Суббота, 21 апреля, 2018
КУРС НБУ
USD
26.22
EUR
32.47
RUB
0.430

Проверка – стоп! Какой бизнес и как будут проверять в 2018-м году

проверки бизнеса 2018

Несомненное ухудшение экономической ситуации в стране побуждает правительство и народных депутатов идти на какие-то шаги навстречу бизнесу, чтобы улучшить его положение.

Одним из наиболее разрекламированных шагов в этом направлении является мораторий на проведение плановых и внеплановых проверок государственными органами, введенный в 2014-м году и затем ежегодно продляемый. В настоящий момент, в рамках принятого Закона Украины «О государственном бюджете на 2018 год» данный мораторий будет действовать до 31 декабря 2018 года, то есть еще год.

Впрочем, не исключено что его вновь продлят в декабре текущего года.

Запрет проверок бизнеса, да не для всех

Первоначально мораторий на проверки бизнеса был введен в 2014 году Законом № 1622 и действовал в период с августа и до конца декабря 2014 года. Под запрет тогда попали любые виды проверок контролирующих органов (за исключением ГФС), кроме как по разрешению Кабинета Министров или заявлению самого предприятия.

Уже в конце 2014 года мораторий был продлен до июня 2015, но в его защите начали появляться дополнительные «бреши» — теперь из-под запрета помимо налоговой (ГФС) подпали и органы Государственной финансовой инспекции.

Тогда же был «модифицирован» запрет на проверки специально для налоговиков: теперь под мораторий о проверках подпадали предприятия с оборотом за прошлый год не менее 20 миллионов гривен. С одной стороны, в этом был плюс для малого и среднего бизнеса, чьи обороты явно позволяли им избегать подобных проверок, с другой же стороны законодательных пробелов, а также случаев, на которые указанный проверочный запрет не распространялся, имело место великое множество. Именно поэтому данный мораторий специалисты зачастую называли «невидимым».

Читайте также
Что изменилось в Украине с наступлением 2018 года

Законодательство, касающееся налоговых проверок, продолжало «развиваться», правда почему-то не в пользу бизнеса.

В 2016-м году Верховная Рада принимает ряд законов, регулирующих взаимоотношения бизнеса и проверяющих органов, главным из которых несомненно, становится Закон №1728 «О временных особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».

Согласно данному закону полный запрет касался исключительно плановых проверок, но оставлял возможность для проведения внеплановых проверок в таких случаях как:

— по заявлению самого предприятия;
— по решению суда;
— в случае наступления аварии или смерти пострадавшего в результате деятельности предприятия;
— по обоснованному заявлению физического лица о нарушении его прав (по согласованию с Государственной регуляторной службой).

Как показывает практика, наиболее массовыми причинами для внеплановых проверок являются именно заявления физических лиц, чьи права были нарушены. Это в равной степени может говорить, как о выросшем у украинцев желании и умении бороться за свои права посредством государственных органов, так и о том, что многие заявления физлиц инициируются самими проверяющими для получения легальной возможности проведения контроля, наложения штрафа или же совершения коррупционных действий.

Особенно популярной может быть последняя версия по причине значительного расширения государственных органов, на которых все тем же Законом №1728 мораторий на проверки не распространяется:

— Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг;
— Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку;
— Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей;
— Государственная фискальная служба и ее территориальные органы;
— Государственная аудиторская служба Украины и ее территориальные органы;
— Государственная служба экспортного контроля;
— Государственная инспекция ядерного регулирования Украины и ее территориальные органы;- Государственная служба Украины по вопросам труда и ее территориальные органы;
— Государственная авиационная служба Украины;
— органы Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины;
— Министерство экологии и природных ресурсов;
— Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания;
— Национальный банк Украины;
— Антимонопольный комитет Украины.

Читайте также
Почему деньги любят счет и тишину

Перечень достаточно широк для того, чтобы принести головную боль украинскому бизнесу и особую пикантность этому перечню придавало наличие среди органов, на которые мораторий не распространяется, Государственной служба Украины по вопросам труда. С 1 же января 2017 года были значительно увеличены штрафы для бизнеса за нарушения трудового законодательства. Максимальная сумма штрафа может составить 320 тыс. грн. Как заявлял представитель «Союза защиты предпринимателей» Александр Красовский, это было равнозначно закрытию мелкого и даже среднего бизнеса.

И хотя такой мрачный сценарий не оправдался, ценность моратория на проверки таким образом была значительно снижена.

Проверки бизнеса в 2018-м

Принятием Закона Украины «О Государственном бюджете на 2018 год» Верховная Рада продлила мораторий на 2018-й год, но вместе с тем, согласно Закону №1728, у ряда контролирующих структур оказались развязаны руки.

Как сообщает Opendatabot в 2018 году бизнес ожидают 27169 проверок от различных контролирующих структур, наиболее массовыми из которых станут проверки:

— Государственной службы по вопросам чрезвычайных ситуаций – 7917;
— Государственная фискальная служба – 6028;
— Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей – 5324;
— Государственная служба Украины по вопросам труда и ее территориальные органы – 5211;
— Государственная экологическая инспекция Украины — 4118.

Наибольшее количество визитов налоговиков ожидается в Киевской, Харьковской и Одесской областях, а основными объектами их проверок станут компании, которые занимаются оптовой торговлей, сельским хозяйством и строительством.

Одновременно органы ДФС уменьшают количество внеплановых мероприятий — в 2016 году проведено 16,1 тыс. внеплановых проверок, в 2017 году — 15,1 тыс. таких проверок.

Читайте также
Экономические итоги 2017-го: сбывшиеся прогнозы и неожиданные сюрпризы

Подразделениями аудита органов ДФС за 11 месяцев 2017 года нарушителям законодательства доначислено денежных обязательств на сумму 25,1 млрд. гривен, обеспечено согласование 16,0 млрд., в том числе 5,3 млрд. налога на прибыль и 4,3 млрд. налога на добавленную стоимость.

Проверять, как объяснили в ГФС, будут компании, имеющие наивысшие критерии риска, определенные приказом Министерства финансов Украины:

— уровень уплаты налогов ниже чем в среднем по отрасли;
— задекларированная убыточность предприятия;
— связь с контрагентами, пребывающими в стадии банкротства, ликвидации или розыске;
— имеются различия между налоговыми обязательствами и налоговым кредитом.

Особенно «повезет» компаниям, работающим в сфере реализации продуктов питания, поскольку с апреля 2018 года вступает в силу закон 2042-VIII о государственном надзоре за пищевыми продуктами. Мораторий на проверки со стороны Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей на такие компании действовать не будет. Более того, проверки могут осуществляться без предварительного предупреждения.

«Делается это для того, чтобы, к примеру, фальсифицированную продукцию не успели убрать с прилавков до прихода проверяющих. Такая продукция встречается даже в школьных и дошкольных учреждениях. Поэтому рынок, в первую очередь, продовольственных товаров, пора взять под контроль», — рассказал председатель Госпродпотребслужбы Владимир Лапа.

Одновременно с этим проверяемый хозяйственный субъект имеет право вести видеофиксацию проверки для снижения коррупционных рисков.

Бизнес недоволен запланированными проверками

О том, как проходят внеплановые налоговые проверки в Украине в 2018-м году уже успел рассказать 4 января на своей странице в соцсети Facebook директор компании «Киевстар» Петр Чернышев.

«Сегодня утром к нам в главный офис пришло около трех десятков налоговых полицейских. Проникли через охрану всей вот такой бригадой, просто раздвинув наш турникет, и предъявили нам Постанову Шевченковского районного суда г. Киева о разрешении провести обыск нашего офиса. В их составе пришли сразу ЧЕТЫРЕ налоговых майора! Что же они ищут в таком большом составе? Три договора, заключенных очень давно еще прошлым руководством компании и уже прекративших действие, и пару десятков дополнительных документов к ним. Напоминаю, у нас уже почти два года идет суд с ГФС Украины, которая считает, что Киевстар недоплатил рекордную сумму – почти полтора миллиарда гривен! — в бюджет Украины», — написал Чернышев.

Posted by Peter Chernyshov on 2018 m. sausis 4 d.

Глава компании связал тот визит с двухлетним судом, идущим с ГФС Украины, в рамках которого суд и выдал разрешение на обыск и изъятие документов, несмотря на то, что по словам Чернышева компания является налогоплательщиком номер 1 в отрасли связи и одним из самых крупнейших налогоплательщиков страны, за 20 лет работы уплатив в казну 52 млрд. грн. различных налогов и сборов.

Представители же малого бизнеса сетуют на налоговую нагрузку в виде минимальной заработной платы для наемных работников и единого социального взноса с него. Так, предприниматель 2-й группы единого налога должен уплатить 744,60 грн. единого налога и 819 гривен ЕСВ за себя, а также оплачивать 2 наемных рабочих с минимальной заработной платой в 3723 гривны, а также ЕСВ в 22% с зарплаты обоих в 3090 гривен.

Итого в месяц предприниматель должен отдать 4653 гривны налогов и социальных взносов, а также 5994 гривны зарплаты для 2 наемных работников, остающиеся после осуществления всех выплат с зарплаты как-то «военный» налог в 1,5% и налог на доходы физлиц в 18%.

«Вместе 10 647,78 грн. на содержание 2 работников и налоги. И это при постоянных повышениях тарифов на энергоресурсы и уменьшении покупательной способности населения. Поэтому предпринимателям остается работать только в «тени» и с конвертами! Стратегическими партнерами малого бизнеса в Украине остаются расчетные карточки «Приватбанка» и «Новая Почта», — поясняют причины, вынуждающие их работать в тени «нарываясь» на проверку Госкомтруда, предприниматели в социальных сетях.

Трохи про покращення бізнес-клімату для малих підприємців в Україні…1. Податок для ФОПів 2 групи: єдиний податок…

Posted by Eduard Virag on 2018 m. sausis 7 d.

Поделиться в соц сетях
Оставить комментарий

Выбор редакции

Без талонов и медкарт: какие нововведения ждут украинцев на приеме у врача

13 марта вступил в силу приказ Министерства здравоохранения Украины №157, подписанный 26.01.2018....

19/3/2018

Вылов рыбы в Украине: отрасль медленно исчезает

Объем ловли водных биоресурсов украинскими рыбаками с 1989 года сократился в 11 раз: с 1,1 млн то...

6/3/2018

Футбольные фанаты и политика: точки соприкосновения

Фанаты киевского «Динамо» ездили в Афины на недавний матч Лиги Европы с местным клубом АЕК и оказ...

6/3/2018

Кого обманывает Кабмин: минимальная зарплата в Украине выросла вместе с задолженностью по ее выплате

Второй год в Украине происходит заметный рост минимальной заработной платы на законодательном уро...

27/2/2018