Пятница, 21 сентября, 2018

Кредиты для Украины: у кого, сколько брала страна и сколько отдала

Кредиты для Украины

За последние годы государственный внешний долг Украины вырос до нового исторического максимума – 2,043 трлн. грн. по состоянию на сентябрь 2017 года. По данным пресс-службы ведомства, в декабре 2014 года показатель был вдвое меньше и составлял 1,37 трлн грн. (69,3 млрд долл.).

В декабре Нацбанк оценил валовый внешний долг Украины в 117,3 млрд дол., что на 25 млрд дол. ниже января 2014 года, когда страна должна была 143 млрд. дол. Однако из-за обесценивавшейся втрое гривны и падения ВВП на 16% задолженность значительно выросла.

Государственный внешний долг может формироваться разными способами: от прямых заимствований государства до государственных гарантий различным предприятиям и продажи государственных ценных бумаг, однако львиную его долю составляют все же кредиты, которые государство берет у различных международных финансовых организаций (МФО).

Читайте также
Кредит МВФ: обойдется ли фонд без украинских денег

Кредиты для Украины: МВФ

Цена на газ для населения, Антикоррупционный суд, земельная и пенсионная реформы стали тем камнем преткновения, которые так и не позволили получить Украине в 2017 году очередной транш от МВФ в 1,9 млрд дол. Впрочем, Украине не привыкать к таким периодам взаимоотношений с МВФ при котором годами не получали от него ни цента.

История сотрудничества Украины с МВФ началась еще в 1994 году, хотя членом организации наша страна стала 2 годами ранее.

В конце 1994-начале 1995 гг. Украина получила 763,1 млн дол. на поддержание платежного баланса в рамках системного трансформационного займа, проще говоря на компенсирование дефицита бюджета.

В 1995 году Украина уже перешла к постоянному сотрудничеству по программе «Stand by», предполагавшей постоянное финансирование на согласованные с МВФ цели, правда, при неудовлетворительных результатах Фонд может прекратить сотрудничество. Украина брала деньги на все те же цели: латание дыр в бюджете и поддержку национальной валюты. Правда параллельно предполагалось, что это позволит снизить инфляцию и падение ВВП в обмен на выполнение ряда требований МВФ. Украина смогла получить 1,9 млрд дол., но успеха в заявленных целях не добилась и весной 1995 года финансирование программы было прекращено.

Впрочем, уже осенью 1998 года Украина начала работу в рамках Программы расширенного финансирования получив вплоть до 2002 года почти 1,6 млрд долл., которые пошли на увеличение золотовалютных резервов НБУ.

В течение 6 лет, с 2002 по 2008 годы Украина не брала в МВФ кредиты, хотя договорилась о получении в случае необходимости в 2004 году 600 млн долларов. Необходимости в кредитовании не возникло из-за роста украинской экономики.

В 2008 году Украине пришлось вернуться к программе «Stand by» по причине обрушившегося на страну мирового финансового кризиса. В течение 2 лет Украина прокредитовалась у Фонда на сумму 10,6 млрд долл. из общей суммы кредита в 16,4 млрд долл. под 4% на 15 лет. Продолжение программы оказалось заморожено из-за невыполнения обязательств со стороны украинского государства – бюджет 2009 года был дефицитным, не были сбалансирован бюджеты Пенсионного фонда и подняты цены на газ для населения.

28 июля 2010 года уже при президенте Януковиче была подписана новая программа «Stand by» на общую сумму 15,1 млрд долл., из которых, правда, Украина успела получить только 3,4 млрд.

30 апреля 2014 года вместо уже неактуальной программы сотрудничества времен Януковича была подписана новая, в рамках которой Украина должна была получить 17 млрд долл., но реально были получены 4,3 млрд долл.

Читайте также
Нацбанк «сжимает» кредитный рынок и прогнозирует высокую инфляцию в Украине

Наконец, в марте 2015 года программа «Stand by» по просьбе правительства Украины была заменена на механизм расширенного финансирования, в рамках которого Украина получила пока 8,7 млрд дол. из общего объема в 17,5 млрд. долл.

Всего за время сотрудничества с МВФ Украина, по оценкам Министерства финансов, получила 31,5 млрд долл., по данным же газеты «Сегодня» речь идет о 35,2 млрд долл., а вернула наша страна чуть больше 18 млрд, при этом только процентов Украина заплатила 2,7 млрд долл.

В целом, по состоянию на 1 февраля 2018 года, Украина оказалась на 2-м месте в мире в списке должников перед МВФ – 12,4 млрд. долл.

Кредиты для Украины: проектные МБРР и ЕБРР

Практика кредитования Украины международными банковскими институтами, также вносящими изрядную лепту в госдолг – другая.

Так, Европейский банк реконструкции и развития финансирует конкретные проекты, причем деньги от него получают не только государственные структуры, но и частные. Пожалуй, крупнейшим кредитным проектом от ЕБРР для государства стало накрытие аркой нового безопасного конфайнмента четвертого блока Чернобыльской АЭС. Строительство конфайнмента обошлось в 1,5 млрд евро. Но ЕБРР также профинансировал связанные с накрытием проекты, потому общая сумма инвестиций в этот проект составляет приблизительно 2,1 млрд евро.

Солидным станет и кредит под строительство метро в Харькове – 160 млн евро, о чем в декабре 2017 года договорились представители 2 европейских банков, а также областные и городские власти.

По итогам 2016 года ЕБРР вложил в разные проекты на территории Украины 581 млн евро. В целом за время сотрудничества, на конец 2016 года банк вложил в страну 12,35 млрд евро. Сколько из этой суммы попали в категорию государственного и гарантированного государством долга – неизвестно, но в 2018 году на выплаты задолженности процентов по долгу ЕБРР Украина потратит 3,8 млрд грн. из 305 млрд грн., которые запланированы в текущем году на выплату задолженности.

Аналогично финансирование под конкретный проект, предоставляет и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), в пользу которого в 2018 году украинский бюджет выплатит 8,337 млрд грн. Известно, что с 2014 по 2016 годы Всемирный банк, основным кредитным учреждением которого является МБРР, одолжил Украине 1,4 млрд долл.

Читайте также
Кредитование в Украине: пациент скорее мертв, чем жив

Межгосударственные кредиты для Украины

Еще одним механизмом поступления в Украину кредитов для государства является кредитование по линии другой страны или даже группы стран, как например ЕС.

Так, как стало известно, 9 марта Еврокомиссия утвердила решение по предоставлению Украине кредита по программе макрофинансовой помощи на сумму до одного миллиарда евро, что может стать уже четвертой подобной программой по линии Евросоюза.

С 2014 года Еврокомиссия предоставила Украине 3,4 млрд евро МФП в виде кредитов с низкими процентами. Из этой суммы 1,61 млрд были выделены в 2014 и 2015 годах в рамках первой и второй программ МФП. В апреле 2015 года ЕС решил предоставить третью программу помощи в размере 1,8 млрд евро, из которых 600 млн остались неиспользованными из-за невыполнения Украиной требований программы.

Давали в кредит и отдельные страны, например, США с 2014 по 2016 год одолжили Украине 2 млрд долл. кредитных гарантий.

Среди основных кредиторов Украины также Канада, Германия и Япония.

Отдельно стоит вопрос о кредите в 3 млрд долл., который Украина должна РФ, выкупившей ценные государственные бумаги на эту сумму в конце 2013 года.

По мнению официальных лиц Украины, это была «взятка» тогдашнему президенту Виктору Януковичу за отказ от евроинтеграционных устремлений и потому не признается нашей страной. После 2 лет судебных баталий в 2017 году Высокий суд Лондона предоставил Украине отсрочку в выплате, но уже в 2018 году наша страна должна окончательно решить признавать ли долг и начинать его выплату, или отказаться от обязательств по купленным РФ облигациям. Последнее решение, по мнению экономистов, может значительно ударить по имиджу страны и обеспокоить других кредиторов и потенциальных инвесторов.

Кредиты для Украины: куда уходят деньги

Отдельный и не менее интересный вопрос – куда уходят международные кредиты? Правда в народе об этом сложилось вполне определенное мнение, связанное с украинской коррупцией, официально кредиты идут на государственные нужды.

Не считая кредитов под конкретные проекты от ЕБРР и МБРР вроде укрытия саркофага ЧАЭС, в основном кредиты направляются на:

1) реформирование государственных и иных структур – последнее, впрочем, Украине как правило не удается и является одной из основных причин досрочного прекращения финансирования;

2) улучшение платежного баланса.

Читайте также
7 главных изменений в украинском кредитовании

Именно второй пункт чаще всего является официальным объяснением расходования большей части траншей того же МВФ, правда под этой формально нейтральной формулировкой обычно скрывается банальное желание компенсировать дефицит государственного бюджета по внешним и внутренним обязательствам государства. Часть транша поступает в НБУ и впоследствии используется для валютных интервенций того же Нацбанка с целью удержания гривны от девальвации, не зря многие эксперты напрямую ставят вопрос стабильности украинской валюты рядом с получением очередного транша МВФ.

Так, в 2016 году в Министерстве финансов поясняли, что кредиты МВФ направили на пополнение золотовалютных резервов и в государственный бюджет, что позволило удержать стабильный курс гривны. Деньги Всемирного банка ушли на финансирование политики развития (программы социально-экономического развития, укрепления материально-финансовой базы). Кредит от ЕБРР Украина потратила на закупку газа, деньги ЕС направила в общий государственный бюджет.

Стоит отметить, что в январе 2018 года «Нафтогаз» погасил кредитную линию ЕБРР в 300 млн долл., взятых в 2015 году для закупки газа. Правда, как признался накануне главный коммерческий директор компании Юрий Витренко, «Нафтогаз» планирует снова открыть кредитную линию в ЕБРР под залог корпоративных ценных бумаг.

Касательно кредитов МВФ, то начиная с 2008 года большая их часть напрямую идет в государственный бюджет, где теряется в сотнях и тысячах статей расходов финансовой сметы страны, так что отличить их от остальных уже становится невозможно.

Последними кредитами МВФ на 100% избежавшими попадания в Госбюджет стали кредиты 1998-2002 года в размере 1,6 млрд долл., полностью пошедшие на пополнение золотовалютных резервов НБУ.

Не лучше обстоят дела и с кредитами под конкретные проекты от МФО – на начало 2017 года из семи проектов в органах власти и на госпредприятиях на международные деньги, которые должны были завершиться в 2016 году, только два можно считать выполненными (внедрение скоростного движения пассажирских поездов и формирование резервного фонда «Нафтогаза»). Еще по двум проектам выборка средств составила порядка 35%, по остальным – менее 10%. Еще два из 8 проектов, которые должны были быть выполнены в 2017 году, были реализованы полностью.

Даже кредит от ЕБРР на 450 млн евро под реконструкцию дорог в рамках подготовки к Евро-2012 к 2017 году был использован лишь на 38%.

Читайте также
Коррупция в Украине как главный фактор внутренней и внешней политики

Кредиты для Украины: пояса затягивают все туже

Как показывает статистика, главными украинскими кредиторами являются: МВФ, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), ЕС, Канада, Германия, США и Япония.

Согласно Программе управления государственным долгом на 2018 год, утвержденной Минфином, на погашение и обслуживание государственного долга будут направлены 305,9 млрд грн., или 25,5% расходов госказны. Причем серьезно вырастут расходы на обслуживание госдолга, составив 42,6% в общей структуре расходов на государственный долг и 14,3% в общем объеме расходов госбюджета.

Из общей суммы на погашение и обслуживание госдолга в 305,9 млрд грн., его внешняя часть обойдется стране в 112,56 млрд грн. или в 36,8%. Больше всего – 43,795 млрд грн., придется отдать МВФ, 8,337 млрд грн. – МБРР и 3,817 млрд грн. – ЕБРР.

В Нацбанке рассказали, что в 2018-2020 гг. Украина должна выплатить около 20 млрд долл. по государственному и гарантированному государством валютным долгам. Также государство должно заплатить 5 млрд долл. по долгам госкомпаний. Выплату еще 1,68 млрд. долл. удалось отложить.

Итого за 3 года Украина должна отдать порядка 25 млрд долл., при том, что по состоянию на 1 декабря 2017 года золотовалютные резервы составляли 18,9 млрд долл. В НБУ уверены, что в сложившихся условиях стране просто необходимо продолжать сотрудничество с МВФ, поскольку у Украины нет собственных финансовых ресурсов, чтобы расплатиться по счетам и считает, что начинать работу в этом направлении нужно уже сейчас, не дожидаясь формального окончания в 2019 году 4-летней программы сотрудничества с МВФ.

Поделиться в соц сетях
Оставить комментарий

Выбор редакции

Перенос президентских выборов-2019 в Украине: слухи и перспективы

В украинских СМИ периодически поднимается волна слухов о досрочных президентских или парламентски...

28/8/2018

Призрак дефолта веет над Украиной: что происходит с экономикой страны

Со середины августа в Украине снова активизировались разговоры вокруг возможного банкротства (деф...

27/8/2018

ГПУ и ГБР становятся крышей для контрабанды в Одессе

Контрабанда продолжает оставаться черной дырой в украинском бюджете и золотой жилой для отдельных...

22/8/2018

Новая военная техника: украинский ВПК показывает свои достижения

Лето 2018 года может войти в историю Украины как новый этап в развитии отечественного военно-пром...

21/8/2018