Среда, 21 ноября, 2018

Рекой, пароходом, поездом: чего ждут украинцы от цены на бензин и как предлагают ее снизить

Цены на бензин

Нестабильная ситуация на украинском рынке топлива вынудила правительство использовать для ее решения нестандартные ходы, ранее уже апробированные при борьбе премьера Владимира Гройсмана за дешевые бахчевые. Кабмин хочет ввозить бензин и дизельное топливо в Украину из Беларуси водным путем, эксперты же говорят, что бензин может подешеветь и так.

Цены на бензин: традиционный рост

Осень – пора традиционного роста цен на бензин и дизельное топливо. В результате постепенного роста в прошлом году, к началу 2018 года средняя цена на бензин в Украине выросла с 27 до 32 гривен. Впрочем, весной цена упала до 27-29 гривен.

Читайте также
Битва за украинскую ГТС: безальтернативность или бессмысленность

История повторилась и осенью 2018 года: еще начиная с августа цена на бензин постепенно росла в среднем на 25-30 копеек еженедельно, а в отдельных сетях АЗС и на 50-70 копеек. В результате, к середине октября цена на бензин выросла в среднем на 3,5-4 грн. за литр, кое-где и больше.

Несколько меньшими темпами, в среднем на 15-20 копеек еженедельно, рос в цене и автомобильный газ. Так, стоимость сжиженного газа государственной компании «Укргаздобыча» выросла на 760 грн./т., главная причина – дефицит этого вида топлива.

В целом, по данным Консалтинговой группы А-95 на 19 октября была зафиксирована следующая средняя цена на топливо:

Бензин А-95 премиум – 34,16 грн.;
Бензин А-95 – 33 грн.;
Бензин А-92 – 31,99 грн.;
Дизельное топливо – 31,86 грн.;
Газ автомобильный – 16,10 грн.

Самое дорогое топливо в стране продают на автозаправках OKKO и WOG, на которых стоимость бензина А-95 доходит до 36 грн. за литр, а автогаза – до 16,70 грн. за литр.

Цены на бензин: виноваты нефть и гривна

Основными причинами, повлекшими за собой рост цен на топливо для Украины, эксперты назвали ослабление позиций гривны по отношению к доллару.

Начиная с августа гривна начала стремительно девальвировать в сравнении с долларом, «похудев» с начала августа в среднем на 1,5-2 грн. В то же время, по словам экспертов, каждая гривна в курсе доллара – это дополнительные 80 коп./л. на АЗС, то есть только на курсе доллара бензин «накрутил» в цене 1,5 грн.

В сентябре начался рост цен на нефть, что еще больше добавило к росту цен на топливо: с 72 долл. за баррель нефть марки Brent выросла до 85 долл. к началу октября.

Читайте также
«Сливай бензин»: на АЗС топливо бьет ценовые рекорды

Объективность подорожания признали и в Антимонопольном комитете Украины: государственный уполномоченный АМКУ Валерий Полюхович, заявил, что рост цен на топливо в нашей стране не связан с нарушениями антимонопольного законодательства, а та ситуация на автозаправочных станциях Украины, которая наблюдается в настоящее время, в полной мере соответствует общемировой.

Оценивая ситуацию на сегодняшний день, с точки зрения антимонопольного законодательства, Полюхович заявил, что нельзя сегодня говорить об определенных нарушениях, таких как злоупотребление монопольным положением, антиконкурентные согласованные действия, или недобросовестная конкуренция, ведь попросту их нет.

Вместе с тем во время роста цен на бензин летом-осенью 2017 года АМКУ заявил о расследовании конкурентного сговора на рынке сжиженного газа. В июне 2018 года по результатам расследования Комитет оштрафовал группы «Надежда», «WOG», «ОККО», ООО «Авантаж 7» и ООО «Факторинг Групп» более чем на 40 млн грн.

Цены на бензин: водный транспорт как панацея

Поскольку в государстве признали рост цен на топливо объективным, надавить на продавцов через АМКУ для ее снижения было невозможно, и в правительстве предложили свой способ для ее снижения.

Доля импорта из Беларуси в структуре рынка отечественного бензина составляет около 40%. Одной из причин роста цен на топливо осенью 2017 года эксперты называли обвал поставок из Беларуси со среднемесячных 40 тыс. тонн до 10,5 тыс. тонн.

Снижение поставок тогда связывали с плановым ремонтом на Мозырском НПЗ, который начался в сентябре, а также окончанием большинства договоров с украинскими компаниями.

2018 год был более стабильным для импорта белорусских топлива и ГСМ, однако транспортные расходы оставались высокими и в Кабмине решили сэкономить на этой составляющей цен на бензин.

Читайте также
Европа переходит на электромобили: когда Украина откажется от машин на бензине?

12 октября вице-премьер-министр Украины Геннадий Зубко сообщил, что для снижения цены на топливо были достигнуты договоренности к привлечению водного транспорта для импорта горюче-смазочных материалов.

«Именно использование водного, а не железнодорожного, транспорта позволит снизить тариф на транспортировку нефтепродуктов как по территории Украины, так и по территории Беларуси. А значит, даст эффект к снижению цен на топливо в Украине», – сказал он.

По его словам, в ходе переговоров с белорусской стороной был составлен план сотрудничества между двумя странами на 2019-2021 годы.

Очевидно, вице-премьер решил использовать опыт своего шефа – главы Кабмина Владимира Гройсмана, летом 2017 года провожавшего в путь по Днепру баржу с арбузами словами, что цена на транспортировку бахчевых в столицу снизится, поскольку перевозка водным транспортом вдвое дешевле, чем автомобильным.

Как сообщал МаркерУА отечественный агробизнес в лице СП «Нибулон» проявляет интерес к водным перевозкам как к более дешевой альтернативе для транспортировки выращиваемой сельхозпродукции. Сын владельца «Нибулона» народный депутат Андрей Веревский в Верховной Раде предложил законопроект 2475а-3 «О внутреннем водном транспорте». Суть альтернативного законопроекта состоит в финансировании за счет средств Государственного Дорожного фонда, поскольку речные перевозки помогут снизить грузопоток на дорогах.

Со своей стороны, Кабмин предлагает законопроектом №2475а «О внутреннем водном транспорте» создать Администрацию внутреннего водного транспорта, которая будет заниматься решением проблем речного транспорта, за что операторы рынка будут платить речной сбор.

Впрочем, инициатива Кабмина по осуществлению перевозок топлива водным путем может оказаться невостребованной, так как с ноября РФ вводит запрет на экспорт светлых и темных нефтепродуктов, а также сжиженного углеводородного газа в Беларусь. Запрет должен продлиться до конца 2019 года.

Причиной подобного решения в РФ назвали тот факт, что Беларусь осуществляет реэкспорт в третьи страны части нефтепродуктов, поставляемых из России в рамках Таможенного союза без уплаты таможенных сборов. Таким образом, обеспеченность Беларуси топливом на экспорт в Украину упадет и речной путь украинского Кабмина может оказаться сухим.

Эксперты ждут снижения цен на бензин

Может так случиться, что речной путь для белорусского бензина может и вовсе не понадобиться, поскольку со середины октября на украинских АЗС наблюдается обратная картина – цены на топливо идут вниз.

По данным «Консалтинговой группы А-95», с 12 по 16 октября сети АЗС WOG и ОККО снизили цены на бензины на 50 коп.за литр.

Читайте также
Бедность в Украине: кто виноват и что делать

Причиной снижения, разумеется, стали не заявления вице-премьера Зубко, а падение цен на нефть, начавшееся в это же время. Так, цена нефти марки Brent с 85 долл. за баррель в начале октября опустилась к 17 октября до 79,5 долл.

По оценкам эксперта топливного рынка Сергея Куюна в течение следующих недель цена на бензин и дизельное топливо в Украине может упасть на 1,5-2 грн. за литр. Объясняется это благоприятностью двух основных факторов, влияющих на стоимость бензина в Украине – падением мировых цен на нефть и укреплением курса гривны к доллару. Правда, до уровня июля 2018 года цены вряд ли снизятся.

Также эксперт порекомендовал не ждать снижения цены на сжиженный газ – популярную у автомобилистов альтернативу бензину. Его стоимость, по мнению Сергея Куюна, вряд ли будет меньше нынешних 16 грн. за литр, что является экономически обоснованной ценой.

Причиной роста цены эксперт назвал его небольшой дефицит, который был вызван тем, что трейдеры закупили на пике роста цен меньше обычного, опасаясь, что стоимость LPG-топлива пойдет вниз, и они понесут убытки. Вместе с тем этот дефицит временный – даже летний сезон, когда потребление газа традиционно возрастает, в этом году прошел спокойно, без скачков цен из-за недопоставок. То есть, ожидать серьезного роста цен на автогаз не стоит – они остановятся в рамках 16-16,50 грн. за 1 литр.

Поделиться в соц сетях
Оставить комментарий

Выбор редакции

Новые градостроительные нормы: изменится ли что-то в Украине

Осень 2018 года стала весьма насыщенной для украинцев в плане нововведений. Среди последних стоит...

12/10/2018

Продажа «Кузницы на Рыбальском»: афёра или сделка года

Президент анонсировал продажу своего столичного актива – завода «Кузница на Рыбальском». Новым со...

12/10/2018

Судебная реформа в Украине: зарплаты, кадры, решения

Состояние судебной системы в Украине вот уже долгие годы вызывает постоянные нарекания украинцев ...

11/10/2018

Выборы-2019: Андрей Садовый решил податься президенты

В полку кандидатов в президенты Украины прибыло: вслед за мэром Глухова Мишелем Терещенко о своих...

10/10/2018