незаконное имущество. Ведь когда хоть один чиновник сядет, станет ясно, что система работает.

Финансист, экономический эксперт, аналитик Dragon Capital Сергей Фурса поясняет настойчивость президентской политсилы в продвижении легализации доходов: «Парочка неприметных депутатов от БПП, которых даже в телевизор не пускают, подают законопроект. Они называют это «нулевая декларация», но де-факто – они хотят легализовать коррупционные доходы нашей властной элиты. И даже щедро готовы заплатить за это 2,5% налога. После введения НАБУ, перед угрозой создания Антикоррупционного суда, чиновники реально боятся массово отправляться в тюрьму за «незаконное обогащение». И хотят сделать это обогащение законным».

По мнению Фурсы, не будь у нас программы МВФ, депутаты, быстро бы приняли этот законопроект.

«Еще и засекретили бы эти декларации – нечего холопам перед выборами интересоваться. И будьте уверены, на всех ток-шоу они дружно бы объяснили, что надо легализировать доходы украинцев. Все мы были в тени. И пришло время «жити по-новому». И теперь никто и никогда не смог бы доказать, что миллионные состояния, рендж-роверы или дома в Конче-Заспе – это коррупция. Всё легально. Всё ради страны», – поясняет эксперт намерения властьимущих.

Но МВФ – против легализации доходов до того времени, пока не будет реформирована Государственная фискальная служба. И точно будет против легализации коррупционных доходов.

Читайте также
Лотереи в Украине: кому заработок, а кому убытки

Председатель общественного объединения «Декларация под контролем» Александра Дрик напоминает, что нулевое декларирование президент Порошенко пытался ввести с 2015 года. «Президент очень долго пытался продавить нулевую декларацию через своих представителей в парламенте, – отмечает она. – Фактически, это означает, что его не покидает мысль освободить всех коррупционеров от ответственности – всё его окружение, всех госслужащих, которые могут быть лояльными к нему перед выборами».

По словам Дрик, вводить нулевое декларирование сейчас – это поставить крест на антикоррупционной реформе.

«Потому что антикоррупционным органам нечего будет расследовать. По сути, Петр Порошенко говорит: «Не трогайте нас – расследуйте тех, кто будет после нас». То есть все коррупционеры, которые много лет были у власти, нажились на государственном бюджете – всё их состояние фактически будут легализовано, а значит их нельзя будет привлечь к ответственности», – подчеркивает председатель ОО «Декларация под контролем».

Такой же точки зрения придерживается глава Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин. По его словам, сейчас в НАБУ достаточно большой массив дел, в которых фигурируют народные депутаты. «Большинство из них уже осознают, что это их последний созыв, в особенности это касается большей части НФ и БПП. Депутаты понимают и то, что придется создавать Антикоррупционный суд, так как это ставит под угрозу получение транша МВФ, что может спровоцировать дефолт. И поскольку у них потом не будет иммунитета, а порешать в карманных судах не удастся, сейчас они пытаются так себя обезопасить», – говорит Шабунин.

В ЦПК считают, что в случае принятия законопроекта от БПП, НАБУ придется закрыть все уголовные производства относительно незаконного обогащения топ-чиновников, которые сейчас ведутся.

Центр приводит пример: если председатель Госаудитслужбы Лидия Гаврилова, которую подозревают в незаконном обогащении, задекларирует таким образом квартиру и машину и уплатит налог с них – она сможет воспользоваться этим в суде, чтобы получить оправдательный приговор. То же самое касается и военного прокурора АТО Константина Кулика, который без наличия соответствующих доходов смог приобрести элитную недвижимость и авто.

Читайте также
Миллионеры Украины: как появились и сколько накопили

В ЦПК напоминают, что согласно действующему законодательству, всё имущество, приобретенное чиновником после апреля 2015 года и не подтвержденное официальным доходом, считается предметом незаконного обогащения. Новый же законопроект предлагает исключать из добровольного декларирования те объекты, по которым будет судебное решение о приобретении, создании или получении в результате коррупционного правонарушения.

«То есть надо доказательство того, что имущество приобретено с отката или взятки или же эти средства разворованы путем злоупотребления служебным положением. Если нет зафиксированного факта передачи взятки, за который был приобретен, скажем, роскошный особняк под Киевом, то эта недвижимость будет считаться законной», – объясняют в ЦПК.

То же самое касается лживых сведений в декларации. «Все чиновники смогут подать еще одну добровольную тайную декларацию, которую можно будет успешно использовать, чтобы не объяснять ни НАПК, ни НАБУ источники своих доходов», – отмечает Центр противодействия коррупции.

Поделиться в соц сетях
Оставить комментарий

Выбор редакции

Задержание Марии Бутиной в США: как россиянка Бутина лоббировала отмену санкций

Не успел американский суд присяжных вынести обвинение 12 офицерам российских спецслужб в хищении ...

18/7/2018

Навстречу евробляхам в Украине: что решили депутаты

Новые авто из салонов все дальше отдаляются от украинцев. Как констатировали в консалтинговой ком...

17/7/2018

Кремль «сдает» Донбасс: как это происходит

Появляется всё больше доказательств того, что РФ собирается уходить с Донбасса и «зачищает» хвост...

5/7/2018

Гриценко идет в президенты: кто стоит за политиком

60-летний экс-министр обороны, лидер партии «Гражданская позиция» Анатолий Гриценко, согласно дан...

22/6/2018