Среда, 12 декабря, 2018

Приватизировать Украину по-новому

правила приватизации

18 января 266 голосами «за» народные депутаты приняли законопроект №7066 «О приватизации государственного имущества», установив новые правила для реализации государством своего имущества.

Приватизация в Украине: реальность всегда меньше ожиданий

Надо сказать, что дела с приватизацией в Украине с 2014 года обстоят довольно удручающе.

По итогам 2014 года в Государственный бюджет удалось перечислить от приватизации 466 миллионов гривен вместо запланированных в начале года 17,1 млрд грн. Те же 17 миллиардов гривен правительство поставило целью в 2015 году, но вновь он не был выполнен, бюджет получил лишь 151 миллион гривен. В 2016 году, Фонду госимущества удалось реализовать госпредприятий на 331 миллион гривен.

Лучшим результатом стал минувший 2017 год: из плана в 17,1 млрд. грн. невыполнение оказалось на уровне 13,725 млрд. грн.

По словам заместителя министра экономического развития и торговли Украины Максима Нефедова, в государственной собственности сегодня пребывают 3500 предприятий, что дает государству долю в национальной экономике в 15,8%. И эти предприятия условно делятся на несколько групп:

1) 900 предприятий, которые, по словам замминистра, «продать нужно прямо сейчас»;

2) 1250 предприятий, которые уже не функционируют, но имеют активы в зоне проведения АТО или Крыму;

3) стратегические предприятия, которые в ближайшее время продаваться не будут.

В список предприятий, которые «нужно продать прямо сейчас», согласно плану приватизации-2018, попали «Одесский припортовый завод», «Центрэнерго», «Турбоатом», шесть энергетических компаний – «Запорожьеоблэнерго», «Николаевоблэнерго», «Тернопольоблэнерго», «Харьковоблэнерго», «Хмельницкоблэнерго», «Черкассыоблэнерго», Николаевская, Днепровская, Херсонская ТЭЦ, «Аграрный фонд», «Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины» и ряд объектов малой приватизации. За них в совокупности в Фонде государственного имущества планируют выручить 21,3 млрд грн.

Несколько особняком стоит национализированный в декабре 2016 года «ПриватБанк», приватизация которого, по словам его теперь уже экс-председателя правления Александра Шлапака, может начаться в 2018 году.

От большой до малой приватизации — четверть миллиарда

Законопроект №7066 делит принадлежащее государству имущество на объекты малой (стоимостью до 250 миллионов гривен) и большой (свыше 250 миллионов гривен) приватизации.

Читайте также
Е-декларирование-2018: плюс полмиллиона новых декларантов

Масштаб приватизируемого объекта будет влиять не только на его цену, но и продолжительность приватизации. Так, на подготовку приватизации в рамках «большой приватизации» дается 11 месяцев, а малой — 5 месяцев.

Сокращение сроков подготовки, кстати, тоже нововведение законопроекта — ранее этот срок для крупных объектов составлял не менее 2 лет.

Также в Министерстве экономического развития планируют ввести ноу-хау — «электронную приватизацию» через электронные площадки системы ProZorro, что поможет сильно снизить продолжительность приватизации. Реализовывать приватизацию через них планируют как раз исключительно малых объектов.

Процедура «большой» приватизации более сложная — для реализации крупных объектов по наиболее выгодной цене разработчики законопроекта планируют выходить на международный рынок и привлекать иностранных советников и консультантов, которые будут помогать добиваться наиболее выгодных для Украины условий приватизации.

Также в зависимости от масштаба приватизации различается и гарантийный взнос, который должен внести кандидат в покупатели госимущества: 5% от стартовой цены приватизируемого объекта для большой приватизации и 10% — для малой.

Приватизация с прицелом на Запад

Вообще надо сказать, что направленность на «заход» в Украину иностранных покупателей в принятом законе о приватизации прослеживается весьма четко, да собственно, и не скрывалась в Кабмине.

Еще летом 2017 года в ходе конференции в Лондоне премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что на процесс приватизации в Украине будут распространяться нормы английского права, пока в нашей стране будет проходить судебная реформа.

Читайте также
Европа становится опасной для украинских олигархов и их активов

«Мы подготовили новое законодательство Украины по приватизации. Это означает, что после принятия в парламенте закона будет новая система прозрачной конкурентной приватизации. Но мы закладываем один очень важный нюанс. Пока будет проходить судебная реформа, мы заложили в этот закон норму, что на весь приватизационный процесс будет распространяться английское право», – сказал премьер.

Гройсман отметил, что такая норма позволит обеспечить гарантии инвестиций.

Так, часть 12 статьи 26 принятого законопроекта гарантирует право возможности решения споров, которые могут возникнуть между покупателем и продавцом, в международном коммерческом арбитражном суде. Это право подтверждается в статье 30.

Также последняя статья ограничивает срок исковой давности для оспаривания результатов приватизации 3 месяцами для малой приватизации и 3 годами для большой.

Интересно, что согласно статье 8 покупателями не могут быть российские компании и сомнительные юридические лица, которых подозревают в отмывании преступных доходов и подпадающие под санкции в Украине:

— государство, признанное Верховной Радой Украины государством-агрессором, а также юридические лица, в которых такое государство имеет существенное участие, и лица, которые находятся под контролем таких юридических лиц;

— лица, созданные в соответствии с законодательством государств, включенных FAТF в список государств, не сотрудничающих в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, а также юридические лица, 50 и более процентов уставного капитала которых принадлежат прямо или косвенно таким лицам;

— физические и юридические лица, в отношении которых применены специальные экономические и другие ограничительные меры (санкции) в соответствии с Законом Украины «О санкциях», а также связанные с ними лица.

Что нужно для участия в приватизации

Желающие принять участие в малой приватизации должны будут предоставить следующие документы:

1) для потенциальных покупателей — физических лиц граждан Украины — копия паспорта гражданина Украины;

2) для иностранных граждан — копия документа, удостоверяющего личность;

3) для потенциальных покупателей – юридических лиц:

— выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований Украины — для юридических лиц – резидентов;

Читайте также
Газотранспортная система Украины: вчера, сегодня, завтра

— документ о регистрации в стране его местонахождения (извлечение из торгового, банковского или судебного реестра и тому подобное), заверенный в соответствии с законодательством государства его выдачи, переведенный на украинский язык — для юридических лиц – нерезидентов;

— информация о конечном бенефициаре. Если лицо не имеет конечного бенефициарного владельца, указывается информация об отсутствии конечного бенефициарного владельца и о причине его отсутствия;

— последняя годовая или квартальная финансовая отчетность;

4) документ, подтверждающий уплату регистрационного взноса, а также документ, подтверждающий оплату гарантийного взноса в размере 10 процентов стартовой цены со счета потенциального покупателя, открытого в украинском или иностранном банке (кроме банков государств, внесенных FATF в список государств, не сотрудничающих в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем) на счет, определенный частью одиннадцатой настоящей статьи;

5) письменное согласие потенциального покупателя относительно взятия на себя обязательств, определенных условиями продажи.

Для объекта большой приватизации перечень документов следующий:

1) для потенциальных покупателей – юридических лиц:

— выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований Украины — для юридических лиц – резидентов;

— документ о регистрации в стране его местонахождения (извлечение из торгового, банковского или судебного реестра и тому подобное), заверенный в соответствии с законодательством государства его выдачи, переведенный на украинский язык — для юридических лиц – нерезидентов;

— информация о конечном бенефициаре. Если лицо не имеет конечного бенефициарного владельца, указывается информация об отсутствии конечного бенефициарного владельца и о причине его отсутствия;

— последняя годовая или квартальная финансовая отчетность, подтвержденная аудитором;

2) для потенциальных покупателей — физических лиц граждан Украины:

— информация об источниках происхождения средств для приобретения объекта большой приватизации, копия паспорта;

3) для иностранных граждан — документ об имущественном состоянии и доходах, выданный уполномоченным органом государства гражданства или налогового резидентства, копия паспорта;

Читайте также
Экономические итоги 2017-го: сбывшиеся прогнозы и неожиданные сюрпризы

4) документ, подтверждающий оплату гарантийного взноса (со счета потенциального покупателя, открытого в украинском или иностранном банке (кроме банков государств, внесенных FATF в список государств, не сотрудничающих в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем) в размере пяти процентов от стартовой цены объекта большой приватизации или банковскую гарантию, а также документ, подтверждающий уплату регистрационного взноса. Гарантийный взнос в размере пяти процентов от стартовой цены объекта большой приватизации уплачивается на соответствующий текущий счет органов приватизации;

5) письменное согласие потенциального покупателя относительно взятия на себя обязательств, определенных условиями продажи.

Также в новом Законе утверждается, что не могут быть основанием для принятия решения о недопущении покупателя к участию в приватизации объекта большой приватизации или не заключения договора купли-продажи по результатам продажи на аукционе или применения процедуры выкупа в случае, когда потенциальный покупатель:

— не отвечает требованиям статьи 8 настоящего Закона;

— не подал документы или сведения, обязательное представление которых предусмотрено настоящим Законом;

— подал неправдивые сведения о себе.

Не могут быть основанием для принятия решения о недопущения потенциального покупателя к участию в приватизации формальные (несущественные) ошибки в оформлении заявления на участие в приватизации объекта большой приватизации или в документах и информации, которая подается вместе с таким заявлением, не влияющие на смысл заявления или документов и информации, в том числе технические ошибки и описки.

Решение о недопущении потенциального покупателя к участию в приватизации должен содержать исчерпывающий перечень оснований для принятия такого решения.

Поделиться в соц сетях
Оставить комментарий

Выбор редакции

Новые градостроительные нормы: изменится ли что-то в Украине

Осень 2018 года стала весьма насыщенной для украинцев в плане нововведений. Среди последних стоит...

12/10/2018

Продажа «Кузницы на Рыбальском»: афёра или сделка года

Президент анонсировал продажу своего столичного актива – завода «Кузница на Рыбальском». Новым со...

12/10/2018

Судебная реформа в Украине: зарплаты, кадры, решения

Состояние судебной системы в Украине вот уже долгие годы вызывает постоянные нарекания украинцев ...

11/10/2018

Выборы-2019: Андрей Садовый решил податься президенты

В полку кандидатов в президенты Украины прибыло: вслед за мэром Глухова Мишелем Терещенко о своих...

10/10/2018