Среда, 12 декабря, 2018

Госдолг Украины: можем и не отдавать

госдолг Украина

На протяжении последних нескольких лет над Украиной постоянно нависает тень дефолта, то есть невозможности государства оплатить свои долги. Объясняется это растущим госдолгом и одновременным падением экономики, несмотря на то, что в течение последних двух лет экономические показатели хоть и незначительно (всего на 2%), но выросли. Задолженность растет намного быстрее, чем ВВП и у экспертов возникает логический вопрос: получится ли вернуться к былым показателям.

Госдолг Украины вырос вдвое в течение трех лет

По данным Министерства финансов Украины, совокупный государственный внешний долг страны составил 2,043 трлн. грн. еще в сентябре 2017 года, против 1,958 трлн. грн. месяцем ранее. Пресс-служба ведомства также сообщила, что в декабре 2014 года показатель был вдвое меньше и составлял 1,37 трлн. грн. (69,3 млрд. долл.).

Таким образом, властям хватило трех лет, чтобы удвоить госдолг.

В Национальном Банке Украины считают, что у страны есть повод для радости: внешний долг по отношению к валовому внутреннему продукту падает, что свидетельствует о росте экономики.

19 декабря 2017 года Нацбанк отчитался о размере валового внешнего долга Украины, который составляет 117,3 млрд. долл., что на 2,1% (2,3 млрд. долл.) выше июльских показателей. С начала года размер внешнего долга вырос на 3,6%, а по отношению к ВВП сократился с 121,9% до 111,4%.

Сумма госдолга в валюте не является рекордной для Украины. В течение последних трех лет задолженность стала значительно меньше: 1 января 2011 года наша страна была должна 117,3 млрд. долл., 1 января 2012 года – 126,2 млрд. долл., 1 января 2013 года – 135,065 млрд. долл., а рекордным стал показатель 2014 года – 142 млрд. долл.

Номинальный внешний долг за 4 года уменьшился на 25 млрд. долл., но нагрузка на экономику страны значительно выросла из-за 16%-го падения ВВП и втрое обесценившейся гривны.

государственный долг Украины

По словам замминистра финансов Юрия Буцы, свою роль в этом процессе сыграл выпуск облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) в 2014-2015 гг. для пополнения уставного капитала «Нафтогаза» на 126,3 млрд. грн. Облигации выпускали для покрытия разницы в тарифах и докапитализации госбанков. Например, только национализированный «Приватбанк» обошелся в 146 млрд. грн., которые пришлось занять на внутреннем рынке.

«Жизнь в долг» является довольно привычной для многих стран, которые имеют серьезные орбязательства перед кредиторами. В то же время, они остаются финансово стабильными. Ситуация в Украине обстоит немного иначе.

На обслуживание госдолга Украины уходит четверть бюджета

В Нацбанке рассказали, что в 2018-2020 гг. Украина должна выплатить около 20 млрд. долл. по государственному и гарантированному государством валютным долгам. Также государство должно заплатить 5 млрд. долл. по долгам госкомпаний. Выплату еще 1,68 млрд. долл. удалось отложить.

Читайте также
Государственные дотации аграриям приводят к обогащению олигархов

Третью часть от общей суммы долга наша страна должна выплатить МВФ, с которым действует четырехлетняя программа финансовой помощи. Из запланированных 17,5 млрд. долл. Украина пока получила несколько траншей на общую сумму 8,7 млрд. долл. В НБУ считают, что сотрудничество с МВФ необходимо продолжать, поскольку у Украины нет собственных финансовых ресурсов, чтобы расплатиться по счетам.

В течение 2018-2020 гг. всего необходимо выплатить около 25 млрд. долл., при том, что по состоянию на 1 декабря 2017 года золотовалютные резервы составляли 18,9 млрд. долл. Единственным выходом из ситуации регулятор считает продолжение сотрудничества с МВФ после 2019 года, то есть новые займы.

На обслуживание госдолга Украина тратит почти четверть годового бюджета страны. Так, в 2017 году в Государственный бюджет заложили около 241 млрд. грн. на оплату долгов страны, что составляло около 30%.

Львиная доля выплат в 2017 году пришлась на облигации внутреннего государственного займа. Только на обслуживание гривневых ОВГЗ придется потратить более 62 млрд. грн., еще 47,2 млрд. грн. предусмотрели на погашение облигаций, номинированных в украинской валюте, а также 1,5 млрд. долл. на погашение долларовых облигаций.

Любопытно, что по итогам 2017 года Украина потратила больше денег на получение долгов, чем получила финансирования: почти 1,3 млрд. долл. процентов и обслуживания долга против транша в 1 млрд. долл.

В 2018 году на обслуживание долгов в Госбюджете заложили 175 млрд. грн. По словам замминистра финансов Сергея Марченко на погашения внешних заимствований будет направлено 61 млрд. грн.

При условии, что госбюджет страны получил 730 млрд. грн. дохода в 2017 году и ожидается 1 трлн. грн. в 2018 году, в течение двух лет на возврат и обслуживание долгов придется потратить почти четверть своего бюджета (415 млрд. грн.).

От реструктуризации госдолга Украины до дефолта

Соотношение внешних долговых обязательств и золотовалютных резервов вызывает беспокойство не только у Нацбанка.

Экономист Алексей Кущ считает, что кроме нехватки золотовалютных резервов опасение вызывают еще два нюанса: отрицательный торговый баланс украинской внешней торговли, при котором импорт превышает экспорт минимум на 5 млрд. долл. в год, а также необходимость НБУ проводить валютные интервенции на валютном рынке для удержания курса гривны.

Читайте также
Зарплаты в Украине стремительно растут: насколько лучше стало жить

Все это «вымывает» валюту, необходимую для выплаты задолженности. Объемы валюты и депозитов сократились с 1,5 млрд. долл. до 1,3 млрд. долл., стоимость золота практически не изменилась и находится у отметки в 1 млрд. долл., а портфель ценных бумаг резко вырос до 14,2 млрд. долл. с 10,2 млрд. долл. Именно в ценные бумаги иностранных эмитентов Нацбанк и вложил те 4 млрд. долл., которые забрал с внутреннего валютного рынка летом прошлого года, не дав курсу национальной валюты дополнительно укрепиться еще на 1,5-2 гривны.

«О ликвидности портфеля ценных бумаг НБУ можно только догадываться, тем более, что существенная его часть была сформирована еще до глобального кризиса 2008 года, после которого многие эмитенты исчезли с радаров фондового рынка. В любом случае, ликвидность портфеля ценных бумаг существенно ниже, чем ликвидность валюты и депозитов – это понятно даже студенту первого курса», – отмечает экономист.

Алексей Кущ видит три варианта решения проблемы:

1) привлечь иностранные инвестиции, изменить торговый баланс и нарастить резервы НБУ;

2) привлечь новые кредиты и за их счет рефинансировать старые долги;

3) объявить дефолт или очередную реструктуризацию (технический дефолт).

Экономист считает, что на первый вариант уже нет времени. В 2017 году объем инвестиций не превысит 1,5 млрд. долл., в то время как только вывод дивидендов за границу иностранными компаниями составил в прошлом году 1,8 млрд. долл.

Второй вариант более реалистичный, но при условии, что «правительство предоставит инвесторам не пресловутый план Маршалла, который заключается в том, как «стырить» деньги иностранных доноров на строительстве дорог и прочей инфраструктуры, а настоящий план экономического успеха, в который сможет поверить даже самый закоренелый скептик».

Еще один вариант – реструктуризация или технический дефолт, при котором платежи государства по долгам переносятся на более длительный срок.

В 2015 году Украина уже проводила реструктуризацию на 2015-2017 гг. благодаря тогдашнему министру финансов Наталье Яресько. Но условия проведения вызвали у экономистов массу вопросов.

В соответствии с условиями реструктуризации, одобренными внешними кредиторами, а затем и парламентом, Украина за списание части долга в размере немногим более 3 млрд. долл. и за согласие увеличить сроки погашения основной части долга предоставила внешним кредиторам так называемый дериватив или инструмент восстановления стоимости (VRI).

Суть его заключается в том, что в случае роста украинской экономики выше 3% в год, страна должна будет заплатить владельцам еврооблигаций 15% от суммы роста ВВП в 3-4% и 40% от величины прироста ВВП свыше 4%. И так в течение 20 лет, с 2021 по 2040 год.

Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация, при которой Украине придется платить кредиторам за возможность роста. Получается замкнутый круг, выйти из которого наша страна возможно и не сможет, во всяком случае, без реального, а не технического дефолта.

Поделиться в соц сетях
Оставить комментарий

Выбор редакции

Новые градостроительные нормы: изменится ли что-то в Украине

Осень 2018 года стала весьма насыщенной для украинцев в плане нововведений. Среди последних стоит...

12/10/2018

Продажа «Кузницы на Рыбальском»: афёра или сделка года

Президент анонсировал продажу своего столичного актива – завода «Кузница на Рыбальском». Новым со...

12/10/2018

Судебная реформа в Украине: зарплаты, кадры, решения

Состояние судебной системы в Украине вот уже долгие годы вызывает постоянные нарекания украинцев ...

11/10/2018

Выборы-2019: Андрей Садовый решил податься президенты

В полку кандидатов в президенты Украины прибыло: вслед за мэром Глухова Мишелем Терещенко о своих...

10/10/2018