Понедельник, 15 октября, 2018

Верификация — механизм проверки на бедность

верификация субсидий

 

Министерство финансов Украины представило для публичного обсуждения проект Закона Украины «О верификации и мониторинге государственных выплат».

 

Авторы документа дают верификации четкое определение.

«Верификация государственных выплат – это комплекс мероприятий по сбору и проверке достоверности информации, которая влияет на определение права и размера государственных выплат, а также выявление несоответствующих данных в автоматизированных информационных и справочных системах, реестрах, базах данных и других источниках информации о физических лицах, которым назначены, начислены и/или осуществлены государственные выплаты, а также физических лиц, которые обратились за назначением государственной выплаты».

Главная цель нового документа — системное законодательное урегулирование основных правовых и организационных основ верификации государственных выплат в Украине.

В статье 1 проекта Закона уточняется: к государственным выплатам относятся пенсии, различные виды помощи, льготы, субсидии, стипендии и другие выплаты, которые осуществляются за счет средств государственного и местных бюджетов, Пенсионного фонда, фондов общеобязательного государственного социального страхования.

Законопроект предусматривает основные права и задачи Министерства финансов в части осуществления верификации государственных выплат, регулирует основные вопросы сбора, обработки, защиты и анализа информации, полученной от субъектов предоставления информации.

Читайте также
Правительство нанесло удар по субсидиям в Украине

В статье 13 документа перечислена информация, которую планируется использовать для верификации и мониторинга государственных выплат:

  • фамилия, имя, отчество реципиента (согласно определения терминов в данном документе, реципиентами являются физлица, которым назначены, начислены или осуществлены государственные выплаты, а также физлица, которые обратились за их назначением);
  • дата и место рождения;
  • паспорт гражданина Украины;
  • сведения о зарегистрированном и фактическом месте жительства;
  • регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (или серия и номер паспорта для физлиц, которые по своим религиозным убеждениям в установленном порядке отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и имеют соответствующую отметку в паспорте);
  • информация об открытых в банковских учреждениях на имя реципиентов счетов, операций и остатков, полученная в объеме и порядке, установленном статьей 62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности»;
  • уникальный номер записи в Едином государственном демографическом реестре;
  • информация, полученная от субъектов предоставления информации, подтверждающая право на получение государственных выплат в соответствии с законодательством;
  • иная необходимая для проведения проверки информация, которая подается реципиентом при назначении, начислении и/или получения государственной выплаты.

Проектом закона определены три основных этапа верификации.

Этап 1. Превентивная верификация

Это верификация при обращении физического лица по поводу назначения государственных выплат.

Целью проведения превентивной верификации является препятствие назначению неправомерных выплат. Проектом закона предполагается, что превентивная проверка осуществляется при обращении получателей за государственными выплатами в режиме реального времени.

Орган, который осуществляет государственные выплаты, при обращении реципиента за государственными выплатами отправляет запрос в специальную автоматизированную систему накопления, обработки, анализа информации – так называемую информационно-аналитическую платформу. Там сообщенная информация обрабатывается, анализируется и в режиме реального времени человек получает либо не получает подтверждение.

Орган, осуществляющий верификацию и мониторинг государственных выплат, ведет учет запросов на информационно-аналитической платформе.

В презентации Минфина приводится следующий пример: если человек претендует на субсидию в 2 тыс. грн, но при этом сделал покупок более чем на 150 тыс. грн или купил жилье дороже 600 тыс. грн, то субсидию он не получит.

Этап 2. Текущая верификация

Это верификация при предоставлении государственных выплат физическим лицам.

Текущая верификация предполагает систематическую деятельность по анализу данных, определение соответствия сообщенной реципиентами информации данным, обрабатываемых в отношении них в информационно-аналитической платформе, изменений социального и финансово-имущественного состояния реципиентов, которые могут влиять на возможность получения государственных выплат и их размер.

Текущая верификация включает:

  • проведение систематических проверок информации о людях, которые получают государственные выплаты;
  • выявление несоответствий в автоматизированных информационных и справочных системах, реестрах, базах данных и других источниках информации, которые предоставляются субъектами предоставления информации;
  • анализ данных, полученных с помощью информационно-аналитической платформы.

Этап 3. Ретроспективная верификация

Это верификация после завершения предоставления государственных выплат физическим лицам.

Ретроспективная верификация включает:

  • проверку информации в отношении получателей, которым завершены государственные выплаты в период, не превышающий 3 года;
  • проведение анализа учета рекомендаций органом, который осуществляет государственные выплаты.
Читайте также
Субсидии: почему они сокращаются и что с ними будет в 2018

Авторы законопроекта уверены, что реализация его положений будет способствовать развитию справедливой системы социального обеспечения в Украине. Кроме того, это повысит адресность государственных выплат и оптимизирует бюджетные расходы путем проверки информации, которая влияет на определение права и размера государственных выплат.

После публичного обсуждения законопроект будет доработан и подан на рассмотрение Кабмина и Верховной Рады.

«Законопроект, скорее всего, примут, а заработает он в следующем году, — считает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. – Кстати, немало европейцев считают, что у них проще заработать, чем легализовать заработанное. Теперь такая же проблема будет и в Украине. Дело в том, что Украина подписала Соглашение об ассоциации, в рамках которого до 2026 года мы должны привести свое налоговое законодательство в соответствие с европейским. И верификация – это один из шагов «сделать так, как в Европе». Как только человек захочет воспользоваться государственной льготой, он тут же столкнется с верификацией. У того же, кому субсидия или другая помощь от государства не нужны, и проблем не возникнет: с верификацией он не столкнется. То есть это касается только тех, кто хочет от государства что-то получить. В перспективе в общей базе будут абсолютно все сведения о человеке и его ближайших родственниках: имущество, автомобили, недвижимость, депозиты, покупки, сведения из налоговой и т.д. Теперь у того, кто обратился за субсидией, не получится «забыть» указать в заполненной декларации квартиру, причем не только свою, но и своих детей. Не получится и «спрятать» депозит, открыв его, например, на жену или ребенка. В Европе эта система работает давным-давно».

По словам аналитика ГК TeleTrade Владимира Чернобая, проект, хотя и не сразу, но все же имеет большие шансы пройти через Раду. Особенно учитывая, что до парламентских выборов еще достаточно времени, и многое избирателями может забыться.

Читайте также
Новый отопительный сезон: спасут ли украинцев субсидии?

«Данный проект хорошо укладывается в печальный тренд по государственной экономии за счет граждан, — считает Чернобай. – Напомню, что согласно данным Госстата, на субсидиях за газ и коммунальные услуги бюджет за прошлый год суммарно «сэкономил» почти 1 млрд грн. Правда, на эту сумму обеднели обычные граждане, а средний размер назначенной субсидии на одну семью уменьшился на 36%».

Аналитик напоминает: уже есть проект закона о том, что социальные инспекторы смогут ходить по квартирам субсидиантов, дабы убедиться, действительно ли бедно живет семья: оценивать, как давно и дорого был сделан ремонт, проверять счета в банке, марки авто и поездки за границу. Все это также делается для того, чтобы лишить возможности получать субсидии отдельных граждан.

«Сегодня много говорится о том, что число получателей субсидий необходимо сократить на 20%, — продолжает Чернобай. – По-видимому, именно такая количественная цель и ставится разработчиками законов. Под видом заботы о неимущих гражданах и стремлению к адресной помощи все эти процедуры призваны максимально усложнить получение субсидий. Сделать так, чтобы люди махнули рукой на сбор справок, не желая тратить время и опасаясь штрафов.

Эксперт уверен: чтобы сделать субсидии адресными и прозрачными, нужны эффективно действующие единые электронные базы данных, чтобы адресаты субсидий определялись автоматически по документам, и так же автоматически происходили все начисления выплат. А вместо этого нам предлагают сложные и многоэтапные процедуры верификации.

Денег в украинской казне не хватает, а новых больших поступлений в ближайший год-два не предвидится, подытоживает Чернобай. Но лучше бы экономия делалась не на помощи населению справиться с экономическими трудностями в условиях непрекращающегося роста цен, а на органах госуправления или на тех же оборонных статьях бюджета. Тем более, что в условиях текущего соотношения сил в мире они, по большому счету, все равно никакой пользы стране, кроме морального удовлетворения, не приносят.

Поделиться в соц сетях
Оставить комментарий

Выбор редакции

Население Украины: катастрофическая демографическая ситуация

Министр иностранных дел Украины Павел Климкин внезапно обратил внимание на то, что миллион гражда...

2/10/2018

Нападения на активистов: как Украина теряет Одессу и другие регионы

Количество атак на активистов в Украине зашкаливает. Недавно вновь «отличилась» Одесса, где ситуа...

27/9/2018

Тимошенко представила новый экономический курс: сильные и слабые места

21 сентября лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко презентовала программу «Новый экономический курс»....

25/9/2018

Бедность в Украине: кто виноват и что делать

По итогам 2017 года уровень бедности в Украине вырос до 27%. Бедность в Украине: нищих становитс...

24/9/2018